Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.
Важным условием активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной информационной и образовательной политики, совместными усилиями государства, бизнеса и некоммерческих организаций.
С 2011 года в рамках проведения
творческих конкурсов на создание кинофильмов,
сериалов, анимационных фильмов будут
введены соответствующие
С участием телевизионных
каналов, финансируемых государством,
будет проработан вопрос о создании
научно-популярного
Развлекательные передачи, доносящие до населения важность и ценность инноваций, будут создаваться на государственных телевизионных каналах, включая детские каналы и будут встроены в общую политику канала, чтобы создаваемый контент был конкурентоспособным и рейтинговым.
Будет осуществляться конкурсная
поддержка изданию научно-
Также будет обеспечено создание
в регионах России современных музейных
комплексов, посвященных научно-
Будет также предусмотрена
программа поддержки (субсидирования)
издания научно-популярных книг и
журналов для детей и молодежи.
Знакомство школьников с развитием
науки и техники, современными достижениями
науки позволит в раннем возрасте
выявить талантливую молодежь, пробудить
у нее интерес к занятиям научной
деятельностью, сформировать контингент
будущих студентов и
Во взаимодействии с ведущими
экспертными организациями, бизнес-
ассоциациями с 2012 года будет учреждена
национальная инновационная премия
(за лучший инновационный потребительский
продукт, прорывную технологию, способную
изменить качество жизни, за прорыв на
зарубежные рынки и т.д.). Будет
введена практика награждения государственными
наградами наиболее успешных предпринимателей
в инновационной сфере с
Важным условием эффективной
реализации задач формирования инновационной
культуры должно стать вовлечение в
эту деятельность ведущих ученых,
реализация конкурсной поддержки соответствующих
проектов и программ, реализуемых
организациями науки и
IV. Инновационный бизнес
Императивом перехода экономики на инновационный путь развития является кардинальное повышение инновационной активности бизнеса.
За последние годы был реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики - по улучшению бизнес-среды, по стимулированию компаний к инновациям, по развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако, при наличии отдельных улучшений, сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего прогресса в данной сфере. К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся следующие.
Первое. Недостаточное качество бизнес-среды, сохранение неразвитости условий для справедливой конкуренции на рынках, а также за получение государственной поддержки.
Второе. Сохранение значительных
барьеров для распространения в
экономике новых технологий, обусловленных
отраслевым регулированием, процедурами
сертификации, таможенным и налоговым
администрированием. Третье. Недостаточность
усилий региональных и муниципальных
властей по улучшению условий
для инновационной деятельности
. Некоторые российские регионы демонстрируют
существенный прогресс в формировании
благоприятных условий для
Четвертое. Взаимодействие
бизнеса и государства в
Пятое. Недостаточная эффективность
инструментов государственной поддержки
инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость
механизмов распределения рисков между
государством и бизнесом, слабая ориентированность
на стимулирование связей между различными
участниками инновационных
Издержки небольших компаний
на получение прямой государственной
поддержки при реализации инновационных
проектов весьма высоки, а возможности
федеральных органов
Шестое. Отсутствие работоспособных механизмов регулярного выявления неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего «свертывания» таких инициатив.
Развитие среды,
благоприятной для инноваций, я
В то же время формирование
гармоничной инновационной
В процессе реализации данной стратегии будут предприняты дополнительные меры к повышению качества взаимодействия различных сторон (бизнеса, науки, государства, общества) при формировании и реализации государственной политики, по развитию инструментов частно-государственного партнерства.
Инновационная среда
Основными результатами формирования среды, «дружественной для инноваций», должны стать:
устранение барьеров, сдерживающих
расширение масштабов инновационной
активности предприятий и распространение
в экономике передовых
усиление стимулов на уровне
компаний к постоянной инновационной
деятельности, к использованию и
разработке новых технологий для
обеспечения
создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг).
В этих целях будут реализованы меры по следующим основным направлениям.
Первое, улучшение условий
для справедливой конкуренции д
Постепенно будут сокращаться
масштабы государственной поддержки
неэффективных компаний, в случае
их высокой социальной значимости будет
усиливаться инновационная
Представители государства в Советах директоров и наблюдательных советах компаний с государственным участием будут формулировать четкие требования к инновационной политике компаний и контролировать их выполнение. Инвестиционные программы и планы развития компаний с государственным участием, естественных монополий будут подлежать качественной экспертизе.
Второе, совершенствование регулировани
Третье, развитие системы технического регулирования, предусматривающее решение следующих задач:
ускоренная модернизация
устаревших регламентов и стандартов,
которые являются барьерами в
расширении инновационной деятельности
предприятий, гармонизация нормативно
правовой базы Российской Федерации
и Европейского Союза в этой сфере,
с внедрением механизмов взаимного
признания результатов
ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на упрощенном порядке формирования требования для новой продукции, аналогичном режиму предварительных стандартов в европейской системе технического регулирования, предоставление изготовителям возможности вывода продукции на рынок под собственную ответственность, с использованием декларирования вместо сертификации с дополнительными требованиями по маркировке и увеличением ответственности;
упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;
упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования представления сертификатов соответствия при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации;
формирование «технологических
коридоров» - обеспечение последовательного
и предсказуемого на долгосрочную перспективу
ужесточения требований к эффективности
использования предприятиями
Кроме ограничительных мер
«технологический коридор» должен включать
в себя также целый комплекс инструментов,
обеспечивающих компаниям возможность
достижения этих целей. В качестве таких
инструментов могут предусматриваться,
в том числе, использование специальных
маркировок; содействие кооперации между
производителями, стимулирование образования
ассоциаций производителей, поощрения
для тех, кто покупает и применяет
новые технологии, снижение или отмена
таможенных пошлин на ввоз современного
оборудования, государственная поддержка
НИОКР; подготовка кадров, политика госзакупок,
предоставление преференций компаниям
и продуктам, в которых используются
определенные технологические решения.
При этом, с учетом мирового опыта,
целесообразно рассмотреть