Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа
Договор является основной формой разнообразных экономических связей всех сельскохозяйственных, как впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры охватывают все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.1
В настоящее время договор занял центральное место среди правовых средств, необходимых для нормальной деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации, что является безусловным требованием при участии любой коммерческой организации в рыночных отношениях.
1. Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве. 3-4
2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 4-7
3. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
7- 23
4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 23-26
5. Задача 27-29
ГК РФ относит поставку, поставку для государственных нужд, контрактацию и обычную куплю – продажу к разновидностям одного и того же договорного – купли – продажи. Именно на этом основана структура гл. 30 ГК РФ8, которая в первом параграфе закрепляет основные, общие для всех его разновидностей, положения о купле – продаже, а следующие параграфы этой главы посвящены отдельным видам купли – продажи, среди которых в ГК РФ названы, в частности, поставка, поставка для государственных нужд и контрактация.
Использование разных видов договоров для реализации сельскохозяйственной продукции объясняется, прежде всего, тем, как исторически формировались не только юридические формы коммерческой деятельности, но и экономические связи сельскохозяйственных предприятий.
Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйственной продукции оформляется не только обычными договорами купли – продажи – они используются, если речь идет о реализации уже произведенной сельскохозяйственной продукции и сырья.
В тех же случаях, когда предметом договора является еще не выращенная, не произведенная, реально не существующая, а только будущая продукция, заключаются специфические договоры, которые в нашей стране получили название договоров контрактации. Дословное объяснение этого термина звучало бы примерно как «договор о договоре» или «соглашение о договоренности». Суть проблемы заключается в том, что как только экономическая структура и производственная, техническая и технологическая база сельского хозяйства, транспорта и торговли позволили создать систему длительного хранения и переработки больших объемов сельскохозяйственной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики, занимающаяся промышленной переработкой этого сырья и производством продовольствия. Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабильного обеспечения продовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянного производства. С другой стороны, сельскохозяйственные товаропроизводители – как средние и мелкие крестьянское, фермерские хозяйства, так и крупные производства также были заинтересованы в существовании системы гарантированного сбыта своей продукции.
Такие экономические условия
Суть этого договора, по своей правовой природе является разновидностью купли – продажи, и, следовательно, одной из правовых форм экономических отношений купли – продажи, состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта – непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъектов – производителя такой продукции и, как правило, специализированного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключения такого договора самого его предмета еще не существует – эта продукция ещэта продукция ещ: урожай еще не выращен, шерсть не сострижена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора контрактации – это «будущие вещи». Исторически договор контрактации занимал несомненно ведущее место по своей практической значимости среди договоров реализации сельскохозяйственной продукции как один из видов договора купли – продажи наряду с поставкой товаров, розничной куплей – продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого обязательства. Он получил легализацию в качестве всеобщей правовой формы государственных закупок сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик (ст. 51-52), в ГК РСФСР 1964 г. (ст. 267-268), отчасти в некодифицированном текущем аграрном законодательстве 60-х- начале 90-х г.г.
До начала экономических реформ, т.е. до начала 90-х г.г. договоры контрактации были в основном плановыми, заключались на основе и во исполнение планового задания на государственную закупку сельскохозяйственной продукции, доведенного до колхоза (совхоза) в установленном порядке и в соответствии с планом развития сельскохозяйственного производства в хозяйстве.
Кроме того, для заключения договоров
контрактации в административном
порядке прикреплялись к заготовителям
и перерабатывающим предприятиям, как
правило, монополистам в своей отрасли
производства – мясокомбинатам, молочным,
крахмалопаточным, спиртовым и иным заводам
пищевой и перерабатывающей промышленности,
базировались на обязательных для хозяйств
планах государственных закупок. В результате
договорные отношения по реализации сельскохозяйственной
продукции носили административно-правовой
характер, т.к. колхозы и совхозы вступили
в правоотношения с предприятиями и организациями
или их вышестоящими органами, наделенными
в отношении сельскохозяйственных предприятий
контрольными или нормативными или организационно-
В юридической литературе того периода было господствующим понятие, которое выделяло особые юридические признаки договора контрактации, отличавшегося от договора купли – продажи обязательностью заключения в пределах плана: его субъектами признавались не любые, а лишь строго определенные организации; заключение того договора связывалось с оказанием определенной помощи хозяйству заготовителем. На заготовительную организацию возлагалась, в частности, обязанность обеспечить хозяйство действующими стандартами, техническими условиями, правилами приемки и оценки закупаемой продукции и расчетов за нее. По требованию хозяйства она консультировала его работников по этим вопросам. Все это было необходимо в период господства в стране командно-административной системы с ее жестким, централизованным плановым руководством.
Переход Российской Федерации от административно-командной к рыночной экономике обусловил возникновение новых общих правовых и экономических принципов в формировании, размещении и использовании на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории РФ, не зависимо от форм собственности.
Не смотря на принципиальное изменение отношения государства в сфере аграрной экономики, из которой оно ушло как власть управляющая, организующая и распределяющая, ГК РФ сохраняет договор контрактации, связанный ранее с плановыми заданиями и административными актами, предопределяющими содержание договора.
СТ. 535 ГК РФ9 определяет договор контрактации как обязательство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегулированы непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы о договорах поставки или поставки для государственных нужд.
Сообразуясь с частноправовыми началами гражданского законодательства, коммерческая практика отказалась от изживших и дискредитировавших себя командно-административных методов в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Все это является поводом для полного отрицания практического значения договора контрактации, за пределами которого сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, члены садоводств и огородничеств реализуют сельскохозяйственную продукцию по договорам купли – продажи, закупки, поставки и комиссии.
Закупки для государственных нужд,
т.е. закупки сельскохозяйственной
продукции для образования
В законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки и поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целевых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение население продовольствием. Договоры закупки и поставки выступают также как инструмент государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, формирования государственных резервов, обеспечения необходимого уровня продовольственно снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций. В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и реализуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.
Расширение хозяйственной и юридической самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций связанно с созданием системы государственного регулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на формирование сети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута рыночной аграрной экономики.
Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, создать альтернативные каналы реализации продукции, упростить процедуру поиска продавца и покупателя; во-вторых, установить систему централизованного паритета между сторонами договоров закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Данная функция договора достаточно полно отражена в ценовой политике государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и взвешенной протекционистской политикой. Этим целям в определенной мере служат и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемый и достаточный для защиты интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций уровень паритета.
Одновременно с помощью
Для удовлетворения федеральных потребностей и потребностей субъектов Федерации в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии устанавливается государственный заказ. Это позволяет сформировать федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Закупки и поставки в федеральный фонд гарантируют продовольственную обеспеченность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт – Петербурга. За счет федерального фонда формируются государственные продовольственные резервы, оперативный резерв Правительства РФ, обеспечиваются экспортные поставки. Региональные фонды гарантируют продовольственную обеспеченность субъектов РФ.
Правовое основание закупки
и поставки образуют сложный юридический
состав: государственный заказ и
договор, который служит средством
выражения хозяйственной
Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъективного состава договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.
Главная особенность субъектного состава этого обстоятельства состоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную продукцию по договорам купли – продажи или используют комиссионную торговлю и т.д.
Вторая сторона договора закупки и поставки – потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.
Информация о работе Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве