Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной деятельности. Задачей данной работы является определение сущности инноваций, рассмотрение этапов их внедрения, способов оценки, а также установление особенностей инновационной деятельности в современной России.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия «инновации» 3
1.1 Понятие «инновации» 3
1.2. Инновационный процесс 4
1.3. Классификация инноваций 6
Глава 2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 9
2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 10
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 13
2.6. Разработка и испытание нового продукта 14
2.7. Пробный маркетинг 15
2.8. Коммерческая реализация. 17
Глава 3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Общая экономическая эффективность инноваций 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 19
3.3. Экспертиза инновационных проектов 32
Заключение 43
Библиографический список 45
Существующие в данный
момент научно технические плен и
возможности (гипотеза "технологического
подталкивания") также представляют
собой поле для "сбора" идей новшеств.
Не менее важным источником идей являются
фундаментальные научные
Важным источником инноваций может быть деятельность конкурентов. Появление новинки на рынке чаще всего становится отправной точкой поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и прямое заимствование идей и разработок являются хоть и неэтичной, но реальной практикой рыночного поведения предприятий.
Еще одним источником идей являются собственные проблемы техники и технологии предприятия. Иногда, решая незначительную инженерную задачу, касающуюся нужд предприятия, приходят к открытиям или изобретениям, совершающим настоящий переворот в целой отрасли.
В последние десятилетия все более важными источниками идей стали проблемы экологии, в частности утилизации отходов. Необходимость как-то использовать мусор приводит к возникновению нужных людям новшеств.
Очень большой интерес представляют методы поиска идей. В настоящее время таких методов существует свыше 100 и их количество постоянно увеличивается.
2.4. Фильтрация идей
После того как фирма выделила идеи потенциальных товаров, она должна провести их фильтрацию, чтобы исключить из рассмотрения неподходящие. Как правило, такая фильтрация производится на первичной стадии с помощью балльных оценок идей по соответствующим фильтрующим перечням, где содержатся критерии оценок идей, их веса и пределы балльных оценок. Пример перечня таких критериев приводится ниже.[7]
Критерии фильтрации
1. Общие критерии.
2. Маркетинговые критерии.
3. Производственные критерии.
2.5. Проверка концепции и экономический анализ
Фирма должна иметь обратную связь с потребителями по поводу своих идей и продукции. Проверить концепцию - значит представить потребителю предлагаемый товар и оценить его отношение к нему и намерение сделать такую покупку. Потребителю представляется письменная или устная информация, и его просят ответить на следующие вопросы [9]:
Экономический анализ оставшихся
идей продукции гораздо больше детализован,
чем этап фильтрации. Это связано
с тем, что следующий этап - дорогая
и длительная разработка продукции.
Поэтому действенное
Экономический анализ должен включать:
2.6. Разработка и испытание нового продукта
Концепция продукта и разработанный продукт - совершенно разные вещи. Между ними годы и огромные издержки на НИОКР и подготовку производства. Однако все ранее изложенное свидетельствует, что инновация, как правило, результат сложного взаимодействия различных сфер деятельности фирмы. Это иллюстрируется рис. 3.
Рис. 3. Инновация как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления.[5]
После разработки нового работоспособного
продукта необходимы инвестиции в собственно
производство. Чтобы снизить риск,
необходимы соответствующие испытания
продукта, в том числе и потенциальными
потребителями. В идеале процесс
тестирования не должен ограничиваться
определением выходных параметров. Для
того, чтобы окупились затраты
на разработку и производство продукта,
он должен сохранять свое преимущество
на рынке для повторных покупок
в течение определенного
2.7. Пробный маркетинг
Это идеальное средство для оценки продукта, продвижения и распределения в небольших масштабах. Области проведения пробного маркетинга могут быть различными [8]:
Телевизионный ареал. В этом случае проводятся комплексные кампании с использованием телевизионных коммерческих каналов и каналов распределения;
Испытуемый город;
Локальная область (например, ближайшие к супермаркету кварталы);
Испытуемые учреждения (для промышленного маркетинга).
При проведении пробного маркетинга должны быть получены ответы на следующие вопросы [8]:
Решение о том, как долго
продолжать работу или оканчивать ее
при пробном маркетинге (т.е. остановиться
на полученных результатах или продолжить
работу, стремясь их уточнить, уменьшить
риск) является, наверное, главным. В
то же время такой пробный маркетинг
может быть использован для испытаний
специфических элементов
Пробный маркетинг дает дополнительную информацию в преддверии выпуска и может повысить его надежность. Следует отметить, что даже на этой поздней стадии половина товаров не проходит по критерию годности для национального выпуска.
Однако все способы пробного маркетинга имеют определенные недостатки [1]:
2.8. Коммерческая реализация
Этот этап является серьезным испытанием для инновационного менеджмента. Коммерческая реализация нового товара включает в себя его полномасштабное производство и комплексное маркетинговое обеспечение, часто требует больших затрат и быстрого принятия решений. Среди факторов, которые должны рассматриваться на этом этапе, — скорость признания потребителями, скорость признания каналами сбыта, интенсивность распределения (через сколько торговых точек), производственные возможности, структура продвижения, цены, конкуренция, срок достижения прибыльности и стоимость коммерческой реализации.
Предприятию необходимо решить, когда, где, кому и как предложить свой новый товар на рынке. Частично ответы на эти вопросы были получены на предыдущих этапах.
Первое решение — о своевременности выпуска нового товара на рынок. К моменту завершения работы над товаром на рынке может сложиться ситуация, когда предприятию предпочтительнее отложить на время новинку и подождать более удачной конъюнктуры.
Следующий важный вопрос — где выпускать товар на рынок: в одном регионе или в нескольких, в общенациональном масштабе или в международном. У многих предприятий нет ни средств, ни возможностей, ни уверенности в своих силах, позволяющих выходить с новинками сразу на общенациональный рынок. За рубежом обычной является следующая практика. Большинство фирм устанавливают временной график последовательного освоения рынков. В частности, небольшие фирмы выбирают привлекательный для себя город и проводят блиц-компанию по выходу на его рынок. Затем таким же образом один за другим осваиваются рынки других городов. Крупные фирмы выпускают новинку сначала на рынки какого-то одного региона, потом другого. Фирмы, располагающие сетями общенационального распределения (например, автомобильные корпорации) нередко выпускают свои новые модели сразу на общенациональный рынок.
Решение о том, кому
адресовать свою продукцию,
— состоять из ранних последователей (покупателей, быстро реагирующих на новинку);
— эти ранние последователи должны быть активными потребителями;
— они должны быть лидерами мнений и благоприятно отзываться о товарах;
— они должны быть доступны для охвата при небольших затратах.
Не менее важен вопрос и о том, каким образом вывозить новые товары на рынки. Обычно зарубежные фирмы разрабатывают план действий для последовательного вывоза новинки на рынки, составляет сметы для различных элементов комплекса маркетинга и прочих мероприятий отдельно для каждого рынка.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3.1. Общая экономическая эффективность инноваций
Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта [1]: