Прямые инвестиции: сущность, особенности, состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятия прямых иностранных инвестиций, его сущности, основных видов, анализ структуры и динамики инвестиций за последние годы.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие. Виды, формы ПИИ;
изучить региональное размещение ПИИ в РФ;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ;
обосновать направления совершенствования ПИИ в России

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по ПИИ с учетом замечаний.doc

— 778.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Преимущества  и недостатки совместного предприятия

К преимуществам совместного предприятия можно отнести [33, с. 17]:

  • контроль более высоких технических стандартов партнера обеспечивает быстрое проникновение с новым продуктом на многие мировые рынки;
  • возможность для партнера из страны организации совместного предприятия преодолеть импортные барьеры и избежать высоких таможенных сборов;
  • ограничение риска - при неудаче ущерб несут все участники пропорционально своему вкладу;
  • совместное предприятие часто являются единственной формой доступа в конкретную страну;
  • взаимовыгодное объединение мощностей, знаний, финансовых ресурсов, возможностей маркетинга, транспортировки продукции, менеджмента, секретов управления.

К недостаткам можно  отнести:

  • финансовые потери и потеря репутации при банкротстве;
  • трудности взаимодействия партнеров с различной системой знаний, традиций, с разным менталитетом;
  • большие накладные расходы, связанные с арендой помещений и заработной платой, за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

Прямые иностранные  инвестиции можно разделить на две  группы:

  • трансконтинентальные капитальные вложения, которые обусловлены возможными лучшими условиями рынка, т.е. если существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производство по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния но размещение: производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим фактором для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
  • транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране, с целью минимизации издержек по сравнению с материнской компанией. Повышение конкурентоспособности государства в реальном секторе экономики предполагает генерацию капитала за счет средств национальных инвесторов (акционирование, банковский капитал, капитал частных инвесторов и др.), за счет средств международных доноров капитала (Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др.) и за счет прямых иностранных инвестиций от ТНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Особенности ПИИ

ПИИ необязательно означают перемещение капитала, поскольку  могут осуществляться вложением  средств, заимствованных на финансовых рынках принимающей страны, или реинвестированием прибыли, или в результате перемещения ресурсов (технологий, управленческих и предпринимательских навыков и т.д.).

В настоящее время  европейские, японские и американские TНK активно инвестируют средства в форме ПИИ на рынках друг друга, т.е. речь идет о перекрестном инвестировании, когда страны являются одновременно и принимающими, и вкладывающими. Около 40% накопленных ПИИ в настоящее время являются результатом внутрирегиональных вложений. Наиболее яркий пример - Западная Европа, где свыше 50% накопленных иностранных инвестиций приходится на долю государств этого региона.

ПИИ, как правило, стремятся  концентрироваться в определенных отраслях (таких как электроника, химическая и пищевая промышленность) в различных странах, а не в различных отраслях определенной страны.

ПИИ характеризуются  большей степенью риска и большим  объемом, нежели портфельные инвестиции.

ПИИ имеют длительный срок капиталовложений.

ПИИ более предпочтительны  для стран - импортеров иностранного капитала.

При ПИИ инвесторы, как  правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Анализ экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих 

влияние на величину ПИИ

Экзогенные и эндогенные факторы, оказывающие

влияние на величину ПИИ

Эндогенные

факторы

Факторы предложения

Факторы спроса

Издержки производства – рост издержек приведет к снижению рентабельности производства, а следовательно и снижению прибыльности на вложенный капитал, что вызовет падение объема ПИИ

Доступ потребителей к товарам  или услугам компании

Логистика

Маркетинговые преимущества

Доступ к технологиям – при наличии доступа объем ПИИ растет

Использование конкурентных преимуществ 

Наличие ресурсов – положительно влияет на объем ПИИ

Мобильность заказчиков

Экзогенные

факторы

Колебание валютного курса – нестабильный валютный курс приводит к снижению объемов ПИИ

Изменение ценообразования на основные экономические ресурсы – рост цены на землю приведет к росту  цены на актив в целом, что снизит спрос на объем приобретенных предприятий в стране зарубежными партнерами

Колебание налоговых ставок – рост налоговых ставок приводит к снижению объема ПИИ, а снижение ставок –  соответственно к росту объема ПИИ

Изменения в тарифной политике других стран – усиление протекционизма приведет к снижению объемов ПИИ, а ослабление – к росту ПИИ

Политические риски – чем  выше риск, тем меньший объем ПИИ  может поступить в страну


Во многих случаях  компании принимают решение о  прямых иностранных инвестициях, руководствуясь необходимостью снижения затрат на производство продукции. Размещение предприятий за рубежом может оказаться более выгодным по сравнению с их размещением в родной стране из-за более низких цен на земельные участки, а также более низких налоговых ставок и арендной платы за использование недвижимости в коммерческих целях либо по причине наличия более дешевой квалифицированной или неквалифицированной рабочей силы.

Решение о выпуске  продукции за рубежом вместо ее экспорта отечественными предприятиями может быть принято компанией в случае, когда экспорт требует больших транспортных издержек [10, с. 24].

Компании могут использовать ПИИ для получения доступа  к ресурсам, которые имеют важнейшее  значение для их деятельности. Например, из-за сокращения добычи нефти в США многие американские нефтяные компании вынуждены были вложить большие средства в приобретение прав на добычу нефти в разных регионах мира. Достаточно часто международные компании ведут переговоры с правительствами стран, в которых они занимаются бизнесом, о получении доступа к сырьевым материалам в обмен на ПИИ.

Получение доступа к  технологиям - это еще один стимул для ПИИ. Для компаний может оказаться  более выгодным приобретение доли собственности  в существующей компании, чем формирование собственной группы специалистов для разработки или воспроизведения новой технологии.

Использование ПИИ в  качестве способа выхода на международный  рынок может иметь в своей  основе необходимость расширения рынка сбьгта продукции, которую выпускает компания. В число факторов спроса, стимулирующих ПИИ, входит доступ потребителей к товарам или услугам компании, маркетинговые преимущества, использование конкурентных преимуществ и мобильность заказчиков.

Многие виды международной  коммерческой деятельности требуют физического присутствия компаний на рынке. Например, рестораны быстрого обслуживания и предприятия розничной торговли должны обеспечивать потребителям удобный доступ в свои торговые залы (эта необходимость вытекает из элементарных соображений, продиктованных конкурентной борьбой с другими компаниями аналогичного профиля).

Прямые иностранные инвестиции могут обеспечить компании маркетинговые преимущества нескольких типов. Физическое присутствие предприятия на территории страны может увеличить «визуальное присутствие» продукции иностранной компании на рынке страны, в которой эта компания ведет бизнес. Кроме того, иностранная компания может извлечь выгоду из ориентации местных потребителей на покупку продукции, сделанной на территории страны.

Помимо всего прочего, компании могут прибегнуть к ПИИ с целью улучшения обслуживания потребителей.

Прямые иностранные инвестиции могут оказаться лучшим способом использования компанией имеющихся у нее конкурентных преимуществ. Компания, владеющая ценной торговой маркой, фирменным названием или технологией, может отдать предпочтение осуществлению своей деятельности непосредственно в зарубежных странах вместо экспорта продукции в эти страны. Во многих случаях окончательное решение по этому вопросу зависит от характера продукта.

Мотивом для инвестиционной деятельности компании за рубежом могут послужить прямые иностранные инвестиции ее заказчиков или клиентов. В случае, если один из заказчиков компании построит предприятие на территории одной из зарубежных стран, руководством компании может быть принято решение о размещении своего нового предприятия поблизости, обеспечивая тем самым возможность и впредь быстро и в срок осуществлять поставки своей продукции в адрес заказчика. Не менее важным является также тот факт, что открытие нового предприятия недалеко от предприятия заказчика сокращает вероятность того, что конкурирующая компания из принимающей страны вступит в игру и переманит заказчика на свою сторону.

Политические факторы также могут сыграть свою роль в принятии компанией решения использовать ПИИ для выхода на международный рынок. Компания может инвестировать капитал в зарубежную страну для того, чтобы обойти торговые ограничения, налагаемые этой страной, или чтобы воспользоваться перспективами экономического роста, предлагаемыми ее правительством [17, с. 111].

Во многих случаях  компании строят свои предприятия на территории зарубежных стран, чтобы  обойти существующие ограничения на экспорт продукции в эти страны.

Большинство демократически избранных органов власти (местных, региональных или государственных) заинтересованы в обеспечении экономического благосостояния своих граждан, многие из которых принадлежат к числу избирателей. Правительства многих стран предлагают компаниям льготы, которые призваны склонить их к размещению новых предприятий в пределах их юрисдикции [15, с. 58].. Льготы, предлагаемые компании правительством и другими органами власти страны, могут стать важным катализатором процесса ПИИ. В число таких льгот входит низкая плата за коммунальные услуги, программы подготовки рабочих и служащих, совершенствование инфраструктуры (например, строительство новых шоссе или железных дорог), а также снижение налогов или временное освобождение от уплаты налогов. Достаточно часто многонациональные корпорации извлекают выгоду из соперничества, которое разгорается между органами власти в различных административных единицах той или иной страны за получение права на заключение контрактов с иностранными компаниями, которые создали бы на их территории новые рабочие места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Основные современные  проблемы инвестиционного климата  в РФ.

• Коррупция [19, с. 75].

 Международная общественная  организация Transparency International в декабре  2011 г. поставило Россию только на 143 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20.

Коррупцию в нашей  стране породил мощнейший бюрократизм  – чрезмерное осложнение канцелярских процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени. Кроме того, в России отсутствует прозрачная судебная система, которая позволила бы гарантировать абсолютную защиту прав собственности. Все это в совокупности значительно тормозит возможный экономический рост в России.

По подсчетам Банка  России, отток капитала из России в первом квартале 2012 года составил 35,1 млрд. долл. Большинство экспертов связывает это с проходившими выборами президента, митингами и неопределенностью относительно состава будущего правительства. Западное сообщество требует либеральных реформ, которые бы радикально улучшили инвестиционный климат в России.

• Инфляция [9, с. 9].

Несмотря на то, что  в 2011 рост потребительских цен практически стабилизировался и не имеет резких колебаний, инфляция по-прежнему остается одной из главных проблем российской экономики. Во-первых, успешный результат еще только предстоит удержать. Во-вторых, эти цифры весьма скромные, по сравнению с евровалютой (2,7%) и американским долларом (3%). Отпугивает инвесторов и достаточно высокая ставка рефинансирования в России – 8%, которая фактически характеризует доступность денег для экономики.

  • Зависимость финансовой системы страны от цен на нефть [16, с. 99].

Ни одна другая экономика подобного размера не находится в такой сильной зависимости от нефтяных доходов, как российская. Падение цен на нефть в долговременной перспективе означает для России бюджетный дефицит. Не меньшую угрозу представляет также значительное падение объемов добычи.

В 2005-2010 года зависимость российского государства от цен на нефть регулярно росла. В 2011 году 44 процента поступлений в бюджет составили налоги нефтяной отрасли [33, с. 16]. Для сравнения: в тот же самый период Газпром заплатил налоги, составляющие почти 5% от суммы всех поступлений в бюджет.  [33, с. 16]. Если еще несколько лет назад бюджет России был бездефицитным при цене 40-50 долларов за баррель, то в 2011 году эта планка поднялась до 108 долларов [33, с. 16]. В 2012 году для предотвращения дефицита необходимо, чтобы нефть стоила 115 долларов. Раздутые государственные расходы, в основном — на социальные нужды, стали следствием предвыборных обещаний.

Информация о работе Прямые инвестиции: сущность, особенности, состав