Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Новый этап формирования рыночной экономики России определён Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны - федеральные, региональные и местные бюджеты, каждое из которых которые являются самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы. За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основы формирования доходов местных бюджетов в современных условиях. 1.1Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации
1.2 Система формирования доходов местных бюджетов
1.3 Исполнение местного бюджета
Глава 2. Анализ формирование доходов местного бюджета Кулебакского района Нижегородской области
2.1 Социально-экономическое положение Кулебакского района. Тенденции развития 21
2.2 Формирование и использование доходов бюджета Кулебакского района
ГЛАВА 3. Анализ особенностей формирования доходной части бюджетов и других обязательных платежей в зарубежных странах.
3.1 Опыт США
3.2 Опыт Германии
3.3 Опыт Швейцарии
3.4 Опыт Скандинавских стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ГМФ 1.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)


 

Тема: «Основы формирования доходов местных бюджетов РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                                          стр.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Основы формирования доходов местных бюджетов в современных условиях.                                                                                                                                                                        5

1.1 Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации                        5

1.2 Система формирования доходов местных бюджетов                                             10

1.3 Исполнение местного бюджета                                                                                14

Глава 2. Анализ формирование доходов местного бюджета Кулебакского района Нижегородской области                                                                                                21

2.1 Социально-экономическое положение Кулебакского района. Тенденции развития                                                                                                                              21

2.2 Формирование и использование доходов бюджета Кулебакского района              23

ГЛАВА 3. Анализ особенностей формирования доходной части бюджетов и других обязательных платежей в зарубежных странах.                                                        31

3.1 Опыт США                                                                                                                                                          31

3.2 Опыт Германии                                                                                                                                            33

3.3 Опыт Швейцарии                                                                                                                                            34

3.4 Опыт Скандинавских стран                                                                                                                36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Новый этап формирования рыночной экономики России определён Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны - федеральные, региональные и местные бюджеты, каждое из которых которые являются самостоятельным.

Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы. За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

Решение проблем становится также социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы приводит к возникновению критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания средств в местные бюджеты не изменяют ситуацию к лучшему. Несмотря на высокий профессиональный уровень законодателей, учёных и финансистов-практиков, в исследовании роли местного бюджета и межбюджетных отношений имеется немало «белых пятен».  К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.  Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объёмами дотаций, субвенций и других видов финансовой  помощи местным бюджетам.

В понятие «межбюджетные отношения» входит не только получение финансовой помощи, но законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов.

Для того чтобы принцип самостоятельности местных бюджетов не носил чисто формального характера, помимо законодательного разграничения доходных функций между бюджетами различных уровней, необходимо заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной помощи их вышестоящих бюджетов. Разработка единой, научно обоснованной методики определения социальных нормативов  расходования бюджетных средств, учитывающей инфляционные процессы, различие потребностей в социальных расходах, обеспечит объективность в определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов, что позволит уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.

Требуется новый концептуальный подход к анализу роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона и разработке основных направлений её реформирования. Теоретическая и практическая нерешительность многочисленных проблем в социально-экономической сфере региона и определили направленность данной работы. Целью курсовой работы является анализ процессов формирования и исполнения бюджета Кулебакского района Нижегородской области.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

  1. Изучение понятия местного бюджета и бюджетного процесса;
  2. Исследование структуры формирования доходной и расходной части местных бюджетов;
  3. Изучение процессов формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях;
  4. Анализ формирования и исполнения местного бюджета Кулебакского района Нижегородской области выявление проблем и путей их решения в системе формирования и исполнения местных бюджетов.

В работе используются следующие методы научного анализа: экономическое описание, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, научная абстракция.

 

 

 

ГЛАВА I. Основы формирования доходов местных бюджетов в современных условиях.

1.1     Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяется Конституцией страны [1] и её государственным устройством как федеральной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ [4] бюджетная система России состоит из трех уровней.

I. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

II. Бюджеты субъекты Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

III. Местные бюджеты.

Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рис.1.1

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Принципы функционирования бюджетной системы следующие :

      Единство бюджетной системы;

      Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

      Самостоятельность бюджетов разных уровней;

      Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

      Сбалансированность бюджета;

      Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

      Общее покрытие расходов бюджета;

      Гласность

      Достоверность бюджета;

      Адресность и целевой характер использование бюджетных средств.

На рисунке 1.1 представлена схема консолидированного бюджета РФ.

 

 

 

_____________________________________

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Рис.1.1 – Схема консолидированной бюджета РФ.

 

 

 

 

 

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов   Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

       Распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;

       Разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

       Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

       Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

       Равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты. В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ. Во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой  помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.     Бюджетным кодексов РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Примерное распределение средств между отдельными звеньями бюджетной системы в РФ характеризовалось следующими данными (таб.1.1).

Таблица 1.1

Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ.

БЮДЖЕТ

ДОЛЯ СРЕДСТВ, %

Консолидированный бюджет РФ

100

Федеральный бюджет РФ

45-55

Консолидированный бюджет субъектов РФ, из них:

55-45

  Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

20-25

  Местные бюджеты,

25-20

  В том числе:

 

- городские бюджеты

16-20

- районные бюджеты

7,5-8

- поселковые бюджеты

0,5-0,7

- сельские бюджеты

1-1,3

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ