Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия прямых иностранных инвестиций, его сущности, основных видов, анализ структуры и динамики инвестиций за последние годы.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие. Виды, формы ПИИ;
изучить региональное размещение ПИИ в РФ;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ;
обосновать направления совершенствования ПИИ в России
Приложение 1
Преимущества и недостатки совместного предприятия
К преимуществам совместного предприятия можно отнести [33, с. 17]:
К недостаткам можно отнести:
Приложение2
Прямые иностранные инвестиции можно разделить на две группы:
Приложение 3
Особенности ПИИ
ПИИ необязательно означают перемещение капитала, поскольку могут осуществляться вложением средств, заимствованных на финансовых рынках принимающей страны, или реинвестированием прибыли, или в результате перемещения ресурсов (технологий, управленческих и предпринимательских навыков и т.д.).
В настоящее время европейские, японские и американские TНK активно инвестируют средства в форме ПИИ на рынках друг друга, т.е. речь идет о перекрестном инвестировании, когда страны являются одновременно и принимающими, и вкладывающими. Около 40% накопленных ПИИ в настоящее время являются результатом внутрирегиональных вложений. Наиболее яркий пример - Западная Европа, где свыше 50% накопленных иностранных инвестиций приходится на долю государств этого региона.
ПИИ, как правило, стремятся
концентрироваться в
ПИИ характеризуются большей степенью риска и большим объемом, нежели портфельные инвестиции.
ПИИ имеют длительный срок капиталовложений.
ПИИ более предпочтительны для стран - импортеров иностранного капитала.
При ПИИ инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка.
Приложение 4
Анализ экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих
влияние на величину ПИИ
Экзогенные и эндогенные факторы, оказывающие
влияние на величину ПИИ
Эндогенные факторы |
Факторы предложения |
Факторы спроса |
Издержки производства – рост издержек приведет к снижению рентабельности производства, а следовательно и снижению прибыльности на вложенный капитал, что вызовет падение объема ПИИ |
Доступ потребителей к товарам или услугам компании | |
Логистика |
Маркетинговые преимущества | |
Доступ к технологиям – при наличии доступа объем ПИИ растет |
Использование конкурентных преимуществ | |
Наличие ресурсов – положительно влияет на объем ПИИ |
Мобильность заказчиков | |
Экзогенные факторы |
Колебание валютного курса – нестабильный валютный курс приводит к снижению объемов ПИИ |
Изменение ценообразования на основные экономические ресурсы – рост цены на землю приведет к росту цены на актив в целом, что снизит спрос на объем приобретенных предприятий в стране зарубежными партнерами |
Колебание налоговых ставок – рост налоговых ставок приводит к снижению объема ПИИ, а снижение ставок – соответственно к росту объема ПИИ |
Изменения в тарифной политике других стран – усиление протекционизма приведет к снижению объемов ПИИ, а ослабление – к росту ПИИ | |
Политические риски – чем выше риск, тем меньший объем ПИИ может поступить в страну |
Во многих случаях компании принимают решение о прямых иностранных инвестициях, руководствуясь необходимостью снижения затрат на производство продукции. Размещение предприятий за рубежом может оказаться более выгодным по сравнению с их размещением в родной стране из-за более низких цен на земельные участки, а также более низких налоговых ставок и арендной платы за использование недвижимости в коммерческих целях либо по причине наличия более дешевой квалифицированной или неквалифицированной рабочей силы.
Решение о выпуске продукции за рубежом вместо ее экспорта отечественными предприятиями может быть принято компанией в случае, когда экспорт требует больших транспортных издержек [10, с. 24].
Компании могут использовать ПИИ для получения доступа к ресурсам, которые имеют важнейшее значение для их деятельности. Например, из-за сокращения добычи нефти в США многие американские нефтяные компании вынуждены были вложить большие средства в приобретение прав на добычу нефти в разных регионах мира. Достаточно часто международные компании ведут переговоры с правительствами стран, в которых они занимаются бизнесом, о получении доступа к сырьевым материалам в обмен на ПИИ.
Получение доступа к технологиям - это еще один стимул для ПИИ. Для компаний может оказаться более выгодным приобретение доли собственности в существующей компании, чем формирование собственной группы специалистов для разработки или воспроизведения новой технологии.
Использование ПИИ в качестве способа выхода на международный рынок может иметь в своей основе необходимость расширения рынка сбьгта продукции, которую выпускает компания. В число факторов спроса, стимулирующих ПИИ, входит доступ потребителей к товарам или услугам компании, маркетинговые преимущества, использование конкурентных преимуществ и мобильность заказчиков.
Многие виды международной коммерческой деятельности требуют физического присутствия компаний на рынке. Например, рестораны быстрого обслуживания и предприятия розничной торговли должны обеспечивать потребителям удобный доступ в свои торговые залы (эта необходимость вытекает из элементарных соображений, продиктованных конкурентной борьбой с другими компаниями аналогичного профиля).
Прямые иностранные инвестиции могут обеспечить компании маркетинговые преимущества нескольких типов. Физическое присутствие предприятия на территории страны может увеличить «визуальное присутствие» продукции иностранной компании на рынке страны, в которой эта компания ведет бизнес. Кроме того, иностранная компания может извлечь выгоду из ориентации местных потребителей на покупку продукции, сделанной на территории страны.
Помимо всего прочего, компании могут прибегнуть к ПИИ с целью улучшения обслуживания потребителей.
Прямые иностранные инвестиции могут оказаться лучшим способом использования компанией имеющихся у нее конкурентных преимуществ. Компания, владеющая ценной торговой маркой, фирменным названием или технологией, может отдать предпочтение осуществлению своей деятельности непосредственно в зарубежных странах вместо экспорта продукции в эти страны. Во многих случаях окончательное решение по этому вопросу зависит от характера продукта.
Мотивом для инвестиционной деятельности компании за рубежом могут послужить прямые иностранные инвестиции ее заказчиков или клиентов. В случае, если один из заказчиков компании построит предприятие на территории одной из зарубежных стран, руководством компании может быть принято решение о размещении своего нового предприятия поблизости, обеспечивая тем самым возможность и впредь быстро и в срок осуществлять поставки своей продукции в адрес заказчика. Не менее важным является также тот факт, что открытие нового предприятия недалеко от предприятия заказчика сокращает вероятность того, что конкурирующая компания из принимающей страны вступит в игру и переманит заказчика на свою сторону.
Политические факторы также могут сыграть свою роль в принятии компанией решения использовать ПИИ для выхода на международный рынок. Компания может инвестировать капитал в зарубежную страну для того, чтобы обойти торговые ограничения, налагаемые этой страной, или чтобы воспользоваться перспективами экономического роста, предлагаемыми ее правительством [17, с. 111].
Во многих случаях
компании строят свои предприятия на
территории зарубежных стран, чтобы
обойти существующие ограничения на
экспорт продукции в эти
Большинство демократически избранных органов власти (местных, региональных или государственных) заинтересованы в обеспечении экономического благосостояния своих граждан, многие из которых принадлежат к числу избирателей. Правительства многих стран предлагают компаниям льготы, которые призваны склонить их к размещению новых предприятий в пределах их юрисдикции [15, с. 58].. Льготы, предлагаемые компании правительством и другими органами власти страны, могут стать важным катализатором процесса ПИИ. В число таких льгот входит низкая плата за коммунальные услуги, программы подготовки рабочих и служащих, совершенствование инфраструктуры (например, строительство новых шоссе или железных дорог), а также снижение налогов или временное освобождение от уплаты налогов. Достаточно часто многонациональные корпорации извлекают выгоду из соперничества, которое разгорается между органами власти в различных административных единицах той или иной страны за получение права на заключение контрактов с иностранными компаниями, которые создали бы на их территории новые рабочие места.
Приложение 5
Основные современные проблемы инвестиционного климата в РФ.
• Коррупция [19, с. 75].
Международная общественная организация Transparency International в декабре 2011 г. поставило Россию только на 143 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20.
Коррупцию в нашей стране породил мощнейший бюрократизм – чрезмерное осложнение канцелярских процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени. Кроме того, в России отсутствует прозрачная судебная система, которая позволила бы гарантировать абсолютную защиту прав собственности. Все это в совокупности значительно тормозит возможный экономический рост в России.
По подсчетам Банка России, отток капитала из России в первом квартале 2012 года составил 35,1 млрд. долл. Большинство экспертов связывает это с проходившими выборами президента, митингами и неопределенностью относительно состава будущего правительства. Западное сообщество требует либеральных реформ, которые бы радикально улучшили инвестиционный климат в России.
• Инфляция [9, с. 9].
Несмотря на то, что в 2011 рост потребительских цен практически стабилизировался и не имеет резких колебаний, инфляция по-прежнему остается одной из главных проблем российской экономики. Во-первых, успешный результат еще только предстоит удержать. Во-вторых, эти цифры весьма скромные, по сравнению с евровалютой (2,7%) и американским долларом (3%). Отпугивает инвесторов и достаточно высокая ставка рефинансирования в России – 8%, которая фактически характеризует доступность денег для экономики.
Ни одна другая экономика подобного размера не находится в такой сильной зависимости от нефтяных доходов, как российская. Падение цен на нефть в долговременной перспективе означает для России бюджетный дефицит. Не меньшую угрозу представляет также значительное падение объемов добычи.
В 2005-2010 года зависимость российского государства от цен на нефть регулярно росла. В 2011 году 44 процента поступлений в бюджет составили налоги нефтяной отрасли [33, с. 16]. Для сравнения: в тот же самый период Газпром заплатил налоги, составляющие почти 5% от суммы всех поступлений в бюджет. [33, с. 16]. Если еще несколько лет назад бюджет России был бездефицитным при цене 40-50 долларов за баррель, то в 2011 году эта планка поднялась до 108 долларов [33, с. 16]. В 2012 году для предотвращения дефицита необходимо, чтобы нефть стоила 115 долларов. Раздутые государственные расходы, в основном — на социальные нужды, стали следствием предвыборных обещаний.
Информация о работе Прямые инвестиции: сущность, особенности, состав