Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:01, статья
В данной статье мы постараемся уделить коммуникационному фактору более пристальное внимание и, в частности, рассмотрим влияние информационной открытости региональных органов власти на инвестиционную активность в регионе.
Это не исчерпывающий перечень, более того, все используемые технологии в принципе невозможно представить в виде простого списка, т.к. они сильно взаимосвязаны, а порой входят в состав друг друга. В любом случае, современное развитие управления коммуникациями предоставляет массу инструментов развития территорий.
Но все же имидж будет более уместным, если мы имеем дело с заинтересованной группой потребителей: туристами, местными жителями, рабочими, коммивояжерами и т.д.
Если мы говорим об инвесторах, то формула AIDA не работает: инвестор будет анализировать нужные ему показатели инвестиционного климата, опрашивать экспертов и включит свой личный опыт. Пожалуй, слабым местом имиджмейкинга остается то, что инвестор склонен брать в расчет более полную информацию о регионе.
Еще одно ограничение имиджа — его неактуальность в условиях низкого социально-экономического развития территории. Исследователи отмечают нецелесообразность работы над имиджем без наличия приемлемого уровня развития объективных показателей: «в долгосрочном периоде действующим и потенциальным инвесторам становится известно реальное положение с инвестиционным климатом и, следовательно, инвестиции в инвестиционный имидж без улучшения инвестиционного климата обеспечивают минимальную отдачу» [Плаксин, Шаститко, Яковлева, 2007].
Коммуникации как составляющая
инвестиционного климата
Итак, инвестиционные решения, как правило, в большей степени основываются на объективных показателях, относящихся к инвестиционному климату. Могут ли коммуникации включаться в такой перечень?
В 2004 году Правозащитным фондом "Комиссия по свободе доступа к информации" было проведено исследование зависимости между уровнем информационной открытости различных социальных структур и уровнем доверия к ним со стороны населения. Результаты показали, что зависимость есть — прямая. Т.е. информационная открытость способствует установлению доверительных отношений и, следовательно, взаимовыгодного сотрудничества.
На наш взгляд, это утверждение
справедливо для отношений
Обращаясь к определению понятия «информационной открытости», рассмотрим исследование Института «Открытое общество». 28 сентября 2005 г., отмечая ежегодный Международный день свободы информации, авторы «Инициативы справедливости», выдвинутой данным институтом, провозгласили десять принципов свободы обмена информацией [Дзялошинский, 2005].
Существующий перечень был разработан на основе сравнительного анализа законодательств и практики в более чем 60 стран мира, где действуют законы о свободе информации. Как мы видим, информационная открытость государственной власти здесь рассматривается как наличие в системе политико-правовых отношений широких каналов взаимопроникновения для всего спектра социальных, экономических и политических сил. При этом возникает максимальная доступность информации о деятельности управленческого аппарата, а также возможность формирования жесткого механизма общественного контроля и воздействия на сферу государственного администрирования. Отсюда следует, что в случае однонаправленной открытости (например, открытости только по отношению к бизнесу или к профсоюзам) невозможен механизм полноценного общественного контроля. Поэтому даже в нашей исследовательской ситуации открытость власти стоит рассматривать не только в отношении к инвесторам и бизнесу в целом, но и ко всему обществу.
Часть исследователей подчеркивают, что информационная открытость подразумевает общедоступность и транспарентность информационных потоков. Доступность информации здесь стоит рассматривать как «право любого человека получить интересующие его знание в режиме реального времени в виде информации в приемлемом для него варианте информационного ресурса, который он может воспринять, проанализировать либо использовать в необходимом для него виде» [Арканникова, 2008, c. 49]. Эта деталь особенно важна для российских реалий, в связи с проблемой низкого развития информационных технологий [Интернет в России, 2007] Транспарентность же предполагает прозрачность, честное, подробное и объективное освещение происходящих процессов.
А.С. Довлатов информационную открытость власти рассматривает как часть открытости власти в целом, точнее — её публичность. Под открытостью исследователь понимает «максимально возможную доступность информации о деятельности управленческого аппарата и формирование жесткого механизма общественного контроля на сферу государственного администрирования» [Довлатов, 2004, с. 171]. Здесь нужно отметить важность гражданского общества, которое является по сути составляющим, необходимым условием для открытости власти. С мнением автора трудно не согласиться, тем более, что только при наличии гражданского общества мы можем получить объективную оценку открытости власти.
Козонов Э.Ю. выделил
Перечисленные функции в очередной раз показывают, что информационная открытость позволяет существенно снижать транзакционные издержки, вызванные нехваткой информации. В итоге увеличивается эффективность политических процессов: во-первых, ускоряется коммуникационная связь между государственными структурами, во-вторых, возможность обратной позволяет оценить удовлетворенность населения принятыми решениями
Также отметим, что информационная закрытость органов власти напрямую связана с проблемой коррупции, которая, согласно опросу представителей бизнеса является одним из главных помех для инвесторов [Россия как объект, 2006.]
М.С. Арканникова выделила следующие негативные последствия в экономической сфере от информационной закрытости органов исполнительной власти:
Как можно заметить, информационная открытость в большой степени влияет на отношения власти и бизнеса. Перечисленные последствия говорят в пользу того, что обеспечение всесторонней информационной поддержки должно стать ядром региональной политики по развитию малого и среднего бизнеса: снижая риски, развитая информационная региональная инфраструктура позволит обеспечивать регулярный и продуктивный диалог между региональными политическими и экономическими элитами, в том числе инвесторами.
Низкий уровень информационной открытости может повлиять и на другие группы факторов, искажая или не предоставляя необходимых деталей о них. Поэтому стоит говорить о коммуникациях как о связующем звене между лицом, принимающим инвестиционные решения, и показателями объективного развития территории. Более того, информационную инфраструктуру можно также рассмотреть в качестве потенциала, от которого зависят следующие характеристики территории:
Таким образом, развитие коммуникаций, показателем чего является, в том числе, информационная открытость, выступает в качестве одного из слагаемых инвестиционного климата, т.е. представляет собой характеристику, которая объективно представляет специфику функционирования капитала на том или ином объекте.
Корреляционный анализ зависимости инвестиционной привлекательности и информационной открытости власти
Для выявления зависимости между информационной открытостью власти и инвестиционной привлекательностью воспользуемся корреляционным анализом, который позволяет обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами.
Данный метод обработки статист
Главным минусом данного метода состоит в том, что корреляция отражает лишь линейную зависимость величин, но не отражает их функциональной связности, т.е. мы не сможем вывести точную формулу зависимости и с совершенной точностью ответить, какой показатель оказывает влияние, а какой — претерпевает это влияние. Однако в нашем случае, когда мы провели тщательный анализ обоих показателей, мы можем с уверенностью говорить о влиянии информационной открытости на инвестиционную привлекательность (хотя наличие обратной связи не исключено).
Еще одним существенным ограничением
корреляционного анализа
Однако уже имеются данные, позволяющие
использовать корреляционный анализ:
наличие показателей для
Наша гипотеза состоит в том, что при увеличении одного параметра (информационная открытость) второй (инвестиционная привлекательность) тоже увеличивается. Определенная сложность связана с выбором рейтингов, которые оценивают необходимые нам параметры. Как мы уже выяснили, существующие на сегодняшний день рейтинги оценки инвестиционной привлекательности фактически подменены оценкой инвестиционного климата. Поэтому для более корректного анализа воспользуемся рейтингом объёма инвестиций в основной капитал. Это позволит нам более точно проследить корреляцию.