Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Договор является основной формой разнообразных экономических связей всех сельскохозяйственных, как впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры охватывают все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.1
В настоящее время договор занял центральное место среди правовых средств, необходимых для нормальной деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации, что является безусловным требованием при участии любой коммерческой организации в рыночных отношениях.

Содержание

1. Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве. 3-4

2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 4-7

3. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
7- 23

4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 23-26

5. Задача 27-29

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрное контрольная.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

ГК РФ относит поставку, поставку для государственных нужд, контрактацию и обычную куплю – продажу к разновидностям одного и того же договорного – купли – продажи. Именно на этом основана структура гл. 30 ГК РФ8, которая в первом параграфе закрепляет основные, общие для всех его разновидностей, положения о купле – продаже, а следующие параграфы этой главы посвящены отдельным видам купли – продажи, среди которых в ГК РФ названы, в частности, поставка, поставка для государственных нужд и контрактация.

Использование разных видов договоров  для реализации сельскохозяйственной продукции объясняется, прежде всего, тем, как исторически формировались не только юридические формы коммерческой деятельности, но и экономические связи сельскохозяйственных предприятий.

Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйственной продукции оформляется не только обычными договорами купли – продажи – они используются, если речь идет о реализации уже произведенной сельскохозяйственной продукции и сырья.

В тех же случаях, когда предметом  договора является еще не выращенная, не произведенная, реально не существующая, а только будущая продукция, заключаются специфические договоры, которые в нашей стране получили название договоров контрактации. Дословное объяснение этого термина звучало бы примерно как «договор о договоре» или «соглашение о договоренности». Суть проблемы заключается в том, что как только экономическая структура и производственная, техническая и технологическая база сельского хозяйства, транспорта и торговли позволили создать систему длительного хранения и переработки больших объемов сельскохозяйственной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики, занимающаяся промышленной переработкой этого сырья и производством продовольствия. Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабильного обеспечения продовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянного производства. С другой стороны, сельскохозяйственные товаропроизводители – как средние и мелкие крестьянское, фермерские хозяйства, так и крупные производства также были заинтересованы в существовании системы гарантированного сбыта своей продукции.

Такие экономические условия естественно  привели к формированию специфического договорного института, который, например, в дореволюционном русском праве  назывался договором запродажи, а в советской юридической  терминологии именовался договором контрактации.

Суть этого договора, по своей  правовой природе является разновидностью купли – продажи, и, следовательно, одной из правовых форм экономических  отношений купли – продажи, состоит  в том, что он опосредует продажу  специфического объекта – непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъектов – производителя такой продукции и, как правило, специализированного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключения такого договора самого его предмета еще не существует – эта продукция ещэта продукция ещ: урожай еще не выращен, шерсть не сострижена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора контрактации – это «будущие вещи». Исторически договор контрактации занимал несомненно ведущее место по своей практической значимости среди договоров реализации сельскохозяйственной продукции как один из видов договора купли – продажи наряду с поставкой товаров, розничной куплей – продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого обязательства. Он получил легализацию в качестве всеобщей правовой формы государственных закупок сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик (ст. 51-52), в ГК РСФСР 1964 г. (ст. 267-268), отчасти в некодифицированном текущем аграрном законодательстве 60-х- начале 90-х г.г.

До начала экономических реформ, т.е. до начала 90-х г.г. договоры контрактации были в основном плановыми, заключались  на основе и во исполнение планового  задания на государственную закупку сельскохозяйственной продукции, доведенного до колхоза (совхоза) в установленном порядке и в соответствии с планом развития сельскохозяйственного производства в хозяйстве.

Кроме того, для заключения договоров  контрактации в административном порядке прикреплялись к заготовителям и перерабатывающим предприятиям, как правило, монополистам в своей отрасли производства – мясокомбинатам, молочным, крахмалопаточным, спиртовым и иным заводам пищевой и перерабатывающей промышленности, базировались на обязательных для хозяйств планах государственных закупок. В результате договорные отношения по реализации сельскохозяйственной продукции носили административно-правовой характер, т.к. колхозы и совхозы вступили в правоотношения с предприятиями и организациями или их вышестоящими органами, наделенными в отношении сельскохозяйственных предприятий контрольными или нормативными или организационно-распорядительными функциями.

В юридической литературе того периода  было господствующим понятие, которое  выделяло особые юридические признаки договора контрактации, отличавшегося от договора купли – продажи обязательностью заключения в пределах плана: его субъектами признавались не любые, а лишь строго определенные организации; заключение того договора связывалось с оказанием определенной помощи хозяйству заготовителем. На заготовительную организацию возлагалась, в частности, обязанность обеспечить хозяйство действующими стандартами, техническими условиями, правилами приемки и оценки закупаемой продукции и расчетов за нее. По требованию хозяйства она консультировала его работников по этим вопросам. Все это было необходимо в период господства в стране командно-административной системы с ее жестким, централизованным плановым руководством.

Переход Российской Федерации от административно-командной к рыночной экономике обусловил возникновение новых общих правовых и экономических принципов в формировании, размещении и использовании на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории РФ, не зависимо от форм собственности.

Не смотря на принципиальное изменение  отношения государства в сфере  аграрной экономики, из которой  оно ушло как власть управляющая, организующая и распределяющая, ГК РФ сохраняет договор контрактации, связанный ранее с плановыми заданиями и административными актами, предопределяющими содержание договора.

СТ. 535 ГК РФ9 определяет договор контрактации как обязательство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегулированы непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы о договорах поставки или поставки для государственных нужд.

Сообразуясь с частноправовыми  началами гражданского законодательства, коммерческая практика отказалась от изживших и дискредитировавших себя командно-административных методов  в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Все это является поводом  для полного отрицания практического значения договора контрактации, за пределами которого сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, члены садоводств и огородничеств реализуют сельскохозяйственную продукцию по договорам купли – продажи, закупки, поставки и комиссии.

Закупки для государственных нужд, т.е. закупки сельскохозяйственной продукции для образования федерального и региональных продовольственных  фондов, осуществляются на основе Федерального закона от 02.10.1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»10, принятого в его развитие Временного положения о размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующего расчет и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данный ФЗ регулирует порядок реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Также он предусматривает залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, т.е. при залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством РФ на осуществление залога, а залогодателями товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством РФ. Кроме того в данном законе рассматриваются мероприятия по стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, порядок осуществления лизинга в сфере агропромышленного производства, установление цен в агропромышленном производстве, антимонопольное регулирование цен на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, государственное регулирование кредитования, расчетов и страхования в сфере агропромышленного производства и другие вопросы связанные с регулированием агропромышленного производства.11

В законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки и  поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды  сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целевых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение население продовольствием. Договоры закупки и поставки выступают также как инструмент государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, формирования государственных резервов, обеспечения необходимого уровня продовольственно снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и  поставки приобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций. В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и реализуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.

Расширение хозяйственной и  юридической самостоятельности  сельскохозяйственных коммерческих организаций  связанно с созданием системы  государственного регулирования сельского  хозяйства, усилением влияния его  органов на формирование сети оптовых  продовольственных рынков как необходимого атрибута рыночной аграрной экономики.

Это позволяет решить две взаимосвязанные  задачи: во-первых, создать альтернативные каналы реализации продукции, упростить  процедуру поиска продавца и покупателя; во-вторых, установить систему централизованного паритета между сторонами договоров закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Данная функция договора достаточно полно отражена в ценовой политике государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и взвешенной протекционистской политикой. Этим целям в определенной мере служат и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемый и достаточный для защиты интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций уровень паритета.

Одновременно с помощью договора обеспечивается постепенный переход  к минимальным гарантированным  ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в федеральный и региональный продовольственные фонды. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996 – 2000 годы предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарного производства, а также уровень доходности, достаточный для простого производства. Тем самым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов и органов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой и установлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.

Для удовлетворения федеральных потребностей и потребностей субъектов Федерации  в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии устанавливается  государственный заказ. Это позволяет сформировать федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Закупки и поставки в федеральный фонд гарантируют продовольственную обеспеченность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт – Петербурга. За счет федерального фонда формируются государственные продовольственные резервы, оперативный резерв Правительства РФ, обеспечиваются экспортные поставки. Региональные фонды гарантируют продовольственную обеспеченность субъектов РФ.

Правовое основание закупки  и поставки образуют сложный юридический  состав: государственный заказ и  договор, который служит средством  выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.

Субъектами договора закупки и  поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъективного состава договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.

Главная особенность субъектного состава этого обстоятельства состоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную продукцию по договорам купли – продажи или используют комиссионную торговлю и т.д.

Вторая сторона договора закупки  и поставки – потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

Информация о работе Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве