Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение роли инвестиций в экономике государства.
Задачи курсовой работы.
1. Рассмотреть общие понятия инвестиций.
2. Рассмотреть инвестиционный спрос.
3. Рассмотреть роль государственных инвестиций в экономике.
4. Рассмотреть роль инвестиций в человеческом капитале
ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………….....5
1.1.Виды инвестиций……………………………………………...5
1.2.Функции инвестиций………………………………………....11
2.ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС……………………………….13
2.2 Факторы, влияющие на спрос инвестиций………………….16
2.3. Инвестиции и доход………………………………………....19
2.4. Мультипликатор и акселератор……………………………..20
3.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ
3.1. Роль государственных инвестиций в экономике…...……..23
3.2.Формы и виды государственных инвестиций……………...28
4. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ……….....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………....36
Мультипликатор – это отношение изменения равновесного ЧНП к изменению объёма инвестиций, или к изменению любого другого компонента совокупных расходов, или к изменению чистого объёма налоговых поступлений; число, на которое следует умножить изменение любого компонента совокупных расходов, чтобы получить результирующее изменение равновесного ЧНП.
Изменение инвестиционных расходов на 5 млрд. дол. приведёт к росту уровней объёма производства и дохода на сумму 20 млрд. дол. Это удивительный результат называется эффектом мультипликатора или просто мультипликатором. Боле определённо, мультипликатор – это соотношение отклонения от равновесного ЧНП и исходного изменения в расходах (на инвестиции), вызывающего данное изменение ЧНП. То есть:
Мультипликатор =изменение в реальном ЧНП / первоначальное изменение в расходах
В данном случае мультипликатор равен 4 (изменение ЧНП на 20, деленное на изменения в инвестициях на 5). Или, преобразуя уравнение, можно сказать , что:
Изменение в ЧНП = мультипликатор* первоначальное изменение в инвестициях
Первоначальное изменение в расходах обычно вызывается сдвигами в инвестиционных расходах по той простой причине, что инвестиции представляются наиболее изменчивым компонентом совокупных расходов. Но следует подчеркнуть, что изменения в потреблении, государственных закупках или экспорте также подвергаются действию эффекта мультипликатора. Мультипликатор – это обоюдоострый меч, который действует в обоих направлениях. То есть незначительное увеличение расходов может дать многократный прирост ЧНП; с другой стороны, небольшое сокращение расходов может привести через мультипликатор к значительному значению ЧНП.
Явление мультипликатора основывается на двух фактах. Во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов где потраченные Смитом доллары в виде дохода Джонс. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Из этих двух фактов следует, что исходное изменение величины расходов порождает цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП. Значение мультипликатора состоит в следующем. Относительно небольшое изменение в инвестиционных планах предпринимателей или планов сбережений домохозяйств может вызвать гораздо большие изменения в равновесном уровне ЧНП. Мультипликатор усиливает колебания предпринимательской деятельности, вызванные изменением в расходах.
Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, - потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие так называемый мультипликативный процесс, выражающийся в превышении совокупного дохода над приращением автономного спроса.[21]
Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастает равновесный доход при увеличении совокупного спроса.
Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом, на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.
Чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше при прочих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше.
С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода. Эффект акселератора означает, что изменения в объёмах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.
Инвестиционный акселератор – коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Воздействие механизма акселерации двусторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении. Так, снижение объёма продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-е количество раз, равное величине акселератора.
Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.[10]
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
3.1. Роль государственных
В рыночном хозяйстве участие государства в инвестиционном процессе реализуется по двум основным направлениям. Государство выступает:
Приоритетной в рыночной экономике считается деятельность государства, связанная с созданием благоприятного режима для активизации частного инвестирования. Вместе с тем для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы, отраслей, имеющих особое народно-хозяйственное значение, государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности , в процессе которой реализуются государственные инвестиции.
Государственные инвестиции могут осуществляться как в объекты государственной собственности, так и негосударственной. Эти инвестиции могут быть произведены как непосредственно государственными органами власти и управления, так и предприятиями государственной формы собственности.
Государственные инвестиции формируются за счет средств государственного бюджета, других государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. В этом Плане понятие «государственные инвестиции» является более широким, чем понятие «бюджетные инвестиции», под которыми подразумевают государственные инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств.
Российское инвестиционное и бюджетное законодательство не содержит определения государственных инвестиций. Государственные инвестиции осуществляются при бюджетном финансировании объектов капитального строительства по приоритетным направлениям, Вложении капитальных средств предприятиями государственной формы собственности, предоставлении финансовой помощи на инвестиционные цели, размещении государственных бюджетных средств в отдельные инвестиционные программы и проекты.
Роль государственных инвестиций в экономике определяется целым рядом факторов, в числе которых особенности устройства национальной системы хозяйствования, степень экономического развития, специфика социально-экономической и политической ситуации, характер поставленных задач, цели экономической политики и др.
В соответствии с кейнсианской концепцией государственные расходы рассматриваются как ключевой инструмент стабилизации экономики, что определяет значимость государственных инвестиций. Практические рекомендации кейнсианской теории предполагают стимулирование платежеспособного спроса, в том числе посредством наращивания государственных инвестиций.
Согласно основным положениям монетаризма вмешательство государства в рыночное хозяйство приводит к нарушению механизма саморегулирования. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка, что предполагает сокращение инфляции бюджетного дефицита, а следовательно, уменьшение государственных инвестиций. Вместе с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную для монетаризма либерализацию экономики, росла роль государства в поддержке научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования, социальной инфраструктуры и формирования соответствующих институтов. Напротив, в ряде развивающихся стран монетаристская трансформация экономических систем привела к свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, обвальному сокращению объемов государственных инвестиций.
Следует учитывать, что мера государственного участия в инвестиционной деятельности имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что присутствие государства в экономике должно способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.
В рыночном хозяйстве государственные инвестиции играют определяющую роль в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий. За счет государственных инвестиций поддерживают перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить быструю отдачу от Вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей. Участие государства в экономике усиливается в Долгосрочном периоде, где необходимы твердые гарантии окупаемости проектов.
Государственные инвестиции считаются менее эффективными в экономическом плане, поскольку они часто бывают направлены на Достижение не коммерческих, а иных целей. Так, важным направлением государственного инвестирования выступают производства, развитие которых целесообразно с точки зрения решения социальных задач — обеспечения приемлемого уровня занятости, создания новых рабочих мест.
Вместе с тем в рыночной экономике инвестиции государства в производственные объекты и инфраструктуру способны вызывать позитивный эффект, величина которого зависит от правильности определения приоритетов при вложении государственных средств.
Имеются существенные связи между государственными инвестициями в инфраструктуру, с одной стороны, и частными капиталовложениями, а также ростом производительности труда, с другой стороны. Госу- дарственные инвестиции в инфраструктуру экономики (строительство: дамб, электростанций, автодорог, гаваней, аэропортов, канализацией; и иных систем, городских коммуникаций и иных сооружений, необходимых! для производства и распределения товаров и услуг) способствуют снижению общих издержек производства на частных предприятиях, что подтверждается количественной зависимостью между уровнем государственных капиталовложений в инфраструктуру и высокой нормой прибыли в частном секторе, а также динамикой производительности труда.
Таким образом, роль государственных
инвестиций сохраняется и в рыночном хозяйстве. Движение
в направлении усиления рыночных;
начал в экономике, хотя и сопровождается
сокращением государственного участия
в капиталовложениях, но не означает снижение
внимания к государственным инвестициям.[3]
С переходом к рынку происходит существенное изменение инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделение их функций в инвестиционном процессе, сокращение доли государственных инвестиций в их общем объеме, изменение структуры инвестиций по формам собственности. Ведущим направлением изменения структуры инвестиций в период рыночных преобразований становится снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий частных инвестиций и заемных ресурсов.
В настоящее время общий уровень государственных инвестиций в России примерно соответствует аналогичному показателю в странах ОЭСР. По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбережения — Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) — характерен втрое более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций. В России, где в условиях благоприятной макроэкономической ситуации последних лет норма сбережения достигла 30% ВВП, и, соответственно, возросли инвестиционные возможности государства, увеличение государственных инвестиций могло бы послужить осуществлению крупных инвестиционных программ. Для обеспечения структурной перестройки экономики, поддержки и обновления изношенной инфраструктуры.
Согласно Бюджетному кодексу РФ для финансирования государственных капитальных расходов необходимо, чтобы инвестиции были включены в федеральную адресную инвестиционную программу, другие федеральные и региональные целевые программы или чтобы государственные (федеральные, региональные), органы исполнительной власти предусмотрели данные расходы в бюджете соответствующего уровня своим решением.
Между тем общий объем капитальных государственных вложений на 2003 г. составил всего 72,4 млрд. руб. (3,3% общего объема инвестиций в основной капитал). Столь незначительные объемы государственных инвестиций не способствуют решению задач достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни Населения.
3.2. Формы и виды государственных инвестиций
При всем многообразии форм и видов государственных инвестиций можно условно выделить два основных направления их осуществления:
Инвестиции в объекты государственной собственности, в свою очередь, включают: инвестиции, направляемые государством на поддержание и развитие государственных предприятий, и инвестиции, осуществляемые самими государственными предприятиями. Они направлены на обеспечение воспроизводства государственного сектора экономики, продолжающего играть значимую роль в современном рыночном хозяйстве. Государственный сектор выполняет функции не только поддержки жизнеобеспечивающих и убыточных производств, но и стимулирования национального производства. Вместе с тем считается, что в силу государственной поддержки государственные предприятия, с одной стороны, более устойчивы, а с другой — менее эффективны. Поэтому политика в отношении развития государственного сектора должна строиться с учетом принципа стимулирования, а не вытеснения аналогичных видов деятельности в негосударственном секторе.