Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

При этом следует отметить, что реализация программы начинается в достаточно сложных условиях, которые сложились в регионе в предшествующий период и которые необходимо учесть при разработке долгосрочной стратегии.
Задачами Программы являются:
закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;
снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;
реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

Содержание

Введение 4
1 База программы развития Дальнего Востока и Забайкалья 6
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока
и Забайкалья до 2013года и инструменты ее реализации 6
Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года 13
2 Экономическое положение региона сегодня 16
2.1 Положение новой экономики Дальнего Востока 16
2.2 Финансирование: планирование и реальность 18
2.3 SWOT – Анализ 21
3 Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья 22
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Новая курсовая.docx

— 66.23 Кб (Скачать файл)

     Очень незначительны подвижки, по его мнению, в снижении неэффективных расходов. Около 70 процентов их приходятся на четыре субъекта: Республику Саха (Якутия) - 12,3 миллиарда рублей, Хабаровский  край - 5,7, Иркутскую - 8 и Сахалинскую  области - 4,5 миллиарда.

     Не  удается добиться уменьшения таких  расходов в сфере здравоохранения  Амурской и Сахалинской областям, Хабаровскому и Приморскому краям, Республике Бурятия. Этим регионам замминистра  порекомендовал обратить особое внимание на оптимизацию объемов скорой медицинской  помощи, усиление первичного звена  здравоохранения, в том числе  организацию пунктов неотложной медицинской помощи при амбулаторно-поликлинических  учреждениях.

     Доля  неэффективных расходов в сфере  жилищно-коммунального хозяйства  увеличилась за последний год  в Амурской, Иркутской областях, Еврейской автономной области, Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе и Забайкальском крае.

     2.2 Финансирование: планирование и реальность

     Полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном  федеральном округе Виктор Ишаев  на встрече с председателем правительства  Российской Федерации Владимиром Путиным  выразил обеспокоенность сокращением  финансирования мероприятий Федеральной  целевой программы "Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до 2013 года". Бюджетные ассигнования на реализацию программы сокращены на 62%.

     Полпред президента РФ в Дальневосточном  федеральном округе В. Ишаев  заявил о том, что финансирование мероприятий  федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" с 2011 по 2013 годы сокращено на 80%.

     Из 236 миллиардов рублей осталось 43 миллиарда, то есть идет финансирование по 13-14 миллиардов рублей в год. Это явно мало, необходимо восстановить программу до паспортных значений.

     Полпред отметил, что федеральным законом  от 13 декабря 2010 года "О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП "Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до 2013 года" сокращены на 147 млрд рублей. Это  на 62% относительно паспортных назначений. Финансирование составит всего 90 млрд рублей (38% от предусмотренных паспортом  Программы)15.

     Полпред уточнил, что финансирование по программе  в предыдущие годы доходило до 28-29 миллиардов в год.

     А также отметил, что сокращение ассигнований на ФЦП произошло в соответствии с законом "О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

     Кроме того, добавил полпред, утвержденной Министерством экономического развития РФ Федеральной адресной инвестиционной программой на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов, предусмотрено финансирование в объеме 35 млрд рублей за счет средств  Программы объектов, не предусмотренных  ее паспортом.

     При этом финансирование объектов дорожного  строительства снижено с 112 млрд рублей до 15 млрд рублей (на 87%).

     Несмотря  на поручения правительства РФ, остаются неясными вопросы, связанные с дальнейшей корректировкой Программы и подготовкой  ее новой редакции на период до 2018 года. В случае, если новая редакция Программы  не будет подготовлена в 2011 году, ее параметры не будут учтены в расходах федерального бюджета на 2014 год, а  также возникнут проблемы с реализацией проектов, начатых в рамках действующей Программы и имеющих сроки исполнения за рамками 2013 года16.

     "В  связи с тем, что бюджет принимается  теперь на три года, необходимо  успеть внести правки в программу  до конца этого года. Иначе  ее параметры не будут учтены  в расходах федерального бюджета  на 2014 год, а также возникнут  проблемы с реализацией проектов, начатых в рамках действующей  программы и имеющих сроки  исполнения за 2013 годом", - сказал  Ишаев17

 

      2.3 SWOT-анализ программы

Сильные стороны Слабые  стороны
  • Государственная поддержка на федеральном уровне
  • Выгодное экономико-географическое месторасположение, прямой выход и близость рынков стран АТР
  • Близость Байкало-Амурской и Транссибирской желез-нодорожной магистрали
  • Отсутствие на государственном уровне механизмов возврата частных инвестиций в инфра-структурные объекты капи-тального строительства госу-дарственной собственности 
  • Экономическая и инфра-структурная изоляция ФДО от остальной России
  • Высокий уровень износа технологического обору-дования
  • Неразвитость транспортной и энергетической инфра-структуры
Возможности Угрозы
  • Формирование опорной инфраструктуры для крупных инвестиционных проектов в ДФО
  • Развитие новых для региона промышленных производств
  • Создание новых рабочих мест, сохранение населения на Дальнем Востоке
  • Усиление геополитических позиций России в АТР
  • Сокращения трудовых ресурсов 
  • Высокие транспортные  и энергетические тарифы
  • Разрушение природных экосистем в зонах повышен-ной концентрации эконо-мической активности
  • Переориентация между-народных транзитных грузопотоков в обход России

 

 

  1. Направления решения проблем  Дальнего Востока  и

        Забайкалья 
     

     В современных условиях особое значение приобретает проведение нашей страной  последовательной линии на интеграцию в экономику АТР и на расширение участия в различных региональных научно-технических  проектах.

     Перспективными  направлениями взаимодействия со странами АТР здесь являются:

   – обеспечение энергетической безопасности в рамках реализации совместных проектов (создание нефтеперерабатывающих мощностей, транспортировка и хранение нефти  и газа, использование альтернативных источников энергии и др.);

   – создание производственных мощностей  в рамках кооперации с региональными  партнерами, в том числе в специальных  промышленных зонах и технопарках;

   – запуск совместных проектов в сфере  высоких технологий;

   – расширение участия российских представителей в проводимых в странах АТР  различных научных конференциях, семинарах, научно-технологических  выставках и т.д18.;

   – расширение международного сотрудничества в сфере образования, включая  обучение иностранных граждан из стран региона в российских вузах, открытие филиалов российских вузов.

     Главная задача на современном этапе –  использовать возможности АТЭС для  максимально эффективного, действенного встраивания России в механизмы  азиатско-тихоокеанской интеграции, что естественным образом дополняет  внутрироссийские планы социально-экономического развития, направленные на решение проблем Дальнего Востока, которые закреплены в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского края до 2025 года.

     Основным  подходом к реализации Стратегии  является механизм селективной государственной  политики. Для регионов Дальнего Востока  должны применяться особые подходы  к осуществлению бюджетной, налоговой, ценовой, тарифной, социальной и финансовой политики государства, а также особые механизмы прямого участия государства  в развитии экономики, включая размещение государственных заказов, создание и действие государственных корпораций, создание особых экономических зон, распределение средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации, средств  Российской венчурной компании, осуществление  режима промышленной сборки, создание технопарков, придание муниципальным  образованиям статуса наукоградов  Российской Федерации, условия привлечения  на объекты иностранной рабочей  силы и ряда других. Очень важен селективный подход к действию нормативных и методических документов, особенно в сфере оценки уровня жизни, жилищного строительства, инженерной и социальной инфраструктуры, развития сферы услуг и т.д.

     В частности, имеется в виду отмена для регионов Дальнего Востока ограничений  на некоторые виды деятельности (добыча и переработка полезных ископаемых, судостроение и судоремонт и т.д.) в особых экономических зонах, расширение перечня ОЭЗ с включением транспортно-производственных зон, включение в понятие инфраструктура при выделении средств из Инвестиционного  фонда социальной инфраструктуры, что  позволит профинансировать строительство  благоустроенного и привлекательного для проживания жилья в четкой увязке с потребностями крупных  проектов развития.

     Важнейшим инструментом развития Дальнего Востока  является и будет оставаться система  федеральных целевых программ и  приоритетных национальных проектов. Базовой программой в этом смысле является ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

     Эффективному  освоению территории Дальнего Востока  в первую очередь способствуют железные дороги, которые позволяют с меньшими затратами доставлять руду на обогатительные комбинаты, а концентрат на металлургические заводы и прочие предприятия глубокой переработки19.

     Поэтому особую роль уделена железным дорогам. Важнейшим проектом является проведение коренной модернизации и реконструкции Байкало-Амурской магистрали, что создаст условия для многократного роста объемов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальневосточного региона, дальнейшего развития транспортной инфраструктуры и территорий, прилегающих к БАМу.

     Следующим по важности является развитие автодорожной сети, которая имеет не столько  коммерческую направленность, сколько  социальную ориентацию, обеспечивая  транспортную внутрирегиональную связь  населенных пунктов, также выполняя и транзитную функцию.

     Развитие  портового хозяйства на Дальнем  Востоке является продолжением остальной  сухопутной транспортной инфраструктуры, в первую очередь, железных и автомобильных  дорог. Порты на Дальнем Востоке  имеют международное значение, обеспечивая  перевалку грузов, доставленных как  по международным транспортным коридорам, так и по внутрирегиональным транспортным артериям в зарубежные страны и из них.

     Поэтому их развитие направлено как на рост транзитной функции регионов Дальнего Востока, так и на увеличение возможностей самих дальневосточных регионов поставлять свою продукцию на экспорт.

     Развитие  сети аэропортов и малой авиации  особенно важно для связанности  и доступности территории.

     Своевременная реализация проектов развития генерирующих мощностей и электросетевой инфраструктуры является необходимым базовым условием поступательного развития экономики  региона и в то же время зависит  от реальных планов развития крупных  потребителей электроэнергии. Опережающее  развитие генерации создаст условия  для обеспечения современных  требований энергообеспеченности экономики  и населения и привлечения  инвестиций.

     Дальний Восток является частью более крупных  социально-экономических систем –  России, Азиатско-Тихоокеанского региона, мировой системы. Поэтому, в макрорегион  стремится занять место в этой внешней для него среде.

     Исторически Дальний Восток всегда служил форпостом  России в АТР, и будущее его  развитие предполагает реальное превращение  макрорегиона в один из ключевых факторов развития всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

     Перспективы развития гражданских производств  машиностроительного комплекса  тесно связаны с участием предприятий  макрорегиона в международном географическом разделении труда в Азиатско-Тихоокеанском  регионе. Отечественные предприятия  значительно уступают компаниям  Южной Кореи, Сингапура, Китая и  Японии в конкурентной борьбе за потребителя  из-за высокой себестоимости производимых работ (что обусловлено высокими тарифами на электрическую и тепловую энергию, большими затратами на доставку металла, узлов, деталей, расходных  материалов от производителей, расположенных  в основном в западных регионах страны).

     Дальний Восток – это люди, живущие здесь. Развитие региона должно обеспечивать улучшение качества жизни населения, рост его благосостояния. Все составляющие качества жизни населения должны быть сбалансированы, при этом необходимо предусмотреть сохранение природных ресурсов и окружающей среды для нынешнего и будущих поколений жителей.

     Заключение 
 

     В работе рассмотрены основные цели, задачи Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Решение  проблем Дальнего Востока и Забайкалья полностью соответствует национальным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, а мероприятия  и проекты Программы способствуют реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

     Решение задач изложено в виде системы  программных мероприятий, связанных  с реализацией конкретных проектов по всем приоритетным направлениям развития социально-экономической сферы. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и  представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.

Информация о работе Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья