Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом разви-тии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь то промышленно развитая или наименее развитая страна. Важность прямых иностранных инвестиций (ПИИ) значительно возросла в 80—90-е гг., когда инвестиции стали рассматриваться в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала, передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь т.н. «эффекта масштаба»).

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………………...…3
1 Инвестиционная политика и ее инструменты…………………..…….…...4
2 Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………….…………....9
3 Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях……………………………………………………………….…………..15
Заключение……………………………………………………………….….…..…22
Список использованных источников………………………………………….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

Investitsionnaya_politika крис.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Налоговые каникулы также существуют в специальных экономических зонах (СЭЗ), созданных с целью формирования благоприятного климата для экспорта. СЭЗ предусматривают освобождение от уплаты налогов от 50 до 100% на 15 лет: 100% освобождении от налога на доходы от экспорта, для резидентов предоставляется на 5 лет, следующие пять лет налог сокращается на 50%, затем еще на пять лет ставка налога на реинвестированные экспортные доходы снижается на 50%. Помимо этого освобождается от пошлин импорт товаров для целей развития компании, производства и техобслуживания. Следует отметить, однако, что существуют различные мнения по вопросу успешности политики Индии в отношении СЭЗ. В некоторых исследованиях приводятся доводы о том, что предоставляемые инвесторам привилегии являются избыточными, поскольку, например, проведенный правительством аудит показывает, что только потери от не собираемых импортных пошлин достигли USD 1,7 млрд. и на 60% превысили экспортные поступления

Польша достигла значительных успехов в привлечении иностранного капитала, начиная с 1990 г. ей удалось привлечь более чем USD 120 млрд. ПИИ. Последовательно улучшая инвестиционный климат, например, сокращая налоговую нагрузку (в частности отчисления по страхованию на случай нетрудоспособности), упрощая законодательств в области валютного регулирования, совершенствуя закон о банкротстве, упрощая регулирование в ряде секторов (в частности телекоммуникации) и т.д., страна превратилась в своего рода магнит в Европе для прямых иностранных инвестиций.

На сегодняшний день не существует никаких требований к функционированию иностранных фирм или ограничений по их доступу на рынок. Однако в некоторых секторах, например, радиовещание и телевидение, воздушный транспорт, существует ограничение на участие иностранного капитала в уставном фонде, а также необходимо получить разрешение на осуществление деятельности. Помимо этого, если инвестор хочет заниматься радио и телевещанием, авиацией, энергетикой, производством оружия, разработкой полезных ископаемых, оказанием услуг по охране необходимо получить лицензию или разрешение, в ряде случае эта деятельность может осуществляться на условиях концессии [22, c. 16].

Польша предоставляет следующие льготы для иностранных инвесторов:

-освобождение от уплаты налога на прибыль и на собственность в специальных экономических зонах (СЭЗ);

-инвестиционные гранты, покрывающие до 50% инвестиционных издержек (70% для малых и средних предприятий);

-гранты на привлечение рабочей силы (до EUR 5000 per на одного занятого рабочего);

-гранты на НИОКР;

-гранты на другие виды деятельности , такие как защита окружающей среды, обучение, логистика, создание источников возобновляемой энергии ;

-продажа объектов и земли под инвестиции с чистого листа по привлекательным ценам;

-потенциальное частичное прощение коммерческих долгов перед государственными банками, возникших в результате приобретения технологий;

-разнообразные льготы, относящиеся к приобретению и созданию новых технологий.

Рассмотрим опыт привлечения ПИИ в Словакии. В этой стране ПИИ играют важную роль в модернизации и преобразовании экономики. Создавая рыночную среду и либерализируя инвестиционный климат, страна сократила разрыв, имеющийся с соседними странами в области привлечения иностранного капитала, и стала для него одним из наиболее привлекательных мест. В 2008 общий объем поступивших ПИИ составил USD 37.8 млрд, и в соответствии с данными ЮНКТАД был одним из наиболее высоких среди стран-соседей в пересчете на душу населения. В Словакию пришли такие известные европейские и международные компании как Samsung, Sony, PSA, Peugeot Citroen, Kia Hyundai, Getrag Ford, Volkswagen и DELL [22, c.17].

К факторам, определившим высокий приток ПИИ в Словакию можно отнести:

-плоская шкала налога на доходы 19 % как для населения, так и для предприятий, который является одним из наиболее привлекательных среди стран ОЭСР и ЕС;

-отсутствие налога на дивиденды и доход в виде процентов;

-предоставление государством помощи иностранным инвесторам: возможность покупки земли по сниженным ценам; финансовые субсидии на приобретение материальных и нематериальных актив, относящихся к инвестициям; налоговые кредиты и гранты на создание новых рабочих мест. В соответствии с актом об инвестиционной помощи, который вступил в силу с января 2008 г. инвесторы могут получить помощь до 2013 г. на проекты по производству промышленной продукции, создание технологических центров, центров оперативного сервиса, туристических центров. Предоставление данной помощи зависит от ряда факторов, включая уровень занятости в регионе инвестиций, развитие бизнеса, объема инвестиций, типа занятости, предусматриваемого проектом. Акт предназначен для стимулирования инвестиций в высокотехнологичные продукты, НИОКР и менее развитых регионах страны, имеющих высокий уровень безработицы;

-дополнительная поддержка может предоставляться на уровне местных органов власти, она включает предоставление инфраструктуры, проведение обучения;

-отсутствие каких-либо требований к функционированию, созданию предприятий,расширению инвестиций. Однако в случае крупномасштабной приватизации ряд требований к инвестору может быть, все же, выдвинут;

-иностранные компании на равных условиях с национальными могут участвовать в государственных программах по НИОКР, финансируемых правительство Словакии.

 

 

3 Инвестиционная политика в Республике

Беларусь в современных условиях

 

Общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь определяет Инвестиционный кодекс от 22 июня 2001 г. № 37-З. Он направлен на стимулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь

Под инвестиционной деятельностью в соответствии с белорусским законодательством понимаются действия юридического или физического лица либо государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата (ст. 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

-иностранные государства и их  административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

-международные организации;

-иностранные юридические лица;

-иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

-иностранные граждане;

-физические лица (граждане Республики  Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

1) создание юридического лица;

2) приобретение имущества или  имущественных прав, а именно:

-доли в уставном фонде юридического  лица, включая случаи увеличения  уставного фонда юридического лица;

-недвижимости;

-ценных бумаг;

-прав на объекты интеллектуальной  собственности;

-концессий;

-оборудования;

-других основных средств.

Источниками инвестиций, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, могут являться:

-собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты  налогов и других обязательных  платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей  в уставном фонде юридического лица;

-заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы (ст. 5)

Сегодня Республика Беларусь предлагает иностранным инвесторам благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности.

Важными из них являются растущий рынок финансовых и страховых услуг, социальная стабильность, наличие развитой инфраструктуры. Вместе с этим иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь предоставлен и ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и др.

В 2010-2011 гг. продолжен последовательный процесс совершенствования нормативной правовой базы, направленный на создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики для её модернизации.

Реформирование ведется при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций – Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В целях совершенствования условий инвестиционной деятельности, осуществляемой посредством заключения инвестиционных договоров, и устранения проблемных вопросов, выявленных в ходе практического применения Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 “О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, предоставляющего дополнительные преференции и гарантии защиты капитала, подготовлены дополнения и изменения, в части расширения преференций инвесторам.

Принятие его предоставит инвесторам дополнительные льготы и преференции в рамках либерализации инвестиционного законодательства и позволит увеличить приток капитала, в том числе и иностранного, в экономику республики.

Одним из «шагов» навстречу как  белорусским, так и иностранным инвесторам является принятие 31 декабря 2010 года Директивы Президента Республики Беларусь №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [23].

В целях её реализации на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь утвержден План мероприятий, разработанный совместно с белорусскими деловыми ассоциациями. План включает около 140 мероприятий, в той или иной степени затрагивающих все девять пунктов Директивы № 4, из которых 90 % нормативно-правовых актов приняты уже в первом полугодии 2011 года. Далее Правительство займется законотворческой деятельностью.

Одним из основных направлений деятельности Правительства на 2011 год является разработка Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Акцент в ней, прежде всего,  сделан на проработку тех элементов инвестиционного климата, по которым республика, по мнению международных организаций, ухудшила свои позиции.

В Стратегии представлен анализ конкурентного положения ведущих отраслей, потенциально привлекательных для инвестирования, проведен анализ каждой отрасли в разрезе текущего состояния ведущих предприятий и перспектив развития. В рамках принятых приоритетов развития экономики страны будут разработаны карты кластеров по приоритетным направлениям, в которых мы хотим видеть присутствие иностранного капитала. Сформированные таким образом списки инициатив лягут в основу разработки Стратегии.

Результатом ее разработки и реализации станет четкое определение условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие соответствующей инфраструктуры, которая на высоком профессиональном уровне сможет обеспечить потребности потенциальных и существующих инвесторов [23].

В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Такой статус уже предоставлен 11 компаниям.

Результаты инвестиционной политики Республики Беларусь нашли отражение в статистических показателях 2010 года.

Удельный вес инвестиций в основной капитал составляет 33,3 процентов от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным (рисунок 1).

Рисунок 1  - Удельный вес инвестиций в основной капитал

Примечание - Источник: [23]

 

За 2010 год в экономику республики поступило более 5 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, что на 15 % больше, чем в за 2009 год. Валовой приток зарубежного капитала составил порядка 9,0 млрд. долларов США [21]. Структура иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь за период 2005-2010 г представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура иностранных инвестиций

Примечание - Источник: [23]

 

Происходит постепенное увеличение доли прямых иностранных инвестиций, поступающих в Республику Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций (с 0,13 процента в 2008 году до 0,47 процента в 2010 году) (рисунок 3).

Рисунок3  - Доля прямых иностранных инвестиций, поступающих в Республику Беларусь, в общемировом объеме

Примечание - Источник: [23]

 

Предпочтение Беларуси в качестве страны-реципиента инвестиций, как показал 2010 год, отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе – Россия, Австрия, Кипр, Нидерланды, Соединённое Королевство, Швейцария, Китай, Германия, Латвия и другие (рисунок 4).

 

Рисунок 4 - Страны-инвесторы в Республику Беларусь

Примечание - Источник: [23]

 

Как показывает международный опыт, страны, преуспевшие в привлечении ПИИ проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий и помогающую им вести бизнес, не подвергаясь излишнему риску. Однако это подразумевает не только предоставление льгот (освобождение от налогов, финансовые субсидии, снижение импортных тарифов и т.д.), но и проведение стабильной макроэкономической политики.

Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях