Правовые основы мониторинга окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.

Содержание

Глава 1. Сущность мониторинга окружающей среды 5
Глава 2. Виды мониторинга окружающей среды 11
2.1. Мониторинг земель 11
2.2. Государственный мониторинг вод 14
2.3. Мониторинг растительного мира 18
2.4. Лесной мониторинг 19
2.5. Мониторинг животного мира 22
2.6. Мониторинг озонового слоя 23
2.7. Мониторинг атмосферного воздуха 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мониторинг.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Мониторинговые наблюдения за культуртехническим состоянием земель включают периодический учет количественных показателей закустаренности (залесенности), каменистости, степени развития просадочных явлений, гидромелиоративной освоенности, границ и площадей контуров земельных угодий. Объектами мониторинговых наблюдений за земельным фондом являются административные территориальные единицы (район, область, республика), а также отдельные природно-сельскохозяйственные регионы. Основной единицей в системе оценки существующего уровня состояния земель является административный район. В качестве первоисточников, содержащих сведения о наблюдаемом объекте, его общей площади, распределении земель по видам землепользования, категориям земель, угодьям, о качественном состоянии и использовании, являются ежегодные отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель, составленные по установленной форме. Подбор объектов наблюдений за состоянием земельного фонда осуществляется с учетом природно-климатических условий и степени антропогенного воздействия на земли. В содержание работ, связанных с наблюдением за структурой и динамикой земельного фонда изучаемого объекта, входит определение количественных значений по видам землепользования, категориям земель, землевладельцам и землепользователям и угодьям. Для анализа динамики закустаренности (залесенности) земельных участков на подобранных участках наблюдений определяются степень закустаренности (залесенности) - процент покрытия площади участка проекцией крон кустарников (деревьев), средняя высота кустарников (деревьев) в метрах и средний диаметр стволов в сантиметрах на высоте 1,3 м. В содержание мониторинговых наблюдений за динамикой каменистости земель входит определение показателей каменистости, степени покрытия поверхности камнями, среднего диаметра камней в сантиметрах и массы камней в килограммах. В содержание работ по выявлению динамики развития просадочных явлений в местах разработки месторождений полезных ископаемых входит нивелирование через 10 м точек прямолинейных маршрутов, намеченных от закрепленных в натуре реперных точек вершин участков и дополнительных точек на перегибах поверхности. Для наблюдения за динамикой границ и площадей контуров угодий применяется метод наземных или аэрофотосъемок через определенное число лет или метод «реперных» изменений.

Анализ статистических данных земельного фонда представляет собой  наиболее сложный и ответственный  этап мониторинговых наблюдений. Задача анализа заключается в том, чтобы выявить и объяснить тенденции изменений количественных и качественных характеристик земельных угодий, получить возможность правильного и научно обоснованного решения по предупреждению и устранению последствий негативных явлений. Сравнительный уровень использования и состояния земель определяется коэффициентами в виде относительных величин: удельного веса, процентного содержания и т. д.

 В соответствии с  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями)1 данная система (НСМОС) включает мониторинг земель как организационно-самостоятельный и проводимый на общих принципах вид мониторинга окружающей среды. Проведение видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляется на основе следующих общих принципов:

- согласованности нормативных  правовых актов, устанавливающих  порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;

- совместимости технического  и программного обеспечения;

- достоверности  и сопоставимости данных мониторинга  окружающей среды;

- согласованности  размещения пунктов наблюдений  за состоянием окружающей среды  (далее - пункты наблюдения НСМОС)  для получения комплексной информации  о состоянии экологических систем;

- обязательности ведения наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов на пунктах наблюдений, включенных в установленном законодательством порядке в государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС;

- комплексности обработки и использования информации о состоянии окружающей среды и о воздействии на нее природных и антропогенных факторов;

- доступа государственных  органов, юридических лиц и  граждан к информации о состоянии окружающей среды и о воздействии на нее природных и антропогенных факторов;

- оперативности  предоставления и обмена информацией  о состоянии окружающей среды  и о воздействии на нее природных  и антропогенных факторов.

 Объектом  мониторинга земель являются  все земли Республики Беларусь. В соответствии со статьей 141 Кодекса о земле мониторинг земель осуществляется за счет средств республиканского бюджета [3].

 

2.2. Государственный мониторинг  вод

 

 

Государственный мониторинг вод является составной  частью государственного мониторинга окружающей природной среды и представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрохимическими и гидробиологическими показателями состояния вод, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану вод. Государственный мониторинг водных объектов ведется органами Минприроды, включая департамент по гидрометеорологии, органами государственного управления по здравоохранению.

В соответствии с Положением о департаменте по гидрометеорологии  Минприроды, утвержденным постановлением Минприроды от 22 декабря 2004 г. № 401, в  его функции входит проведение единой государственной политики в области гидрометеорологической деятельности в части обеспечения функционирования единой системы получения и анализа данных о состоянии и уровнях загрязнения поверхностных вод в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды, а также обеспечения единства и сопоставимости методов наблюдений, расчетов, прогнозов, данных наблюдений и другой информационной продукции о состоянии природной среды, в том числе вод, и их загрязнении.

В соответствии с пунктом 4.6 Положения о Министерстве природы, данное министерство в установленном порядке организует национальную систему мониторинга окружающей среды, ведет совместно с другими республиканскими органами государственного управления государственные кадастры водных ресурсов.

В составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС) осуществляется мониторинг поверхностных  вод и мониторинг подземных вод.

Мониторинг  поверхностных вод является видом  мониторинга окружающей среды и осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод и использования его данных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2004 г. № 482 и другими актами законодательства. Мониторинг поверхностных вод представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрохимическими и гидробиологическими показателями состояния поверхностных вод, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану поверхностных вод. Объектами наблюдений при проведении мониторинга поверхностных вод являются природные воды и другие компоненты водных экологических систем. Мониторинг поверхностных вод проводится Минприроды и определяемыми им организациями, находящимися в ведении данного министерства. Наблюдения за состоянием поверхностных вод проводятся на пунктах наблюдений мониторинга поверхностных вод организаций, находящихся в ведении Минприроды. Количество и местонахождение пунктов наблюдений мониторинга поверхностных вод, технология работ по организации и проведению мониторинга поверхностных вод, перечень параметров и периодичность наблюдений, а также перечень организаций, осуществляющих проведение мониторинга поверхностных вод, устанавливаются Минприроды и должны обеспечивать получение информации, достаточной для объективной оценки состояния поверхностных водных объектов и их загрязнения.

Информация, полученная в результате проведения мониторинга  поверхностных вод, должна включать:

- данные о состоянии поверхностных вод и их загрязнении по гидрологическим, гидрохимическим, гидробиологическим и иным показателям;

- обобщенную  информацию о состоянии поверхностных  вод и их загрязнении, включая их количественные и качественные характеристики;

- оценку и прогноз изменения состояния поверхностных вод и их загрязнения.

Сбор, хранение, обработку и анализ данных, предоставление информации, получаемой в результате проведения мониторинга поверхностных вод, обеспечивает Минприроды. В этих целях министерство определяет информационно-аналитический центр мониторинга поверхностных вод, положение о котором утверждается Минприроды. Данный центр безвозмездно предоставляет обобщенную информацию, полученную в результате проведения мониторинга поверхностных вод, в главный информационно-аналитический центр НСМОС в Республике Беларусь для включения ее в информационную систему НСМОС в Республике Беларусь, а также осуществляет информационный обмен с информационно-аналитическими центрами других видов мониторинга НСМОС. Государственные органы, юридические лица и граждане вправе запрашивать и безвозмездно получать в информационно-аналитическом центре и главном информационно-аналитическом центре НСМОС информацию, полученную в результате проведения мониторинга поверхностных вод, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством.

Данные, полученные в результате проведения мониторинга  поверхностных вод, предоставляются республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам и должны учитываться при подготовке проектов государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, прогнозов и программ социально-экономического развития, расчета водных ресурсов и водных балансов бассейнов и территорий, оценки влияния хозяйственной и иной деятельности на режим водных объектов и водные ресурсы, а также использоваться для информирования граждан о состоянии поверхностных водных объектов и мерах по их охране, других целей.

В соответствии с постановлением Минприроды от 11 ноября 2005 г. № 60 «Об утверждении Положения  об информационно-аналитическом центре мониторинга подземных вод Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» сбор, хранение, обработка, анализ данных наблюдений и предоставление обобщенной информации, получаемой в результате проведения мониторинга подземных вод, осуществляет информационно-аналитический центр мониторинга подземных вод Национальной системы. Данный центр участвует в методическом обеспечении деятельности Белорусской гидрогеологической экспедиции геологоразведочного республиканского унитарного предприятия «Белгеология» по проведению регулярных наблюдений за гидрогеологическими и гидрохимическими показателями состояния грунтовых и артезианских подземных вод на пунктах наблюдения мониторинга подземных вод; осуществляет сбор данных о состоянии подземных вод на объектах, в наименьшей степени испытывающих техногенную нагрузку, и на объектах, подверженных антропогенному воздействию; обеспечивает обработку, хранение и анализ данных об отборе, уровнях, температуре и химическом составе подземных вод, геологическом строении территории в пунктах наблюдения мониторинга подземных вод; ведет базы и банки данных наблюдений за состоянием подземных вод; проводит комплексную оценку состояния подземных вод и прогнозирует его изменения под воздействием природных и антропогенных факторов; представляет в главный информационно-аналитический центр сведения о количестве и местонахождении пунктов наблюдения мониторинга подземных вод для включения их в государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС в Республике Беларусь; представляет данные мониторинга подземных вод, подлежащие длительному хранению в целях их дальнейшего использования, в Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее; представляет информацию, полученную в результате проведения мониторинга подземных вод, республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам и гражданам.

Информация  указанного центра является составной  частью информационной системы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Центр в своей деятельности использует информационные ресурсы Минприроды, государственного геологического фонда, геологоразведочного республиканского унитарного предприятия «Белгеология» и другие информационные ресурсы.

Осуществление социально-гигиенического мониторинга  за качеством среды обитания и  состоянием здоровья населения является согласно Положению об осуществлении госсаннадзора одной из основных задач государственного санитарного надзора в Республике Беларусь.

 

2.3. Мониторинг растительного мира

 

 

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» растительный мир - это совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений.

Акты законодательства различают следующие категории  растительного мира:

- леса;

- нелесная древесно-кустарниковая растительность;

- флора, произрастающая  на землях водного фонда;

- естественные  луга на землях сельскохозяйственного  назначения;

- растения, занесенные  в Красную книгу.

Мониторинг  растительного мира представляет собой  систему наблюдений за состоянием объектов растительного мира и среды их произрастания, оценки и прогноза изменений в целях сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния и научно-обоснованного использования объектов растительного мира. Мониторинг растительного мира является видом мониторинга окружающей среды.

Порядок проведения и использования данных мониторинга  растительного мира определяется Советом Министров Республики Беларусь. В соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга растительного мира и использования его данных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. № 4121, объектами наблюдения при проведении мониторинга растительного мира являются произрастающие дикорастущие растения, образованные ими популяции и растительные сообщества всех видов растений и среда их произрастания, за исключением культивируемых сельскохозяйственных и декоративных растений и лесов. Мониторинг растительного мира осуществляется по следующим направлениям:

- разнообразие  растительного мира Республики  Беларусь;

- популяции  видов растений, охраняемых в  соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, а также занесенных в Красную книгу Республики Беларусь;

Информация о работе Правовые основы мониторинга окружающей среды