Правовые основы мониторинга окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.

Содержание

Глава 1. Сущность мониторинга окружающей среды 5
Глава 2. Виды мониторинга окружающей среды 11
2.1. Мониторинг земель 11
2.2. Государственный мониторинг вод 14
2.3. Мониторинг растительного мира 18
2.4. Лесной мониторинг 19
2.5. Мониторинг животного мира 22
2.6. Мониторинг озонового слоя 23
2.7. Мониторинг атмосферного воздуха 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мониторинг.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

- ресурсы растительного  мира, включающие виды кормовых, пищевых, лекарственных, технических  и других хозяйственных ценных  растений;

- среда произрастания  объектов растительного мира.

Организацию проведения мониторинга растительного мира осуществляет Национальная академия наук Беларуси. Наблюдения за состоянием растительного мира проводятся на пунктах наблюдения мониторинга растительного мира организаций, подчиненных НАН Беларуси. Количество и местонахождение пунктов наблюдений мониторинга, технология работ по организации и проведению мониторинга растительного мира, перечень параметров (показателей) и периодичность наблюдений, а также перечень организаций, осуществляющих проведение мониторинга растительного мира, определяются НАН Беларуси по согласованию с Минприроды. Пункты наблюдения мониторинга растительного мира включаются в Государственный реестр пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.

 

2.4. Лесной мониторинг

 

 

 В соответствии  со статьей 69 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников вредного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду), обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

Мониторинг  окружающей среды проводится органами Минприроды, иными органами государственного управления в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь. Его проведение иными органами государственного управления осуществляется по согласованию с Минприроды. Законодательством установлено, что органы государственного управления и юридические лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь безвозмездно передают в Минприроды и его территориальные органы материалы наблюдений за состоянием окружающей среды. Государственные органы, юридические лица и граждане в законодательном порядке вправе запрашивать и безвозмездно получать от Минприроды и его территориальных органов информацию о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, полученную в результате мониторинга окружающей среды. Республиканские органы государственного Управления, местные исполнительные и распорядительные органы, юридические лица при разработке прогнозов социально-экономического развития и принятии соответствующих решений, разработке программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, размещении производственных и иных объектов должны учитывать данные Мониторинга окружающей среды, а также использовать, их для информирования граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Порядок проведения и использования данных мониторинга окружающей среды определяется Советом Министров Республики Беларусь. Для этих целей создана Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. В соответствии с указанным законом и Положением о Национальной системе мониторинга окружающей среды, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 9491, координацию ведения данной системы в Республике Беларусь осуществляет Минприроды.

Наблюдение  за состоянием лесов осуществляется на основе ведения мониторинга леса. Мониторинг лесов является составной частью мониторинга окружающей среды и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях устойчивого управления лесами, рационального их использования, охраны, защиты и воспроизводства, повышения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов.

Мониторинг  лесов является составной частью НСМОС Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с Техническим проектом НСМОС, одобренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1998 г. №1344 «О реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 28 октября 1999 г.)2 и Порядком осуществления мониторинга лесов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2001 г. № 915. Объектом мониторинга лесов является лесной фонд.

Мониторинг  лесов осуществляется на следующих  территориальных уровнях:

- национальном (национальный мониторинг лесов);

- локальном  (локально-объектный мониторинг  лесов).

Национальный  мониторинг лесов осуществляется во

всем лесном фонде, а локально-объектный мониторинг -на ограниченных территориальных объектах лесного фонда.

В соответствии с международными научно-техническими программами Республика Беларусь принимает  участие в работах по осуществлению  мониторинга лесов европейского уровня и может принимать участие в работах по мониторингу лесов глобального уровня.

В зависимости  от целей и решаемых задач мониторинг лесов осуществляется по следующим направлениям:

- мониторинг  воздействия загрязнения воздуха  на леса (экологический лесной мониторинг);

- лесопатологический  мониторинг;

- радиационный  мониторинг лесов;

• эколого-мелиоративный мониторинг мелиорированных лесных земель.

Исходя из потребностей республиканских органов государственного управления и других заинтересованных могут осуществляться и иные направления мониторинга лесов, в частности:

- мониторинг  нарушенных лесных земель;

- мониторинг  лесных избыточно увлажненных  земель;

- мониторинг  пойменных лесов;

- рекреационный  мониторинг лесов;

- другие перспективные направления мониторинга лесов.

Субъектами  осуществления мониторинга лесов  по его направлениям являются юридические лица, подведомственные Минлесхозу. Локально-объектный мониторинг лесов может осуществляться юридическими лицами, подведомственными Минлесхозу, и другими юридическими лицами в пределах их компетенции.

Количество  и местонахождение пунктов наблюдений, технология работ по организации  и осуществлению каждого из направлений  мониторинга лесов (кроме направлений  локально-объектного мониторинга лесов) Регламентируются нормативными правовыми актами Минлесхоза. Условия организации и осуществления локально-объектного мониторинга лесов устанавливаются заказчиком в договоре на осуществление локального мониторинга.

Информация  о количестве и местонахождении  пунктов наблюдений мониторинга лесов регистрируется в Государственном реестре пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь, утвержденном Минприроды. Порядок представления информации о количестве и местонахождении пунктов наблюдений мониторинга лесов и их регистрации в Государственном реестре пунктов наблюдений НСМОС устанавливается Минприроды. Состав и содержание документации по всем направлениям мониторинга лесов (кроме направлений локально-объектного мониторинга лесов), сроки и порядок ее представления заинтересованным устанавливаются Минлесхозом. Состав и содержание документации по локально-объектному мониторингу лесов, сроки и порядок ее представления устанавливаются заказчиками работ в договоре на осуществление локально-объектного мониторинга лесов. Информация по направлениям мониторинга лесов, входящим в структуру НСМОС, представляется юридическими лицами, осуществляющими мониторинг лесов, в Главный информационно-аналитический центр НСМОС и вносится в Банк мониторинговых данных.

Главный информационно-аналитический  центр НСМОС Республики Беларусь осуществляет информационное взаимодействие в области мониторинга лесов с республиканскими органами государственного управления, международными организациями и иными заинтересованными в соответствии с законодательством и возложенными на этот центр полномочиями. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, а также лесопользователи обязаны обеспечивать сохранность пунктов наблюдений мониторинга лесов, расположенных на территории лесного фонда, переданного им для ведения лесного хозяйства или осуществления лесопользования.

Ответственность за достоверность информации по результатам  мониторинга лесов несут юридические лица, на которых возложено осуществление мониторинга лесов.

 

2.5. Мониторинг животного мира

 

 

Мониторинг  животного мира - это государственная  система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. Согласно Положению о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга животного мира и использования его данных, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 г, № 5762, мониторинг проводится по единой государственной системе в целях своевременного выявления, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия и обеспечения научно обоснованного использования объектов животного мира.

 Объектами  наблюдений при проведении мониторинга  животного мира являются дикие  животные (млекопитающие, птицы,  пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию Республики Беларусь, а также среда обитания диких животных - природная среда, в которой дикие животные обитают в состоянии естественной свободы.

Мониторинг  животного мира осуществляется по следующим направлениям:

    • наблюдение за дикими животными, относящимися к объектам охоты;
    • наблюдение за дикими животными, относящимися к объектам рыболовства;
    • наблюдение за дикими животными, включенными в Красную книгу Республики Беларусь;
    • наблюдение за средой обитания диких животных, относящихся к объектам охоты, рыболовства, а также включенных в Красную книгу Республики Беларусь.

Мониторинг  животного мира проводится Минприроды совместно с Минлесхозом, Минсельхозпродом, Минздравом, департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции Министерства по чрезвычайным ситуациям, иными государственными органами и Национальной академией наук Беларуси. Информация, полученная в результате проведения ихтиологических наблюдений на рыбохозяйственных водоемах, а также в результате наблюдений за объектами животного мира на особо охраняемых природных территориях, представляется Минприроды Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и государственными природоохранными учреждениями или государственными органами, в оперативное управление которых переданы особо охраняемые природные территории, в порядке, установленном Минприроды.

Ведение мониторинга  животного мира осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.

 

2.6. Мониторинг озонового слоя

 

 

Мониторинг  озонового слоя является видом мониторинга  окружающей среды и осуществляется в целях своевременного выявления  вредного воздействия природных и антропогенных факторов на состояние озонового слоя, определения эффективности мероприятий, направленных на его охрану, а также представления государственным органам, организациям и гражданам информации о состоянии озонового слоя и прогнозе его изменения.

Организация проведения мониторинга озонового слоя осуществляется республиканским органом государственного управления, определенным Советом Министров Республики Беларусь. Так, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. № 161 «Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга озонового слоя и использования его данных» организацию проведения мониторинга озонового слоя осуществляет Минобразования. Мониторинг озонового слоя над территорией Республики Беларусь в соответствии с указанным Положением проводится учреждением Белорусского государственного университета «Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы».

Контроль в  области охраны озонового слоя в соответствии со статьей 15 Закона «Об охране озонового слоя» является составной частью контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды. Контроль в области охраны озонового слоя может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным.

 

2.7. Мониторинг атмосферного воздуха

 

 

Мониторинг  атмосферного воздуха - это государственная  система регулярных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, источниками его загрязнения, основными тенденциями изменения качества воздуха.

Основными задачами мониторинга атмосферного воздуха  являются:

- наблюдение  за состоянием атмосферного воздуха  и источниками его загрязнения;

- оценка и  прогноз основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха;

- выработка  рекомендаций для принятия решений  в области управления качеством  атмосферного воздуха.

Мониторинг  атмосферного воздуха в соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга атмосферного воздуха и использования его данных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. №482, проводится Минприроды и определяемыми им организациями, находящимися в ведении этого министерства. Информация, полученная в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, должна включать сведения о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении, в том числе оценку и прогноз изменения состояния атмосферного воздуха и его загрязнения.

Информация о работе Правовые основы мониторинга окружающей среды