Сравнительный анализ внешних источников привлечения инвестиций в деятельность ОАО "РЖД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 14:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов осуществления инвестиционной деятельности с привлечением внешних источников финансирования.
Для достижения поставленной целы в работе решаются следующие задачи, предопределившие ее структуру:
- анализ понятия «инвестиции» как экономической категории,
- рассмотрение механизмов и источников привлечения инвестиций,
- определение роли инвестиционной деятельности в развитии компании,
- рассмотрение практических аспектов осуществления инвестиционной деятельности на материалах ОАО «РЖД»,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности 5
1.1. Инвестиции как экономическая категория 5
1.2. Механизмы и источники привлечения инвестиций 9
1.3. Роль инвестиционной деятельности в развитии компании 14
Глава 2. Инвестиционная деятельность в ОАО «РЖД» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «РЖД» 17
2.2. Перспективы развития ОАО «РЖД» 26
2.3. Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании 31
Глава 3. Источники привлечения инвестиций ОАО «РЖД» и пути совершенствования инвестиционной деятельности 35
3.1. Сравнительный анализ источников привлечения инвестиций ОАО «РЖД» 35
3.2. Достоинства и недостатки работы ОАО «РЖД» с внешними инвесторами 41
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики ОАО «РЖД» при работе с внешними инвесторами 44
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (1).doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

- системы технического  регулирования,

- внедрение  современных технологий связи (спутниковых, геоинформационных и т.д.).

Все заявленные направления требуют значительных инвестиционных вложений, что обуславливает необходимость анализа инвестиционной стратегии ОАО «РЖД» в контексте, прежде всего, формирования источников инвестиций.

 

2.3. Инвестиционная  стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании

 

Инвестиционная  стратегия ОАО «РЖД» как уже  отмечалось выше, базируется на положениях инновационной стратегии («Белая книга  ОАО «РЖД») и стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. И именно на обеспечение достижения целей, поставленных в указанных стратегических документах, направлена реализация инвестиционной деятельности ОАО «РЖД».

Цели инвестиционной деятельности ОАО «РЖД», таким образом, были уже отмечены ранее. Задачи на краткосрочную перспективу определены инвестиционной программой ОАО «РЖД» и включают:

- количественное  и качественное обновление подвижного  состава ОАО «РЖД»,

- повышение  качества обеспечивающей инфраструктуры  железных дорог за счет внедрение в ее систему ее эксплуатации возможностей для пропуска высокоскоростных пассажирских и тяжеловесных грузовых поездов, а также поездов с новыми габаритами,

- ликвидация  «узких мест» по основным перевозочным  направлениям за счет строительства  параллельных линий, развития системы станций, модернизации обеспечивающей перевозки инфраструктуры,

- обеспечение  надежности и безопасности процесса  перевозок в ходе эксплуатации железнодорожной инфраструктуры за счет снижения износа основных средств, повышения надежности работы оборудования различных типов, используемого в перевозочном процессе и приведение их в соответствие современным требованиям.

Структура капитальных  вложений по основным направлениям представлена в таблице 2.4.

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Структура капитальных вложений ОАО "РЖД" по направлениям инвестирования (млн. рублей без НДС)

Наименование  проекта

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

факт

оперативное  
выполнение

план

Всего, в том  числе:

26580,9

31 386,8

395406,0

479 409,8

411435,2

Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ

47 793,3

89 198,4

72 586,3

73 390,2

40 042,5

Развитие ж.д. инфраструктуры для обеспечения  
транспортного обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г.

   

4 005,9

7 468,1

1 347,4

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога  
Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством  
сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое

40 000,1

73 112,1

55 054,8

57 954,8

32 840,7

Развитие инфраструкутры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр

7 793,2

15 438,1

8 747,4

6 507,3

5 854,4

"Собственные"  проекты ОАО "РЖД":

217 787,1

228 188,5

322819,6

406 019,6

371392,8

Обеспечение безопасности на ж.д. транспорте

35 067,4

53 016,4

75 612,3

65 698,7

51 507,7

Снятие инфраструктурных ограничений в регионах России

91 899,2

99 634,7

141839,8

178 464,3

142986,1

Повышение транспортной доступности для населения страны, в т.ч.:

9 571,9

9 235,0

19 918,6

36 323,0

45 996,8

Развитие Московского  транспортного узла

190,5

1 381,8

3 991,6

14 614,9

31 354,7

Модернизация  инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса

5 084,0

3 966,9

8 208,4

10 978,1

7 800,0

Внедрение автоматизированной системы контроля и учёта пассажиров

355,5

413,3

451,4

502,1

300,0

Реконструкция вокзального комплекса дальнего сообщения

3 312,1

3 468,8

6 165,5

10 228,0

6 542,1

Обновление  подвижного состава, в т.ч.:

66 904,6

50 335,5

66 441,8

75 356,9

112326,5

Тяговый подвижной  состав

26 398,9

34 878,5

50 843,1

61 850,5

84 672,1

Грузовой подвижной  состав

4 189,3

91,0

231,5

240,6

300,0

Пассажирский  и грузовой подвижной состав (выкуп лизингового имущества)

 

87,4

3 212,3

635,1

800,7

Моторвагонный подвижной состав

9 871,2

10 962,5

11 674,8

12 630,7

26 553,7

Прочие проекты

14 344,0

15 967,0

19 007,1

50 176,7

18 575,7


Таким образом, инвестиционный бюджет ОАО «РЖД»  составляет в 2013 году 411,4 млрд. руб., что  в целом соответствует тенденции  по повышению инвестиционных вложений, однако в 2012 г. по данным оперативного выполнения этот показатель значительно превышает показатели существовавшей ранее тенденции. Этого удалось достичь за счет дополнения утвержденного бюджета советом директоров общества на этот год (428,4 млрд. руб.) на 12,4% (53,2 млрд. руб.).

Рассмотрим  мероприятия по основным блокам инвестирования:

- исполнение поручений Правительства РФ: развитие инфраструктуры для обеспечения обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г., усиление инфраструктуры линии Туапсе-Адлер, развитие инфраструктуры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр, совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога Адлер – «Альпика-Сервис»,

- обеспечение  безопасности: обновление объектов  терминально-складского комплекса,  обеспечение безопасности жизнедеятельности  и технологической устойчивости производства, реконструкция технологических и коммунальных объектов, обеспечение пожарной безопасности,

- снятие инфраструктурных  ограничений: реконструкция участков Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород и ж.д. подходов к портам на южном берегу Финского залива, М.Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла, Тобольск-Сургут, Карымская-Забайкальск и т.д., организация скоростного пассажирского движения Санкт-Петербург-Бусловская,

- повышение  транспортной доступности: обновление фондов основных средств, развитие инфраструктуры Московского транспортного узла,

-  прочие  проекты: акции сторонних организаций,  формирование уставных капиталов  дочерних обществ, социальное  развитие, ресурсосберегающие технологии, энергосбережение.

Инвестиционная  программа ОАО «РЖД» на 2013 г., таким образом, характеризуется направленностью на решение задач развития экономики страны и подготовки к олимпийским играм 2014 г. в Сочи, приоритетностью проектов, определенную с этих позиций, а не с позиций прибыльности, высокой капиталоемкостью проектов, участием государства в финансировании инвестиций.

Важно отметить, что несмотря на заявленную подчиненность  инвестиционной стратегии задачам, поставленным правительством, в этом направлении существуют достаточно серьезная критика [32].

Система управления инвестиционной деятельностью ОАО «РЖД» базируется на внутренних нормативно-методических документах, к числу которых относятся, например, «Положение об управлении инвестиционной деятельностью», «Регламент управления инвестиционной деятельностью», шаблоны заявок и форм. Система предусматривает автоматизированное управление инвестиционной деятельностью с использованием прикладной программы «АСУ-Инвест», в которой выделены три основных функциональных модуля:

- модуль создания  программы,

- модуль контроля выполнения проектов,

- модуль постинвестиционного  мониторинга. [26]

 

Глава 3. Источники привлечения  инвестиций ОАО «РЖД» и пути совершенствования инвестиционной деятельности

 

3.1. Сравнительный  анализ источников привлечения  инвестиций ОАО «РЖД»

 

Проведенный анализ инвестиционной деятельности ОАО «Российские железные дороги» позволяет выделить следующие категории инвестиций общества (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Классификация инвестиций железнодорожного транспорта

Признак классификации

 

Характеристика  инвестиций

По форме  вложения

Денежные

Натуральные

По уровню инвестора

 

Федеральные

 

Региональные

Местной администрации

Предприятий и  организаций

 

Частные

По источникам финансирования

 

Бюджетные

 

Собственные

 

Привлеченные

 

Заемные

По системному признаку

 

Прямые

 

Сопутствующие

 

Сопряженные

 

Прочие

По сфере  вложений

Производственные

Непроизводственные

По воспроизводственной структуре

На новое  строительство

Расширение

Реконструкцию

Техническое перевооружение

По технологической  структуре

Строительно-монтажные работы

Оборудование

Инструмент

Инвентарь

Проектно-изыскательские работы

Прочие

По видам  объекта инвестирования

Железные дороги

Производственные  объекты

Жилье

Непроизводственные  объекты

Прочие объекты

По сложности  природных условий

Благоприятные

Менее благоприятные

Неблагоприятные

Особо неблагоприятные


 

 Все указанные виды инвестиций применяются для того, чтобы повысить эффективность работы ОАО «РЖД»  в рамках реализации целей стратегического  развития железнодорожного транспорта РФ. В свою очередь в Стратегии, уже рассмотренной ранее, присутствуют прогнозные данные по финансированию инвестиционных проектов, в том числе и в разрезе источников финансирования по минимальному и максимальному варианту реализации стратегии (рис. 3.1, 3.2).

Рис. 3.1. Источники финансирования инвестиционных проектов по минимальному варианту Стратегии [31]

Рис. 3.2. Источники  финансирования инвестиционных проектов по максимальному варианту Стратегии [31]

Среди источников финансирования проектов, таким образом, можно выделить средства бюджетов (Федерального и региональных), а также средства частных инвесторов, в которые на ряду с ОАО «РЖД», чья доля среди всех инвесторов по прогнозам максимальна (59,9% по минимальному варианту стратегии и 55,8% по максимальному варианту), отмечены также другие частные инвесторы. При этом возможности привлечения частного инвестиционного капитала предусмотрены лишь для ряда проектов (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Источники  финансирования инвестиций по проектам

Прежде всего, внешние источники финансирования ориентированы на использование средств бюджетов федерального и регионального уровня, а также средств ОАО «РЖД». Участие частных инвесторов предполагается в рамках инвестирования проектов для линий следующих типов: грузообразующие, технологические и высокоскоростные. При этом ориентация идет, прежде всего, на конечных пользователей указанных линий.

Таким образом, объекты социального и стратегического  значения инвестируются за счет внешних  средств, полученных от бюджетов различных  уровней. Средства крупнейших компаний используются на осуществление проектов, ориентированных на расширение сети железных дорог и их эффективности по направлениям, которые они могут использовать в своей деятельности (например, для развития станций примыкания для повышения грузооборота и присоединением путей промышленных предприятий к общей сети используются средства таким компаний как ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «Петро-Гранит», ОАО «Михайловский ГОК», ЗАО «Калужский научно-производственный электрометаллургический завод» и других [14]). Данное направление достаточно перспективно для использования. В частности по причине того, что крупнейшие промышленные предприятия имеют в своей собственности часть железнодорожной инфраструктуры, необходимой им в основной деятельности, соединение же ее с общей железнодорожной сетью страны позволит повысить их эффективность, что делает подобные проекты целесообразными для частных инвесторов, а также повысит величину грузооборота и эффективность работы ОАО «РЖД» с такими компаниями, что определяет важность реализации таких проектов в рамках стратегии развития холдинга ОАО «РЖД» и сети железных дорог России.

Отметим, что  особенности данного распределения  во многом, помимо перспективности  проекта для того или иного  инвестора, определены законодательными ограничениями, связанными с оборотом имущества ОАО «РЖД». Таким образом, инвестиции по направлениям проектов среди всех инвесторов распределяются следующим образом (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Распределение источников инвестиций в разрезе  направлений реализации проектов, % [31]

Категория линий

Федеральный бюджет

Региональные  бюджеты

Частные инвестиции

Средства холдинга «РЖД»

Строительство новых железнодорожных линий

65,8

9,2

22,7

2,3

Стратегические

100

-

-

-

Социально-значимые

70

30

-

-

Грузообразующие

50

-

50

-

Технологические

50

5

35

10

Высокоскоростные  магистрали

50

25

25

 

Развитие существующих объектов железнодорожного транспорта

3,2

   

96,8

Модернизация  существующих объектов железнодорожного транспорта

     

100

Развитие пропускных способностей существующей инфраструктуры (строительство дополнительных главных  путей)

18

   

82

Обновление  подвижного состава

 

2,7

27,9

69,4

Локомотивы

   

15

85

Грузовые вагоны

   

50

50

Пассажирские  вагоны

   

15

85

Моторвагонный подвижной состав

 

50

 

50

Итого

24,1

4,3

18,9

52,7

Информация о работе Сравнительный анализ внешних источников привлечения инвестиций в деятельность ОАО "РЖД"