Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. В бывших социалистических странах именно из-за отсутствия или пониженного реального спроса активы оказываются недооцененными – их рыночная стоимость, как правило, значительно ниже балансовой. Приток иностранного капитала как раз способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.

Вложенные файлы: 1 файл

Чупик-конк раб.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

     Однако  анализ деятельности иностранного предприятия  в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

     Эффективность привлечения иностранного капитала определяется рядом макроэкономических показателей, среди которых наиболее репрезентативными являются: удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних валовых капиталовложений; объем и доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала в общем объеме промышленного производства; количество и доля занятых на предприятиях с участием иностранного капитала в общей численности занятых; доля продукции предприятий с участием иностранного капитала в общем экспорте и импорте страны; удельный вес продукции предприятий с участием иностранного капитала в ВВП.

     Объем продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, за период 2000-2011гг. возрос более чем в 7 раз. При этом доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла почти в 20 раз – с 0,5% в 2000г. до 11,4% в 201г.

     Количество  занятых на предприятиях с участием иностранного капитала за период с 2000 по 2010 гг. увеличилось в 13 раз и достигло 863 тыс. человек. В то же время, общее количество занятых в отраслях народного хозяйства России за тот же период сократилось на 10%.

     По подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 2 раза был выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Более высокая производительность труда на иностранных предприятиях прежде всего связана с применением более эффективной системы менеджмента, стимулирования и оплаты труда.

     По  показателю капитализации (отношение  объема иностранных инвестиций к ВВП) Россия значительно отстает от большинства стран, с которыми она конкурирует за привлечение иностранных инвестиций. Динамика этого показателя характеризовалась следующими данными: 2003 г. - 2,4%, 2005 г. - 2,9,2006 г. - 2,2,2007 г. - 2,9,2008 г. - 3,3,2009г. - 4,5,2010 г. - 6,4,2011 г. - 9,6%.

     Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Иностранный капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики. Несмотря на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов. Иностранные вложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурные преобразования в экономике. При этом, сохраняется низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов. В целом, повышение эффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многом зависит от улучшения инвестиционного климата.

3.2.Перспективы  импорта иностранного капитала. Формы и способы повышения активности иностранных инвесторов в России

     В новой среднесрочной программе  экономического развития России на ближайшую  перспективу, несмотря на приоритет  использования внутреннего экономического потенциала, важное значение придается созданию благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в различных формах.

     Для повышения эффективности вложений необходимо направлять прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе на реализацию инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, ориентированных на внешний рынок, наукоемкие отрасли, проекты на условиях соглашения о разделе продукции и концессионных договоров.

     Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику – жизненно важное направление деятельности руководящих органов России. Одним из таких направлений является страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по страхованию инвестиций (МИГА), осуществляющих их страхование от политических и других некоммерческих рисков.

     Другое  направление – это улучшение  правового обеспечения, позволяющего иностранным инвесторам сохранить их вклады в российскую экономику и обеспечить приемлемые формы получения прибыли на вложенные средства. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет по-прежнему совершенствоваться. Некоторые из намеченных мер приведены ниже.

     Для создания благоприятного инвестиционного  климата в России следует:

     - упростить нормативную базу проведения  денежной приватизации, чтобы обеспечить  реальный доступ иностранного  капитала на рынок недвижимости;

     - создать соответствующие экономические  предпосылки, включая предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры, для повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику в сравнении с организациями других стран;

     - наладить стабильную и качественную  работу банков;

     - ежегодно выделять перечни приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиции на правительственном и региональных уровнях;

     - обеспечить прозрачность российских  субъектов хозяйствования.

     Для решения перечисленных выше проблем  сформированы и начали работать следующие структуры в России:

      1. Институт фондового рынка и управления совместно с Центром инвестиционного анализа Национального агентства оценки наряду с другими организациями разрабатывают информационные банки данных, способствующих привлечению реальных инвестиций.
      2. Национальное агентство оценки совместно с Институтом фондового рынка и управления и фирмой «Про-Инвест Консалтинг» разрабатывают базу данных по инвестиционным проектам предприятий регионов с подключением ее к международным информационным сетям.
      3. Министерство экономики РФ совместно с компанией «Про-Инвест Консалтинг» организовало постоянно действующий семинар «Подготовка предприятий к привлечению прямых инвестиций».
      4. Агентство деловых связей совместно с журналом «Рынок ценных бумаг» инициировало проект «200 предприятий, готовых к привлечению инвестиций».
      5. Институт фондового рынка и управления по инициативе ФКЦБ России разрабатывает и реализует обучающую программу по развитию инвестиционного проектирования.
      6. Институт фондового рынка и управления разрабатывает итеративную информационно-обучающую систему (на компакт дисках).3

     Правительство РФ для привлечения иностранных  инвестиций планирует:

     -стимулирование  прямых иностранных инвестиций;

     -принятие  нового закона об иностранных  инвестициях;

     -упростить  процедуры оформления договорных  отношений в сфере зарубежного инвестирования;

     -повысить  эффективность хозяйственной деятельности  предприятий; внедрить международные  стандарты бухгалтерского учета,  усилить работу по информационному обеспечению иностранных инвесторов;

     -проведение  переговоров с правительствами развитых стран  и крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда поддержки инвестиций в России.

     При осуществлении вышеперечисленных  мер можно будет привлечь в  реальный сектор экономики России до 4 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

Заключение 

     Рассмотрев  основные аспекты, связанные с иностранными инвестициями в России, мы пришли к  выводу, что привлечение иностранных  инвестиций должно идти рука об руку с реформированием всей экономической системы. Очевидно, что для стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата.

     Основными направлениями государственной  политики в качестве первоочередных представляются следующие: достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса; ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленном на создание в стране цивилизованного рынка, снижение уровня инфляции, доработка налогового законодательства; мобилизация свободных средств предприятия и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции.

     Все это должно способствовать созданию в России благоприятного инвестиционного климата и притоку иностранного капитала. Сегодня становится очевидным, что иностранные инвестиции  могут способствовать осуществлению долговременных  стратегических целей формирования в России сильной цивилизованной экономики.

     Проведя определенные исследования по выбранной  теме, я считаю, что мне удалось  достичь поставленных целей и  задач. Таким образом, тема была раскрыта ровно в той степени, которой соответствует объем и форма данной работы.

 

Список  использованной литературы

 
     
  1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 26.06.2009) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493.
  2. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.12.2009) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3127.
  3. Булатов А.С. Экономика внешних связей России. М., БЕК, 2009.
  4. Орлова Е.О., Зарянкина О.М. Иностранные инвестиции в Россию, - М., Омега-Л, 2009.
  5. Подшиваленко Г.П. Иностранные инвестиции в Россию/курс лекций, М., КноРус, 2010.
  6. Давыдов А.Ю. Нужны ли России свободные экономические зоны? // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2008. — № 2.
  7. Доклад о мировых инвестициях, 2009 год: транснациональные корпорации, добывающая промышленность и развитие // ЮНКТАД, ООН, 2007.
  8. Бабин А. Цель одна – инвесторы разные необходимы http://www.nbrb.by/bv/narch/387/9.pdf.
  9. Танас Ольга, Песни для инвесторов, www.gazeta.ru.
  10. Федеральное интернет-издание «Капитал страны» http://www.kapital-rus.ru/.
  11. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России