Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

При этом следует отметить, что реализация программы начинается в достаточно сложных условиях, которые сложились в регионе в предшествующий период и которые необходимо учесть при разработке долгосрочной стратегии.
Задачами Программы являются:
закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;
снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;
реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

Содержание

Введение 4
1 База программы развития Дальнего Востока и Забайкалья 6
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока
и Забайкалья до 2013года и инструменты ее реализации 6
Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года 13
2 Экономическое положение региона сегодня 16
2.1 Положение новой экономики Дальнего Востока 16
2.2 Финансирование: планирование и реальность 18
2.3 SWOT – Анализ 21
3 Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья 22
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Новая курсовая.docx

— 66.23 Кб (Скачать файл)

     На  мероприятия по повышению сейсмоустойчивости домов в Камчатском крае и Сахалинской  области в 2009 году из средств федерального бюджета перечислены субсидии в объеме 6 млрд. рублей. В дальнейшем объем помощи возрастет. Стратегия также предусматривает поэтапное наращивание обеспеченности населения жильем, которая за время реализации этого документа возрастет почти на 70%.

     Федеральная сеть медицинских учреждений будет  развиваться за счёт создания двух центров высоких технологий федерального уровня и в двух крупнейших агломерациях Дальнего Востока. Этот процесс увязан с одновременным развитием фармацевтической промышленности, работающей на местном сырье.

     Расходы на здравоохранение в расчете  на одного жителя к 2025 году возрастут  в 3 раза.

     Предлагаются  дополнительные преференции гражданам, проживающим или желающим проживать  на Дальнем Востоке и Байкальском  регионе. Это однократное предоставление на льготной основе участков для индивдуального жилищного строительства, оказание господдержки по содействию в переезде и обустройству, возмещение затрат региональным бюджетам на уплату процентов  по кредитам на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, и прочие меры.

     В документе также изложены стратегические направления развития культуры, физической культуры и спорта, развитие рекреации  на основе уникальных природных объектов. Уже сегодня в рамках программ по обеспечению жильем военнослужащих осуществляется преференция для желающих поселится на Дальнем Востоке в виде жилья большей площади7.

     Реализация  стратегических приоритетов в экономической  и социальной сфере позволит достичь  следующих целевых индикаторов:

     - обеспечить динамику ВРП на  уровне 5,8-6,8%;

     - увеличить численность занятых  в экономике с 75,5% от экономически  активного населения в настоящее  время до 84,7% в 2025 году;

     - снизить уровень бедности за  этот же период практически  вдвое с 18,8% до 9,6%;

     - увеличить обеспеченность жильем  с 19 до 32 м2 на человека;

     - на 10 лет увеличить продолжительность  жизни.

     Совокупность  этих факторов обеспечит рост населения  Дальнего Востока и Байкальского региона составляющего в настоящее  время 11,5 миллионов человек, на 2,5-3 миллиона, повысит престижность проживания на данных территориях.

     Основным  инструментом реализации Стратегии  развития являются План мероприятий  по реализации Стратегии, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья до 2013 года», а также  «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».

     Минрегионом России в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии  совместно с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов, Аппаратами полномочных  представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах разработан проект Плана мероприятий по реализации Стратегии.

     План  мероприятий по реализации Стратегии. направлен в заинтересованные федеральные  органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации на согласование8.

     В настоящее время ведется корректировка  ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» в части продления  сроков действия программы как минимум  до 2018 года с увеличением объемов  федерального финансирования и распространением ее действия на Иркутскую область.

     Кроме того, Минергионом России прорабатывается  предложение Президента Республики Саха (Якутия) по приведению периода  действия Программы в соответствие со сроком действия Стратегии, то есть, до 2025 года.

    1. Что такое Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья

      до 2013 года

     Долговременные  программы были, есть и будут. Любая  из них, учитывая сроки, на которые они  разрабатываются, скорее, протокол о  намерениях государства. И программа  развития Дальнего Востока и Забайкалья9, в принципе, — то же самое. Но одновременно это набор сформулированных пожеланий на перспективу, которые задают веер возможных вариантов развития региона. Предыдущие программы, которые принимались в середине прошлого века (а были еще и довоенные программы развития Дальнего Востока), оставались узконаправленными, нацеленными на решение какой-то одной задачи — промышленное освоение Дальнего Востока, создание оборонного щита, или в 70-е годы строительство инфраструктуры, строительство БАМа и связанные с этим мероприятия.

     Сейчас  речь идет сразу о нескольких параллельно  развивающихся событиях. Во-первых, программа развития Дальнего Востока  и Забайкалья получает новую интерпретацию, и количественную, и качественную. Можно назвать ее демонстрационной. Правительство демонстрирует бизнесу, населению, иностранным партнерам  серьезность своих намерений.

     Конечно, те деньги, которые в программе  заложены, — совершенно сумасшедшие  по сравнению с тем, что было раньше, — на самом деле небольшие деньги. Это 566 миллиардов рублей — 20 миллиардов долларов. Что такое 20 миллиардов долларов? Давайте сравним: восточная программа  «Газпрома», которая тоже была принята  в прошлом году, предусматривает 2,5 триллиона рублей до 30-го года. Это  только «Газпром», только одна структура, которая собирается вкладывать на востоке  России такие деньги. А возьмем, например, ЦКК в Амурске — его строительство будет стоить миллиард долларов, модернизировать по современным стандартам любой порт — еще миллиард долларов, провести освоение угольных месторождений — не меньше миллиарда долларов10. Так что правительственные деньги — небольшие. Но! Эти деньги и не должны выполнять функцию полного развития территории. Это «семенные» деньги. Они призваны дать всходы — посадили зернышко, оно должно дать десять. Вот такая логика сейчас прослеживается. Причем деньги эти намечено вложить в инфраструктуру.

     Бизнес  не вкладывается в инфраструктуру, потому что вложения очень долго  окупаются по сравнению с другими  инвестициями. А государство говорит  сегодня: «Я буду вкладывать, я буду решать задачи, связанные с закреплением населения». Да бизнес и не призван  решать такие проблемы. Это дело федеральных, региональных, муниципальных  властей. В том варианте программы, который принят сегодня, показан  разный уровень решения задач. Федеральный — 420 миллиардов рублей, 40 миллиардов — региональный. Да, на порядок меньше, но и уровень задач другой. Муниципальный — четыре с небольшим миллиарда. Все расписано11.

     Параллельно вопрос о развитии территории неоднократно рассматривался на заседаниях правительства  на предмет выработки более долговременной стратегии. Разработана стратегия  развития территории до 2025 года. Создана комиссия по развитию Дальнего Востока, которую возглавляет премьер-министр, определен круг разработчиков технического задания — четыре крупных института, два московских, сибирский и Института экономических исследований ДВО РАН. Здесь речь идет о расширенном варианте не только временном, но и пространственном — в этот план включен и Байкальский регион.

     Очень важно, — это появление многих отраслевых проектов. На самом деле основные деньги не в государственном  бюджете. Они в корпоративных  кастах, корпоративных инвестиционных фондах, и, разумеется, их привлечение к осуществлению программ — это способ реального подъема экономики Дальнего Востока12.

     Восточная программа «Газпрома», долговременная программа по Дальнему Востоку, которая  связана с энергетической стратегией. Сформирована генеральная схема  размещения объектов энергетики на территории страны, и в т. ч. в ДВ регионе. Это  очень важно. Есть транспортная стратегия, в которой прописано, какие будут  выделяться деньги. И там уже действительно  те суммы, которые создают реальную картину.

     Разумеется, горизонт пока нечетко обозначен  — федеральная программа разработана  до 2013 года, а бюджетное планирование у нас на три года. Но в бюджете  уже заложены необходимые ресурсы. Что-то может быть перевыполнено, что-то недовыполнено, жизнь есть жизнь, ситуация меняется. Но тем не менее есть комплексное  развитие, когда и государство  на всех уровнях, и бизнес четко понимают свою задачу. И население начинает понемногу понимать, что Дальний  Восток — перспективная территория, и принимает решения на более  информативно наполненном основании. Уезжать или не уезжать, приезжать  сюда или нет.  Теперь эти вопросы  могут быть решены в пользу Дальнего Востока. Ведь, еще два года назад  никто всерьез этим не занимался. Ну, есть Дальний Восток, ну, население  там маленькое. Сейчас все по-другому, есть вполне реальная демографическая  программа.

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА СЕГОДНЯ
 
 

     2.1 Положение новой экономики Дальнего Востока

     В октябре в Хабаровске прошел двухдневный V Дальневосточный международный  экономический форум. В нем участвовали  свыше 700 представителей власти, науки  и бизнеса из 19 субъектов Российской Федерации, 12 иностранных государств и 3 международных организаций. Самыми многочисленными из зарубежных делегаций  стали группы из КНР и Японии13.

     Главной темой форума стала проработка вопросов социально-экономического развития регионов Дальнего Востока в контексте  обновляемой Стратегии развития России до 2020 года, а также обсуждение эффективных механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Поэтому  девиз ДМЭФ - "Дальневосточные  приоритеты в Стратегии-2020". Форум  организован под эгидой Госдумы  Федерального Собрания РФ.

     Основной  темой выступления замминистра  регионального развития РФ Романа Панова стало недопущение сокращения федеральных  целевых программ развития Дальнего Востока и Забайкалья.

     По  его словам, на реализацию программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" с 2008 по 2010 год  направлено 95,5 миллиарда рублей, в  том числе более 68 - из федерального бюджета. За счет этих денег организовано строительство 161 объекта, 68 уже возвели. Причем если в прошлом году усилия государства были сконцентрированы на финансировании инфраструктурных объектов, то в этом - на повышении качества жизни населения.

     Всего в 2011-м объем федерального финансирования программы составит 36,2 миллиарда  рублей. В следующие два года - еще 54 миллиарда.

     Сегодня можно использовать многие из нереализованных  ранее возможностей. Поэтому при  формировании предложений по финансированию программы в 2012-14 годах по согласованию с Минэкомразвития и госзаказчиками заявлена дополнительная потребность  в 228 миллиардов рублей.

     Кроме того, к предусмотренным до 2015 года 11,3 миллиарда рублей финансирования второй важнейшей дальневосточной  ФЦП - "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" -  планируют добавить еще 10,5 миллиарда.

     Однако, сегодня главное поиск альтернативных вариантов и механизмов реализации инвестпроектов с участием частного капитала. Государство не сможет финансировать  все предлагаемые инфраструктурные проекты, отмечают специалисты. Сейчас по заявкам в Инвестфонд объем  запрашиваемой господдержки уже  превышает 500 миллиардов рублей.

     Частные инвесторы готовы вкладывать в создание необходимой инфраструктуры без  участия государства. Однако проектов, способных привлечь инвесторов, единицы14.

     Сегодня нет механизма, который бы системно обеспечивал отбор наиболее перспективных  бизнес-идей и финансировал проект на стадии разработки документации.

     По  итогам первого полугодия 2011 года в  субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона поступило 13,3 процента всех российских инвестиций, а еще три  года назад их доля была 8,3 процента. Основной рост достигнут за счет федеральных  вложений, они составляют чуть меньше пятой части общего объема инвестиций. Но даже в этих условиях во всех субъектах  Байкальского региона инвестиционная активность заметно ниже среднероссийской, иностранные вложения в десятки раз ниже, чем в среднем по стране. Аналогичная ситуация в Приморском крае, несмотря на его выгодное географическое положение. Причем значительная часть дальневосточных регионов имеет высокий инвестиционный потенциал.

Информация о работе Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья