В сфере регулирования земельных
отношений следует отметить в
первую очередь ведомственные нормативные
акты, принятые Федеральной службой
земельного кадастра России. К ее компетенции
относится, в частности, участие
совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти в формировании
нормативной правовой базы по вопросам
ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета расположенных
на земельных участках прочно связанных
с ними объектов недвижимого имущества,
землеустройства, государственной кадастровой
оценке земель, мониторинга земель и государственного
контроля за исполнением и охраной земель.
Приказы, инструкции и другие нормативные
правовые акты, принятые Росземкадастром,
имеют обязательную силу для всех субъектов
земельных отношений. Нормативные предписания
по регулированию использования и охраны
земель могут издаваться и другими федеральными
органами исполнительной власти, например,
Министерством природных ресурсов РФ.
- Законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права
Законы и нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации. Земельное законодательство отнесено
Конституцией РФ к предмету совместного
ведения РФ и субъектов Федерации, поэтому
субъекты РФ проявляют большую активность
в сфере регулирования земельных отношений.
Характер и содержание законов
и иных нормативных правовых актов,
принятых в субъектах РФ, определяются
многими факторами. Значительное влияние
на характер правотворчества оказывают
природные условия на территории
субъекта Федерации, уровень экономического
развития, а также политическая ориентация
органов государственной власти
субъекта РФ.
Во многих субъектах Федерации
приняты законодательные акты, предметом
правового регулирования которых
является весь комплекс земельных отношений.
В одних субъектах РФ действуют
земельные кодексы, в других –
законы о земле или законы о
регулировании земельных отношений.
Учитывая актуальность обеспечения
охраны земель, в ряде субъектов
РФ приняты законы, основной целью
которых является решение этой проблемы.
В законодательстве субъектов Федерации
регулируются вопросы предоставления
и изъятия земель, а также предоставления
земельных участков для различных
целей. Некоторыми субъектами Федерации
приняты законодательные акты, специально
регулирующие отношения частной, муниципальной
и государственной собственности
на землю и др. В ряде субъектов
Федерации приняты законы о землеустройстве
и земельном кадастре. В целом
земельное законодательство субъектов
РФ отличает значительное несоответствие
некоторых его положений действующему
федеральному законодательству.
Нормативные правовые
акты органов местного самоуправления. Местное
самоуправление в Российской Федерации
обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения,
владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью.
Действующее законодательство определяет
полномочия органов местного самоуправления
в сфере регулирования земельных
отношений. Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» отнес к компетенции
ведения органов местного самоуправления
решение таких вопросов, как планирование
застройки территории поселения, территориальное
зонирование земель поселения, установление
правил землепользования и застройки,
изъятие земельных участков и
др.
В Градостроительном кодексе РФ
закреплены некоторые полномочия органов
местного самоуправления в области
регулирования земельных отношений:
принятие и изменение правил застройки,
иных нормативных правовых актов
органов местного самоуправления в
области градостроительства; разработка
проектов черты городских и сельских
поселений, черты других муниципальных
образований и внесение в соответствующий
орган государственной власти предложений
об их утверждении и другие вопросы..
Акты (решения, постановления) органов
местной администрации относятся
к числу источников земельного права
в тех случаях, когда они носят
нормативный характер, т.е. изданы в пределах
компетенции и устанавливают общие правила
поведения, обязательные к исполнению
на территории соответствующего муниципального
образования: поселка, села, района, города.
Статья 33 Земельного кодекса наделяет
органы местного самоуправления правом
устанавливать нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления
предельные (максимальные и минимальные)
размеры земельных участков, предоставляемых
гражданам в собственность из
находящихся в муниципальной
собственности земель для ведения
личного подсобного хозяйства и
индивидуального жилищного строительства.
Что касается иных актов органов
местного самоуправления, носящих правоприменительный
и правоустанавливающий характер, то
они не являются источниками земельного
права.
- Правовой режим земель особо охраняемых территорий.
К особо охраняемым
землям, в первую очередь, относятся
земли природоохранного и заповедного
значения.Земли природоохранного
и природно-заповедного назначения
выделяются для охраны и изучения
уникальных и типичных природных
комплексов, сохранения генетического
фонда живых организмов. Их территории
представляют собой малоизмененные
человеком природные комплексы
с богатой и разнообразной
растительностью и животным миром,
уникальными природными ландшафтами,
здоровым климатом, красотой пейзажа,
историческими и культурными
достопримечательностями.Сохранение
полезности их естественных свойств
для нужд общества требует
установления для земель данной
категории специального порядка
использования природных ресурсов,
хозяйствования и пребывания. На
их территории ограничиваются
или запрещаются такие виды
деятельности и поведение, которые
вызывают снижение или уничтожение
экологической, лечебной, рекреационной,
эстетической ценности природных
комплексов и объектов исторического
и культурного наследия.
Для нейтрализации
антропогенного влияния режим
регулируемой деятельности может
распространяться и на участки,
прилегающие к этим землям. Законом
Российской Федерации «Об особо
охраняемых природных территориях»
и Законом Российской Федерации
«О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях
и курортах» природоохранные,
природно-заповедные и особо ценные
земли оздоровительного назначения
были отнесены к особо охраняемым
природным территориям. В Российской
Федерации существует законодательная
основа для формирования и
существования многофункциональной
системы особо охраняемых природных
территорий. Все категории особо
охраняемых природных территорий
учитываются при перспективном
планировании экономического и
социального развития, разработке
территориальных комплексных схем,
схем землеустройства и районной
планировки. Следует подчеркнуть,
что действующее законодательство
дает право на выявленных и
зафиксированных в принятых схемах
развития и размещения охраняемых
природных территорий или территориальных
схемах охраны природы территориях ограничивать
хозяйственную деятельность. Это важная
гарантия их сбережения и защиты. Решение
об этом принимают органы государственной
власти субъектов Федерации.
Для
защиты особо охраняемых природных
территорий от неблагоприятных
антропогенных воздействий на
прилегающих к ним участках
суши и водного пространства
могут быть созданы охранные
зоны или округа с регулируемым
в интересах охраны режимом
хозяйственной деятельности. Особо
охраняемые территории могут
иметь федеральное, региональное,
местное значение и соответственно
быть собственностью федеральной,
субъектов Федерации и муниципальных
образований. Сохранение и развитие
особо охраняемых природных территорий
является одним из приоритетных
направлений государственной политики.
Предусматривается расширение площадей
этих территорий до 3% площади
Российской Федерации.
Высшей формой
особо охраняемых природных территорий
являются государственные природные
заповедники. Ими объявляются
природные комплексы и объекты
(земля, воды, недра, растительный
и животный мир), имеющие природоохранное,
научное, эколого-просветительное
значение как образцы естественной
природной среды, типичные и
редкие ландшафты, места сохранения
генетического фонда живых организмов.
Охраняет и изучает их специальное
природоохранительное, научное, эколого-просветительское
учреждение – государственный
природный заповедник, являющийся
федеральным учреждением. Государственный
природный заповедник учреждается
постановлением Правительства Российской
Федерации. Для его образования
необходимо согласие субъекта
Федерации на отнесение его
территории к объектам федеральной
собственности. Представление о
необходимости создания государственного
природного заповедника делают
органы государственной власти
субъекта Федерации и специально
уполномоченного государственного
органа Российской Федерации
в области охраны окружающей
природной среды. В таком же
порядке производится расширение
территории государственного природного
заповедника.
Земля, воды, недра
территории государственного природного
заповедника со всеми находящимися
в их пределах ресурсами растительного
и животного мира, историко-культурными
и другими объектами передаются
заповедникам в бессрочное (постоянное)
пользование. На территории государственного
природного заповедника устанавливается
строгий природоохранительный режим.
Здесь полностью исключается
хозяйственное использование природных
ресурсов (земель, вод, недр, растительного
и животного мира) и запрещается
всякая деятельность, нарушающая
природные комплексы и угрожающая
состоянию природных объектов. Организация
территории заповедника определяется
поставленными перед ним задачами.
Для научно-исследовательской работы
здесь могут быть выделены
участки, где запрещается всякое
вмешательство в природные процессы.