Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности инвестиционного развития нашей страны, оценить состояние инноваций на данный момент и дальнейшие перспективы их развития. Задачи исследования:
1. раскрыть понятие инноваций и обосновать необходимость в их развитии
2. провести анализ инновационной деятельности и направлений в Республике Беларусь
3. выявить основные проблемы, сдерживающие рост инноваций и предложить пути их разрешения
4. оценить дальнейшие перспективы развития инновационной деятельности
Введение …………………………………………………………… ……… …...3
1 Сущность инновационного развития ………………………………..4
1.1. Понятие инноваций. Формирование теории инноваций………………….4
1.2. Управление инновациями……………………………………………...........6
2 Инновационное развитие Республики Беларусь……………………………..9
2.1. Региональная политика и ее место в системе национальных
приоритетов……………………………………………………………………...9
2.2. Финансирование инновационной деятельности………………………….11
2.3. Характеристика и анализ инновационного потенциала страны…………13
2.4. Первоочередные задачи по созданию национальной инновационной системы…………………………………………………………………………...17
2.4. Особенности налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3 Инновационное развитие в условиях финансового кризиса………………. 22
3.1. Инновационная политика и ее роль в антикризисном регулировании экономики ……………………………………………………………………….22
3.2. Эффективность инновационной деятельности в период кризиса……….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы ……………………………………………………………..29
Рыночные инновационные механизмы основаны на механизмах перемещения капитала из менее перспективных в более перспективные отрасли через фондовый рынок, а также на исторически выработанной готовности и способности хозяйствующих субъектов к принятию рискованных решений. Белорусская система, основанная на более активном участии государства в хозяйственных процессах, более устойчива, но менее консервативна: государство не имеет право на риск, поскольку отвечает за благополучие страны, а его экономические субъекты, как правило, не имеют навыков самостоятельного принятия правильных стратегических решений.
«Чисто» рыночные системы
более гибкие, но и более жесткие
к проигравшим. Они легче и
лучше воспринимают инновации, перестраиваются
быстро и невзирая на «социальные
потери» неудачников рынка. Централизованная
социально-ориентированная
Самым слабым звеном и поэтому наиболее ответственным участком работы при форсированном переходе на инновационный путь развития является необходимость перестройки сознания, «перевоспитания» участников производственного процесса и особенно лиц, принимающих решения.
Формирование отечественной системы должно осуществляться, исходя. в первую очередь, из собственных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых возможностей. поскольку производство инноваций и нововведений – ключевой фактор конкурентных преимуществ республики, создающий основу долговременного устойчивого роста.
Ориентация Беларуси на инновационный путь развития предполагает выявление сильных и слабых сторон экономики, возможностей, которые она имеет, и угроз, которым подвергается (приложение 1).
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей, угроз, которым подвергается инновационное развитие экономики, позволяет определить древо проблем, которые предстоит решить в ближайшей перспективе, и древо целей инновационного развития экономики и общества, при этом имеется в виду, что главной целью является повышение уровня жизни населения Республики Беларусь.
Академия наук обеспокоена медленным переходом страны на инновационную экономику и неоднократно предлагала системные меры, большинство из которых не реализованы до сих пор. По поручению Президента РБ разработана и принята программа на 2006-2010 годы, где нашел отражение системный подход к формированию национальной инновационной системы страны и модернизации экономики.
В Республике Беларусь Указом
Президента от 26 марта 2007 года № 136 утверждена
государственная программа
- создать благоприятную
для инновационной
- сформировать инновационную
инфраструктуру и обеспечить
взаимодействие элементов
- подготовить кадровое
сопровождение инновационного
- обеспечить опережающее
развитие наукоемких
Государственная поддержка развития инновационной экономики включает:
- создание нормативно-правовой
базы инновационной
- инвестиционную политику,
направленную на рост
- научно-техническую политику,
предполагающую проведение
- бюджетно-налоговую политику,
представленную целевым
- социальную политику
в целях развития образования,
подготовка кадров для
- внешнеэкономическую политику,
направленную на регулирование
международных связей в
- координацию инновационной деятельности в регионах, содействие малому бизнесу и венчурной деятельности.
Стратегическая цель программы – создание экономики, основанной на новейших научных знаниях, конкурентоспособной на мировом рынке, а, главное, социально ориентированной, обеспечивающей рост жизненного уровня народа.
Установки: в 2,5-3 раза будут
увеличены внутренние затраты на
исследования и разработки, возрастет
численность исследователей, до 18-20%
увеличится выпуск новой продукции
в промышленности, возрастет доля
прогрессивных технологий, а удельный
вес сертифицированной по международным
стандартам промышленной продукции
будет доведен до 70%. Увеличится доля
инновационно активных предприятий. Опора
на разработки белорусских ученых.
Так, доля отечественных разработок,
на основе кот будут созданы 67 новых
предприятий и важнейших
Планируется совершенствование социально-экономических основ, общественно-производственных отношений, всей совокупности социально-экономических институтов.
Белстат ежегодно проводит
статистику развития инновационных
показателей. (приложение 2). Подводя
итоги выполнения мероприятий Государственной
программы инновационного развития
Республики Беларусь на 2007-2010 годы (далее
- Государственная программа), можно
отметить стабильность уровня наукоемкости
ВВП, который в 2008 году составил 0,75-0,85%
и устойчивую динамику роста объема
выполненных работ по разделу "Наука
и научное обслуживание". За 2007-2009
гг. создано 491 новое предприятие, 8673
рабочих мест. В рамках мероприятий
по достижению целевых параметров инновационного
развития страны подготовлен проект
Концепции Закона Республики Беларусь
"О государственной
На финансирование научно-исследовательских,
опытно-конструкторских работ
В целях сохранения и развития кадрового потенциала инновационного комплекса страны создан единый механизм планирования подготовки высшей квалификации на основе государственного заказа. Государство оказывает существенную поддержку талантливым молодым ученым. В 2009 году 195 молодым ученым назначены стипендии Президента Республики Беларусь и выделено свыше 160 грантов Министерства образования и Национальной Академии наук Беларуси.
Анализ состояния системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в данной сфере имеется ряд проблем, требующих незамедлительного решения. На сегодняшний день образовательные стандарты подготовки специалистов по инновационным специальностям в Республике Беларусь не адаптированы к реальным потребностям современной экономики. Другой особенностью является незначительное "присутствие" высшей школы в научном потенциале страны. Численность работников, занятых научными исследования и разработками, в секторе высшего образования на начало 2009 г. составило 10,4% от общей численности работников, выполняющих научные разработки по всей Республике. Для разрешения проблемы интеграции науки и производства в нашей стране создаются научно-практические центры. В первую очередь они созданы в сфере медицине, в аграрном секторе, материаловедении. Это перспективная форма реализации инноваций.
Таким образом, отличительными
чертами белорусской
2.4. Первоочередные
задачи по созданию
Учитывая особую роль государства в построение и развитии белорусской инновационной системы, изложение предложений по ее совершенствованию целесообразно начать с формулировки задач и определения путей их решения на высшем государственном уровне.
Совершенствование
системы программно-целевого управления
развитием приоритетных направлений
научной, научно-технической и
Преимущество централизованной системы должно быть использовано для создания системы эффективного управления процессом перехода к инновационной экономике.
Инновационное развитие является
государственным приоритетом. Управление
по приоритетам на базе программно-целевого
подхода уже дает свои плоды в
форме ускорения экономического
роста. В то же время в законодательстве
страны не прописаны статус термина
«приоритеты», критерии их определения,
система субординации, координации
приоритетов, порядок взаимоувязки
приоритетов и программ по их реализации
и условия финансирования. Поэтому
представляется необходимым постоянно
разрабатывать проекты
1. Государственные приоритеты
социально-экономического
2. Приоритетные направления
научно-технической и
3. Приоритетные направления развития науки.
4. Региональные, отраслевые и другие приоритеты.
Очевидно, что только при
помощи государственных средств, выделяемых
на науку, нельзя решить всех проблем
инновационной деятельности. Поэтому
программы, направленные на поддержку
отечественного товаропроизводителя,
повышение
Для обеспечения эффективной
ресурсной поддержки
Для решения основных задач инновационного развития должны быть использованы развитая транспортная инфраструктура Беларуси, научный потенциал, высококвалифицированные научные кадры, а также резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках других стран.
Сферой особой ответственности государства являются вопросы обеспечения обороноспособности страны, решение которых невозможно без активизации инновационной деятельности в оборонном секторе экономики. Проблемами первостепенной важности в данной сфере являются:
• отсутствие банка данных
секретных изобретений и
• отсутствие финансовых средств и возможностей сертификации доработанных вооружений и военной техники делает практически невозможным их оперативное внедрение
• не отработан механизм защиты авторских прав белорусских изобретателей
Указанные выше проблемы необходимо решить путем совершенствования существующей и создания необходимой новой законодательной базы, а также путем проведения соответствующих организационных мер.
Совершенствование законодательной базы инновационной деятельности и системы регулирования оборота и защиты прав интеллектуальной собственности
Целью государственной инновационной политики должно быть не само по себе повышение технологического уровня производства, а создание условий устойчивого экономического роста, выхода инновационной продукции на внутренний и внешние рынки на основе повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства.
Вопросы защиты объектов интеллектуальной собственности в национальном законодательстве урегулированы на достаточно высоком уровне. Имеются все необходимые нормативные акты, регулирующие вопросы авторского и смежных прав, патентования и т.д. Регулируются вопросы государственной собственности на результаты изобретений и промышленные образцы, созданные в результате изобретений и промышленные образцы, созданные в результате инновационной деятельности с привлечением государственной поддержки.