Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа
Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов
Насколько сложным является выполнение этих условий, показывазывают ограничения, с которыми уже сейчас сталкиваются все библиотеки мира, а российские особенно остро:
Переход общества от экстенсивного к устойчивому типу развития требует от библиотек поиска новых направлений деятельности. Библиотека, как и любая иная организация, функционирующая в современных условиях, должна перейти на инновационный путь развития, который требует интеллектуализации всех сфер ее деятельности.
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
Осознание обществом необходимости перехода на путь устойчивого развития привело к активному развитию нового междисциплинарного научного направления — инноватики.
Как самостоятельная научная дисциплина наука о нововведениях зародилась в первой трети XX в, когда стали изучать закономерности технических и технологических изменений. Считается, что понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950 гг.). В работе «Теория экономического развития» им рассмотрены «новые комбинации» изменений в развитии, к которым отнесены:
Термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. XX в. для обозначения различных изменений на основе внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В инновациях И. Шумпетер увидел главный источник развития предприятия и получения прибыли, возможность преодоления спада и увеличения прибыли через активизацию внедрения радикальных технико-экономических нововведений. При этом он подчеркивай, что «без развития нет прибыли, а без прибыли нет развития» (152, с. 14).
С точки зрения Й. Шумпетера, инновации сопровождаются созидательным разрушением экономической системы, обусловливая ее переход из одного состояния в другое, оказывая двойственное влияние: с одной стороны, открывают новые возможности для развития, с другой — делают невозможным продолжение этого развития в традиционных направлениях (цит. по: 87, с. 14). Этим ученым была установлена еще одна возможность использования инноваций. Выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и радикальная смена вида выпускаемого изделия, а для этого предприятию необходима «инновационная политика», определяющая выпуск новых видов инновационной продукции, обеспечиваю щих рынок в соответствии с его конъюнктурой.
Работы Й. Шумпетера послужили толчком для исследований в области теории инноваций. Российский ученый Н. Д. Кондратьев обнаружил существование так называемых «больших циклов», или, как в последствии назовут их зарубежные исследователи — «длинных волн», которые образуются от каждого базового нововведения и представляют собой множество вторичных, совершенствующих изменений (48).
Г. Менш, X. Фримен, Я. Ван Дейн, А. Кляйнехт, развивая идеи Н. Д. Кондратьева, концепции неравномерности инновационной активности затем докажут, что инновационная «волна» состоит «как бы» из двух гребней («волны» изобретений и «волны» инноваций), которые по мере ее распространения сближаются, то есть лаг между изобретениями и инновациями уменьшается с развитием «волны». При этом, расстояние между последовательными волнами (как изобретений, так и инноваций) отличается стабильностью и составляет около 55 лет.
Данный вывод Г. Менш связал с кондратьевским «длинным циклом» в экономическом развитии, в ходе которого изменяется динамика многих экономических показателей от фазы восхода к фазе спада. При этом периоды активизации научной и изобретательской деятельности разнесены во времени и чередуются, образуя повторяющиеся циклы.
Считается, что теория «длинных волн» и концепция неравномерности инновационной активности имеет важное значение для прогнозирования социально — экономической деятельности, развития социальных процессов в обществе, деятельности информационных структур и библиотек, т.к. цикличность развития научно-технических сфер деятельности приводит и к цикличности активизации спроса на информацию, отражающую это развитие.
О. М. Зусьман отмечает, что «всплески и спады» научной активности отражаются как на характере создаваемых документов, так и на активности пользователей информации. Это, в свою очередь, неминуемо вызывает реакцию в библиотечно-информационной сфере, проявляющуюся в виде новых теоретических и методических достижений библиотековедения и библиографоведения. Однако подчеркивается, что эти достижения успевают проявиться только к концу всплесков научной активности, т.к. являются следствием определенной цепочки событий (31):
Принципиально новые идеи в библиотечно-библиографической науке могут закрепляться только на следующем витке ее развития, то есть после их разработки и описания (после «опредмечивания» идеи в инновационном документе).
Однако следующий этап приходится на период убывания научной и изобретательской активности и потребностей в информации. К моменту нового подъема полученные, но не закрепившиеся в теории и практике достижения забываются и позже открываются заново (31, с.38). Объясняется такое запаздывание тем, что библиотечно-информационная деятельность реагирует не только на потребность в новых методах деятельности, но и на возможность их осуществления (31, с.41). Цикличный характер развития библиотечно-информашюнной практики обусловлен циклическими изменения в экономике, искусстве и литературе, науке и технике. Возможно предположить, что и активность инновационных преобразований в библиотеках напрямую зависит от «кондратьевских» циклов, и радикальные изменения происходящие в библиотеках, такие как развитие централизации, появление новых носителей информации, использование компьютерных технологий в библиотечном деле и многое другое, можно объяснить в аспекте циклнчности. Это, по видимому, одно из перспективных направлений теории библиотечных изменений, ждущее своего изучения в ближайшем будущем.
Инноватика как научная дисциплина представляет собой внутренне структурированную целостную систему новых знаний, технологий и методов, охватывающих различные этапы инновационного процесса, логически связанные общей концептуальной схемой в их единстве, взаимосвязи и взаимодополнении. Многими учеными она рассматривается как междисциплинарная методология, интегрирующая разнородные научные знания в целях повышения практической эффективности инноваций (18).
Целенаправленность и достижение практического эффекта в целях обеспечения конкурентоспособности и повышения общего благосостояния составляют отличительную черту инноваций. Задачей иниоватики являются как построение общей картины проблемной ситуации, имеющей место при создании инноваций, планировании и реализации инновационной деятельности, так и осознание тех конкретных подзадач, которые целесообразно ставить в этой ситуации, тех действий, которые могут и должны привести к достижению необходимого социально-экономического эффекта. Подчеркивается, что особую важность приобретает разработка прикладных методов и методик, обеспечивающих синтез знаний об изучаемых инновационных процессах (18, с. 161)
В пределах инноватики развивается как общая теория изменений, так и ее частные отраслевые направления, исследующие специфику инновационных изменений в различных сферах общественной практики.
Центральными проблемами изучения теории инноваций в настоящее время являются:
Обозначенные вопросы составляют структуру инноватики. Они были приняты за основу при рассмотрении особенностей инновационной деятельности в библиотеках.
Любое новое научное направление предполагает разработку определенной терминологической системы, позволяющей уточнить значение основных понятий. «Ядро» терминологической системы теории изменений, составляют понятия «инновация», «нововведение», «новшество»,«инновационная деятельность», «рынок новшеств» и некоторые другие.
В соответствии с международными стандартами, «Концепцией инновационной политики РФ», одобренной постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 г. № 832 (50) и позицией большинства специалистов в области обшей теории изменений (Г.С. Гамидов, С.Д. Ильенкова, Ю. П. Морозов и многие др.), под «инновацией» понимается «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, уювого или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам»(35, с. 9).
Считается, что тогда следует говорить о реализации идеи в инновацию, когда получен результат деятельности по разработке, созданию и распространению новых видов конкурентоспособной продукции, современных технологий, внедрению новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т. д. Однако такого мнения придерживаются не все исследователи. Есть авторы, рассматривающие инновацию как процесс получения результатов, как общественные (субъектно-объектные) отношения, создающие условия и возможности для реализации инновационного процесса. В работах JL В. Шаборкиной, Ф. Ф. Бездудного, Г. А. Смирновой, О. Д. Нечаевой такой комплексный процесс включает разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей товаров, техники, технологии, организационных форм, распространения и использования новых видов изделий, технологий и организационных форм, приводящих к повышению эффективности функционирования объектов инновационной деятельности (7; 148).
Термины «инновация», «инновационная деятельность», «нововведение» рассматриваются как синонимичные. Синонимичными эти понятия считают многие зарубежные и российские авторы (в частности, Р. Джонсон, А. Харман, Й. Ален, Б. Санто, В.Н. Соломатенко), которые под «инновацией» понимают все, что характеризует широкомасштабное осуществление различного рода изменений, т. е. любые изменения во внутренней структуре хозяйственного организма, осуществляемые путем перехода от первоначального в новое состояние (104; 163).
И, наконец, существует узкий подход, сторонники которого трактуют понятие «инновация» как конкретные шаги предприятия, направленные на внедрение конкретных изобретений новых видов техники, технологии, новых продуктов. Е.В. Пушняк, Л.В. Пархоменко, В.В. Быковский, Б.И. Герасимов и ряд зарубежных исследователей, говоря о сущности понятия «инновация», ограничиваются «новой техникой, технологиями, являющимися результатом достижений научно-технического прогресса», учитывают только научно-технический аспект, который отождествляется с инновационным (116).