Прямые инвестиции: сущность, особенности, состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятия прямых иностранных инвестиций, его сущности, основных видов, анализ структуры и динамики инвестиций за последние годы.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие. Виды, формы ПИИ;
изучить региональное размещение ПИИ в РФ;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ;
обосновать направления совершенствования ПИИ в России

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по ПИИ с учетом замечаний.doc

— 778.50 Кб (Скачать файл)

Так, в ряде развивающихся стран – Аргентине, Бразилии, Китае, Индонезии и ЮАР – вклад ПИИ в развитие экономике выше, чем в среднем по миру. Это зачастую связано с активной политикой в области инвестиций. Иными словами, власти стараются привлекать ПИИ именно в те отрасли, где от них будет выше эффект, предлагая разные стимулирующие меры. С другой стороны, есть большая группа стран, которые, несмотря на огромные объемы поступающих инвестиций, почти не ощущают их положительного действия. Это в основном страны, привлекательные для инвестиций только с точки зрения фискального режима. Среди них Нидерланды и Люксембург. В этих странах ПИИ почти не оказывают влияния на такие показатели как добавленная стоимость или уровень безработицы.

Таблица 2. Индекс доли ППИ из отношения притока ПИИ к ВВП (2011 г.).

Примерно с таким  же отсутствием положительного эффекта  сталкиваются страны, где  ПИИ концентрируются в добывающих отраслях - Чили, Саудовская Аравия.

Все это показывает огромную важность правильной политики привлечения инвестиций, поскольку даже среди стран со сравнимыми объемами поступающих ПИИ по отношению к ВВП, их влияние на экономику может кардинально различаться.

Результаты подсчета нового индекса  в отношении России разочаровывают. Страна оказалась в числе аутсайдеров как по объему ПИИ, так и по их вкладу в экономику и вошла в группу «хуже ожиданий» вместе с Израилем, Мексикой и Саудовской Аравией (см. табл. 2) [14].

Эксперты ЮНКТАД также проанализировали политику государств в отношении  ПИИ. В частности, попытки различных государств достичь оптимального соотношения между либерализацией инвестиционных режимов  и регулированием в ведущих отраслях промышленности для предотвращения  «экспорта» рабочих мест. В докладе отмечается, что до тех пор, пока продолжается экономический кризис, существует повышенный риск протекционистских мер в отношении инвестиций. А противоречивые изменения государственной политики и соответствующие поправки в законодательство могут привести к негативным последствиям с точки зрения прихода в страну ПИИ. Другой важный вывод, полученный после подсчета индекса доли ПИИ, состоит в том, что политика государства должна быть переориентирована на то, чтобы «заманивать» инвестора в те сектора, где эффект от инвестирования будет максимальным для экономики. То есть прирост инвестиций должен влиять, в конечном счете, и на такие показатели, как  уровень безработицы, величина заработной платы, вложения в  НИОКР.

3.2 Разработка Российской ПИИ-стратегии на 2013-2020 гг

Большое количество проблем  в области зарубежного инвестирования и  недостаточные объемы ПИИ в  Россию настоятельно требует разработки долгосрочной, поддерживаемой правительством стратегии, направленной на привлечение производственных технологий, управленческого мастерства и финансовых вливаний из-за рубежа. Подобная стратегия должна базироваться на четком видении проблемы и иметь свою концепцию.

Это включает:

  • постоянный и детальный мониторинг за источниками ПИИ, предлагаемыми странами и прочими развитыми экономиками,  и промышленным потенциалом страны ;
  • постановка целей для важнейших отраслей и технологий;
  • разработка эффективных политических инструментов для поиска и абсорбции желаемых
  • типов инвестирования;
  • реализация политики и контроль за ее исполнением.

Россия не должна терять время. Ее основные конкуренты - Бразилия, Китай, Индия,  Индонезия и Мексика - постоянно совершенствуют собственную ПИИ-политику. За последние 5 лет – 2007-2011 гг – эти крупные растущие рынки  достигли значительного увеличения притока инвестиций путем комбинирования специфического ПИИ-законодательства и взаимосвязанных политических инструментов. Бывшие социалистические страны Восточной Европы, в частности Чехия, Венгрия, Польша и Украина, также активизировали усилия, направленные на принятие разумных инвестиционных законодательств и политики (приложение 15). Правительства стран Азии, Латинской Америки и Восточной Европы решили не оставлять дело случаю и стали активно рекламировать свои рынки на международной сцене.

Как уже говорилось ранее, первым шагом на пути активизации ПИИ является разработка стратегической концепции на основе результатов исследований и специфических задач, в число которых входят ожидаемые ПИИ-притоки, основные ПИИ-соотношения, типы целевых ТНК, приоритетные отрасли и регионы.

Успех этой стратегии  будет зависеть от выбора эффективных  инструментов и проведения соответствующих  действий. Конкретные ПИИ-мероприятия  и политические инструменты; должны утверждаться на высшем политическом уровне. Их поддержка окажет влияние на региональные, государственные и международные организации и учреждения и придаст позитивный импульс. Другими словами, видение современной российской промышленности  должно быть "переведено на язык" реалистичной ПИИ-политики.

По мнению экспертов, проведение этой политики ограничено бюджетными затруднениями. Политика не разделяет национальное инвестирование и ПИИ, направляемые на промышленную реструктуризацию. Разработка и внедрение независимой ПИИ-политики, способствующей развитию международного сотрудничества и обмену ноу-хау, позволит значительно улучшить финансовое положение российских предприятий. В свою очередь они смогут более эффективно содействовать правительственным планам технологического и социального развития.

Улучшение социально-экономического климата является предпосылкой разработки конкретных политических инструментов в рамках ПИИ. Наиболее важной задачей становится определение оптимальной комбинации макроэкономических и ПИИ-механизмов, необходимых для достижения желаемых результатов при минимальных ресурсах и сроках. Временной фактор является ключевым условием при разработке и внедрении политики, поскольку он определит успех или провал российского руководства в процессе подъема национального благосостояния. В свете развала национальной банковской системы будет очень важно продемонстрировать сообществу иностранных инвесторов сдвиги в области создания благоприятного инвестиционного климата.

Создание ПИИ-политики должно охватывать семь основных областей (приложение 16).

Эффективное использование с самого начала ограниченных бюджетных ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровнях позволит замкнуть виртуальный круг общеэкономического улучшения и увеличить притоки ПИИ. Как в замкнутой цепи, власти получат в свое распоряжение дополнительные фонды для увеличения темпов экономического роста и инвестирования. Рентабельные предприятия будут обеспечивать занятость и способствовать расширению налогооблагаемой базы.

Окончательное решение  о приемлемом сочетании политических инструментов и последовательности шагов, направленных на стимулирование национального инвестирования и ПИИ, принадлежит исключительно России. Государственная программа интенсификации инвестирования должна заключать в себе взвешенный портфель, состоящий из культурных, политических, социальных и экономических факторов. Не должны упускаться из виду бюджетные трудности и другие социально-экономические проблемы (индексация пенсий, пособия по безработице, совершенствование системы здравоохранения, образования, контроль за состоянием окружающей среды). Одновременно с этим полезно изучать уроки других стран на предмет того, как ПИИ-политика может способствовать экономическому прогрессу, позитивно воздействуя на национальный бюджет и международное положение страны.

Несмотря на то, что  многие проблемы, поднимаемые здесь, уже изучаются, а отдельные инструменты уже внедрены, настоящий анализ может предложить новые альтернативы и концепции дополнительных мер, направленных на увеличение числа инвесторов. Путь экономического развития посредством ПИИ, предложенный здесь, является дополнительной возможностью достижения экономической стабильности и роста.

Внутрироссийские ПИИ-инструменты (т.е. макроэкономическая модернизация, льготное налогообложение и прочие побудительные механизмы, создание особых зон свободной торговли и парков высоких технологий, обучение местных кадров) должны сопровождаться пакетом скоординированных механизмов, ориентированных на общественных деятелей и ТНК (включая презентации, семинары, рекламные кампании в СМИ и публикации).

В заключении хотелось бы отметить, что ПИИ благоприятно воздействуют как на экономический рост, так  и на политическую стабильность.  

Долгосрочный успех  российской ПИИ-политики будет определяться реформаторскими преобразованиями в следующих структурах: правовая система; политическая система; административная система; финансовая система (включая банковское дело, лизинг, рисковый капитал); социально-экономическая система (включая развитие СМБ и промышленный капитал); система образования (включая развитие НИОКР и инноваций); культура.

Как и другие ведущие  страны с переходной экономикой, Россия уже внедрила ряд мер, направленных на улучшение общего инвестиционного  климата. Но многие инвесторы обеспокоены  трудностями, сопровождающими планирование и проведение инвестиционных проектов. Прежде всего это относится к: общему состоянию экономики и инфраструктуры; высоким ценам на энергоносители[29]; неоправданно высоким налогам[30].

В попытках облегчить  ситуацию для иностранных инвесторов сменяющие друг друга правительства в недавнем прошлом разработали серии проектов и реформ, которые в настоящее время ожидают своего рассмотрения в Государственной думе. В ближайшие годы их воздействие на экономическую модернизацию и координацию макроэкономической политики может оказаться решающим. Их несовершенства, рассмотренные в настоящей работе, без принятия соответствующих рекомендаций, негативно отразятся на процессе привлечения иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены ПИИ, их виды, сущность, особенности инвестиционной ситуации в России. Особое внимание уделено анализу структуры ПИИ по их виду и региональному размещению. Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были также рассмотрены проблемы привлечения  иностранных инвестиций и пути их решения.

Итак, на основе проанализированного  материала, можно сделать следующие  выводы. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций. Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.

В региональной структуре  наблюдается  неравномерность распределения  иностранных инвестиций. Характерной  для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.

Решение проблемы инвестиционной привлекательности  России и недостатка иностранных  инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному  вопросу может привести страну к еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни. В рамках данной работы на основе представленных прогнозов ПИИ в РФ и в качестве рекомендаций по совершенствованию ПИИ в России предложено создание эффективной ПИИ-стратегии, позволяющей в долгосрочном прогнозе увеличить объем ПИИ в РФ.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ) [Электронный ресурс]: справочная правовая система Гарант платформа F1 ЭКСПЕРТ

  1. Амосов А. Результативны ли иностранные инвестиции? // Экономист 2007, №1, с.29-36
  2. Аскинадзи В.М. Инвестиционное дело. Учебное пособие/ В.М. Аскинадзи – М: ООО»Маркет ДС Корпорейшн», 2007. – 512 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 2-е издание/Е.Ф.Борисов – М: ТК «Велби», ООО «Изд.Проспект», 2007. – 544 с.
  4. Богуславский М.М. Правовое положение иностранных инвестиций: Учебное пособие, Изд-во - Москва, 1993. – 483 с.
  5. Боронина Н.Г. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций: Учебное пособие, Изд-во - Законодательство и экономика, 2009. - 567 с.
  6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции / М.: Дашков и К, 2005, 380с.
  7. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт / М.: 2001, 115с.
  8. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л.А.Воронина//Финансы и кредит. – 2007. - №9. – с.2-11
  9. Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды //Банковское дело 2006, №5, с.23-30
  10. Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке иностранных капиталов в Россию/ К.Н.Гусев//Банковской дело. – 2007. - №5. – с.19-24, №6. – с.31-34
  11. Дворецкая А.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики/ А.Е. Дворецкая// Финансы и кредит. – 2007. - №16. – с.2-18
  12. Джанова З.А. Инвестиционная привлекательность России/ З.А. Джанова// Экономическое возрождение России. – 2007. - №4. – с.62-66
  13. Доклад о мировых инвестициях 2012 ЮНКТАД. : [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www. i–u.ru.
  14. Дякин.Д.Б. Иностранные инвестиции: мировой опыт – практика в России. Русско-английский словарь-справочник / М., 1996, 255с.
  15. Иванова Е. О понятии иностранных инвестиций // Право и экономика 2006, №9, с.99-100
  16. Игонина Л.Л. Инвестиции / М.: Экономист, 2005, 133с.
  17. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. // Под ред. Подшиваленко Г.П., Киселевой Н. В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / – М.: КНОРУС, 2005. – С. 84-86.
  18. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит 2007, №10, с.70-80
  19. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.
  20. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
  21. Мириев О.С., Нестерова Д.В. Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в российские регионы. : [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www. i–u.ru.
  22. Нефедова А.Ю. Факторы инвестиционной привлекательности России. : [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www. i–u.ru.
  23. Орлова Е.Р. Инвестиции / М.: Омега-Л, 2006, 207с.
  24. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. и др. Инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 35-40.
  25. Прямые иностранные инвестиции в России: начало экономического чуда. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www. i–u.ru.
  26. Рудый К. В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения: учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2007.
  27. Суэтин А. А. Международные валютно-финансовые отношения: учебник. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.
  28. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru
  29. Студенкина Ю. Россия как центр притока прямых иностранных инвестиций/ Ю.Студенкина// Консультант Директора. – 2007. - №18. – с.13-17
  30. Российский рынок прямых инвестиций 2011 – начало 2012. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www. marketing@rbk.ru/
  31. Уголков Д. Иностранные инвестиции в Россию:прямые, портфельные и возвратные/ Д.Уголков// Инвестиции в России. – 2007. - №14. – с.28-30
  32. Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности. / Я.Уринсон// Экономист – 2012 - №2. – с. 15-23
  33. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России: ограничения и возможности/ О. Хорошилова// Инвестиции в России. – 2007. - №4. – с.14-21
  34. Чекунова С.А. Правовое положение иностранных инвестиций в России: Учебное пособие, Изд-во - Законодательство и экономика, 2003. - 238 с.

Информация о работе Прямые инвестиции: сущность, особенности, состав