Правовой режим земель водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит во всестороннем изучении правового режима земель водного фонда. Задачи исследования:
- разобрать понятие правового режима земель водного фонда;
- разобрать классификацию земель водного фонда по различны основаниям;
- рассмотреть вопрос права собственности на земли водного фонда;
- рассмотреть государственное управление землями водного фонда;
- рассмотреть правовую охрану водных объектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда 5
1.1.Общие положения 5
1.2.Классификация земель водного фонда 7
Глава 2. Государственное управление землями водного фонда 13
Глава 3. Правовая охрана водных объектов 14
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

КР Правовой режим земель водного фонда (Тема 42).docx

— 48.92 Кб (Скачать файл)

Не допускается приватизация земельных участков в случаях:

- изъятия земельных  участков из оборота;

- ограничения  земельных участков в обороте;

- установленного ФЗ запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования  земель для государственных или  муниципальных нужд.11

Ограничены в обороте, а следовательно, не подлежат приватизации без установления такого разрешения на уровне федерального закона находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):

- в пределах  которых расположены водные объекты,  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности;

- расположенные  под объектами гидротехнических сооружений;

- в первом  и втором поясах зон санитарной  охраны водных объектов, используемых  для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Запрещается приватизация земельных  участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с  ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные  карьеры, в границах территорий общего пользования.

Земельные участки, расположенные  под объектами гидротехнических сооружений, ограничиваются в обороте  и не предоставляются в частную  собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предполагает возможным нахождение гидротехнических сооружений в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц или юридических лиц независимо от организационно-правовой формы. Следовательно, юридическим и физическим лицам - собственникам гидротехнических сооружений такие земельные участки предоставляются на ином вещном праве, производном от права собственности, в соответствии с земельным законодательством. Однако, если гидротехническое сооружение построено за счет финансирования физическим и юридическим лицами на землях, находящихся в частной собственности этих лиц, право частной собственности распространяется и на земельный участок, и на гидротехнический объект в целом.12

Запрет на приватизацию земельных  участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования необходимо рассматривать с учетом того, что земельные участки общего пользования выделяются в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, населенных пунктов, а также во взаимосвязи с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Следовательно, если на таком земельном участке располагается пруд или обводненный карьер, исключительное право на приватизацию земельного участка, принадлежащее собственникам зданий, строений, сооружений, распространяется и на участок под данным водным объектом.

ЗК РФ установлено, что  предоставление земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, в собственность граждан и  юридических лиц осуществляется за плату; бесплатно - только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. Иностранные граждане, юридические лица и лица, не имеющие гражданства, могут претендовать на предоставление таких земельных участков только за плату.

Таким образом, современное  земельное право не допускает  нахождения в частной собственности, в том числе приобретения в  порядке приватизации, земельных  участков не только под водными объектами, но и в предусмотренных законом  случаях находящихся в зонах  охраны водных объектов, за исключением  прудов и обводненных карьеров, находящихся  вне границ территорий общего пользования.

Основания и порядок перевода земель водного фонда или земельных  участков в составе таких земель в другую категорию, и особенности перевода земель регламентируются ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"13.

Глава 2. Государственное управление землями водного фонда

В настоящее время государственное  управление в области использования  и охраны вод осуществляется в  соответствии с общей системой государственного управления природными ресурсами. Оно  подразделяется на общее и ведомственное. Общее государственное управление осуществляется: а) органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления); б) органами специальной  компетенции (Министерство природных  ресурсов и экологии РФ и находящиеся  в его ведении Федеральная  служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного  хозяйства, их территориальные органы межрегионального уровня в каждом федеральном  округе и регионального и межрегионального уровней в каждом субъекте РФ).

Ведомственное управление землями  водного фонда осуществляется соответствующими министерствами по различным отраслям экономики (Министерство сельского  хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору  и т.д.).

К полномочиям органов  специальной компетенции (Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного  хозяйства, Федерального агентства  по недропользованию и Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования), в частности, относятся:

- осуществление  контрольных и надзорных функций  за использованием и охраной  водных объектов на соответствующей  территории;

- деятельность  по осуществлению государственного  водного реестра;

- разработка  и организация деятельности по  рациональному использованию водных  объектов;

- осуществление  мер по предотвращению негативного  воздействия на водные объекты  и ликвидация его последствий;

- осуществление  иных функций по управлению  государственным имуществом и  оказанию государственных услуг  в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены  федеральными законами, нормативными  правовыми актами Президента  РФ и Правительства РФ.

Глава 3. Правовая охрана водных объектов

Глава 6 Водного кодекса  РФ, осуществляя специальное природоохранное  правовое регулирование, непосредственно  посвящена охране отдельных видов  водных объектов.

Мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Как указывалось выше, полномочия органов государственной федеральной  власти в данной сфере переданы органам  государственной власти субъектов  РФ, за исключением водоемов, которые  полностью расположены на территориях  соответствующих субъектов РФ и  использование водных ресурсов которых  осуществляется для обеспечения  питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов  РФ. Перечень таких водоемов (обычно это водохранилища) утвержден распоряжением  Правительства.14.

В порядке осуществления  охраны водных объектов от негативного  воздействия хозяйственной или  иной деятельности человека Водный кодекс РФ устанавливает специальные охранные зоны:

- береговая полоса водных  объектов общего пользования;

- водоохранные зоны;

- прибрежная полоса.

Береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования и предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, ширина береговой полосы которых составляет 5 м.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных  вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных  федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования  механических транспортных средств) береговой  полосой водных объектов общего пользования  для передвижения и пребывания около  них, в том числе для осуществления  любительского и спортивного  рыболовства и причаливания плавучих средств.

Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к  береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых  устанавливается специальный режим  осуществления хозяйственной и  иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных  водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и  других объектов животного и растительного  мира.

Водоохранные зоны были исключены  из состава земель водного фонда, и сегодня могут относиться к  другим категориям земель. При этом правовой режим водоохранных зон, установленный  ВК РФ, ограничивает использование  земель других категорий (например, сельскохозяйственных), прилегающих к водным объектам.

Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов  и других поселений устанавливается  от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации  и набережных ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается  от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны на территориях поселений при  наличии ливневой канализации и набережных устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны измеряется от береговой линии.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается  от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до 10 км - в размере 50 м;

2) от 10 до 50 км - в размере 100 м;

3) от 50 км и более - в размере 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением  озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается  в размере 50 метров.

Водоохранные зоны магистральных  или межхозяйственных каналов совпадают  по ширине с полосами отводов таких  каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

В границах водоохранных зон  запрещается:

1) использование  сточных вод для удобрения  почв;

2) размещение  кладбищ, скотомогильников, мест  захоронения отходов производства  и потребления, радиоактивных,  химических, взрывчатых, токсичных,  отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление  авиационных мер по борьбе  с вредителями и болезнями  растений;

4) движение  и стоянка транспортных средств  (кроме специальных транспортных  средств), за исключением их движения  по дорогам и стоянки на  дорогах и в специально оборудованных  местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон  допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в  эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных  и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими  охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод  в соответствии с водным законодательством  и законодательством в области  охраны окружающей среды. ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в РФ15.

В границах водоохранных зон  устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной  и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости  от уклона берега водного объекта  и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

Ширина прибрежной защитной полосы морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается  от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации  и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных.

На территориях поселений  при наличии ливневой канализации  и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При отсутствии набережной ширина прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда