Инновационнлое развитие РК и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику страны на уровень мировых стандартов.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновациооное развитие и инновации.docx

— 90.73 Кб (Скачать файл)

 

Сравнительный анализ развитых и развивающихся стран позволил также установить, что фирмы в  развивающихся странах и их регионах часто вынуждены интегрироваться  по вертикали, производя не только свои собственные компоненты, но и нередко необходимые для производственных процессов энергоресурсы. Чаще всего им приходится строить не только региональную инфраструктуру, но и собственные обучающие центры и другие виды обслуживания основных производственных и непроизводственных процессов. "Конкурентоспособные компании, действующие в условиях развивающихся экономических систем, работают так, словно они представляют собой отдельные острова". Такие кластеры содержат меньшее число участников, как правило, выстроены в структуру с сильной иерархией одной достаточно крупкой компании, со слабо установленными связями с окружающей экономической средой.

 

Если основу кластера составляет деятельность иностранной фирмы, то это дает возможность усилить  внешние связи кластера, увеличить  его производительность, внести непосредственный вклад в дополнительное инвестирование и занятость местного населения. Казахстан и страны СНГ пропустили момент, когда в развитых странах  произошла "региональная революция", выразившаяся в том, что трансформировалась организация экономического пространства. Наряду с интегрированной (централизованной) моделью пространственной организации  территории, характерной для индустриального  уклада хозяйства, возникла сетевая  модель, являющаяся проекцией производственных сетей на территорию. Это так называемые сети, привязанные к месту. Они  включают в себя автономные и взаимозаменяемые звенья – производственные комплексы  и предприятия. Собранные вместе, они, входя в сеть кооперации и  взаимодействия (путь основанного на взаимной конкуренции), образуют производственный кластер.

 

3.2 Создание концепции  кластерного развития.

 

По экспертным оценкам, на рынке потребительских товаров, за исключением продуктов питания, доля казахстанских производителей составляет не более 10%.

 

Львиная доля розничного товарооборота, оцениваемая приблизительно в 10 млрд. долларов ежегодно уходит из страны. В  этих условиях особенно актуально развитие кластерных технологии, отмеченных в  Послании Президента РК Н.А. Назарбаева.

 

Понятие кластерного развития включает создание такого уровня кооперации в производстве, какого-нибудь конкретного  товара по качеству не уступающим лучшим зарубежным аналогам, когда включенные в данную систему предприятия, специализирующие на производстве комплектующих изделий  от самого начала и до конца технологического процесса действует как единый механизм на любой стадии гарантировано обеспечивающие высокое качество производство. При  этом речь не идет о концентрации производства в одних руках, а в вовлечении в процессе производства средних  и мелких производителей, являющихся базой для формирования столь  важного среднего класса. Тем самым  обеспечивается развитие действующих  и создание новых, небольших размерах, но новейших по качественным параметрам технологии малых и средних предприятии.

 

В мировой экономике такой  подход не является новым, так как  она в целом была положена в  основу экономического бума стран Юго-Восточной  Азии в 80-90-х годах прошлого столетия.

 

Сама постановка проблемы предполагает решение трех важнейших  для экономики задач:

 

1. на рынке потребительских  товаров обеспечить как можно  больше присутствие отечественных  производителей;

 

2. создание устойчивого  слоя среднего класса;

 

3. вовлечение в производственный  сектор трудовых ресурсов за  счет безработных и секторов, где есть тенденция к избыточному  предложению рабочей силы (например, аграрный, коммерческий, частью строительный, где есть избыток низко квалифицированной  рабочей силы).

 

При выборе объекта кластера т.е. какой товар и где производить  необходимо учитывать следующие  факторы:

 

1. природно-хозяйственный;

 

2. экономические традиции;

 

3. наличие навыка производства  у определенной части рабочей  силы.

 

Природно-хозяйственный фактор предусматривает наличие сырья  и материалов местного производства. Под региональными экономическими традициями подразумевается следующее. Глубокий экономический спад 90-х  годов привел к полной остановке  большинства крупных объектов легкой и пищевой промышленности в нашей  стране, в свое время обеспечивавшие своей продукцией не только тогдашние  союзные республики, но и экспортировавшие часть продукции в страны зарубежья. Несмотря на то, что в ходе приватизации они перешли в частную собственность, сохранилась инфраструктура, не требующее  масштабных капитальных вложений. Также  у части сегодняшних безработных  и рабочих занятых на низко  квалифицированных работах сохранилась  навыки производства в этих предприятиях.

 

Организационная структура  создания объекта кластерного развития можно представить из трех компонентов, каждая из которых должна осуществлять свою функцию:

 

1. государственный орган,  как заказчик и координата  проекта;

 

2. научно-производственный  центр, создаваемый на базе  региональных университетов;

 

3. предприятия-участники  проекта как объект кластера  и ответственные за производственные  технологические и финансовые  обеспечения каждая из этих  компонентов должна выступать  как часть целого, с механизмом  взаимовлияния и взаимодополнения.

    Круг вопросов, которые должен решать государственные  органы, было перечислено выше. Если  рассматривать шире, то это:

 

- Использование субсидии  и льготного кредитования для  создания первоначального капитала, т.е. для приобретения новейших  технологических линий.

 

Необходимость данных мер  диктуется тем, что при внедрении  кластера в качестве одного из основной целей выступает как можно  широкое привлечение именно представителей малого и среднего бизнеса, и закуп  новейшего технологического оборудования из лучших зарубежных аналогов они  не могут осуществлять полностью  на свои финансовые средства.

 

По существу, речь идет об акцентированной на отечественного производителя из представителей малого бизнеса макроэкономической политики государства. Поэтому вопрос выделения  субсидий и льготных кредитов на долгосрочный период не только решаема, и насущная необходимость.

 

- Проведение активной  фискальной политики направленной  на производство качественных  потребительских товаров повседневного  спроса. Комплекс мер, с одной  стороны, включает: поэтапное снижение  налоговых ставок по прямому  налогообложению и в отмене  по конкретным товарам ставок  косвенных налогов (НДС), с другой  в проведении адресной импортной  политики в сторону поэтапного  повышения импортных пошлин до 300% по этим товаром. Необходимо  учесть, что в качестве результативного  показателя при проведении данной  политики должна стать стабильность  равновесной цены по этим товары, иначе последствии ошибок будет  переложено на плечи населения.

 

- Внедрение новейших технологий  предполагает соответствующий уровень  квалификаций рабочей силы. Подготовка  квалифицированного рабочего персонала  так же невозможна без финансового  участия государственных структур.

 

В круг задач научно-производственного  центра, организуемого на базе местных  университетов, должно входить: технико-экономическое  основание проектов, включающие четкие ответы на вопросы:

 

1. востребованность товара  на рынке на краткосрочный  и долго срочный период и  масштаб рынка;

 

2. выбор технологий, соответствующий  лучшим зарубежным аналогам;

 

наличие нужных материалов и  сырья местного производства;

 

1. степень воздействия  на проект внешних и внутренних  факторов;

 

2. определение величины  эффекта мультипликаций;

 

3. степень финансового  риска..

 

Каждая из этих вопросов требует  тщательного анализа и аргументированные  выводы.

 

К примеру, при выборе технологии по производству газобетонного кирпича  в качестве альтернативы могут рассмотрены  лучшие зарубежные линий производства стран ЕЭС, России, Китая, Турции технологических  линии производительностью 200 тыс  м.куб. в год, закупаемый в странах  ЕЭС стоит приблизительно 30 млн. дол. США, в России 8 млп. долл. В Китае 3.5-4 млн. долл. при аналогичных технических  характеристиках конечного продукта. Объектом анализа должна стать срок службы технологических линий, срок гарантийной поставки запасных частей и комплектующих и их цена, уровень  автоматизации и механизации  производственных процессов, предъявляемые  требования к сырьевым компонентам  и наконец обязательства поставщика в обучении рабочего персонала.

 

В задачу научно производственного  центра входит также финансовая экспертиза проекта и рекомендаций, содержащие основные этапы осуществления проекта  с учетам введения мер фискальной политики, поэтапное финансирование и возвратность этих средств, с учетам ставки дисконтирования, создание право  устанавливающих документов членов коопераций с четким ограничением прав и обязанностей участников. И, наконец  в функций научно-производственного  центра входит вопросы подготовки и  переподготовки квалифицированного рабочего персонала и ИТР. Объем средств, выделяемых на создание материальной базы и функционирование научно-производственного  центра должна составлять примерно 10 % от общей стоимости проекта ( расходы  на повышения квалификаций персонала  в США и в Японии составляют 16 % от ВВП этих стран).

 

       

 

       

 

       

 

       

 

      3.3 Особенности  развития кластерного потенциала  в условиях модернизации национальной  экономики.

 

В условиях модернизации отечественной  экономики особое значение отводится  внедрению передовых организационных  и технологических нововведений, которые позволят расширить освоение рыночных ниш, обеспечить устойчивый экономический  рост. При этом особое значение имеет  качество экономического роста, учитывающее  его отраслевое, территориальное, воспроизводственное, инновационное и временное измерения. При рассмотрении инновационного измерения  по большому счету речь идет о создании основ конкурентоспособной инновационной  экономики. Основным источником устойчивого  экономического роста представляется конкурентоспособность ПРИЛОЖЕНИЕ В.

 

Государственное регулирование  развития инновационных процессов  должно сводиться, прежде всего к  тому, чтобы в сфере предпринимательства  и бизнеса создать предпосылки  и факторы инновационного развития. Обеспечение экономического роста  возможно через стимулирование частного сектора, а также осуществления  инвестиций в реальный сектор экономики.

 

Современная институциональная  экономика республики объединяет деятельность многих институтов развития, а именно: Национального инвестиционного  фонда, Национального инновационного фонда, Центра маркетинговых и аналитических  исследований, Центра трансферта и  инжиниринга технологий, Государственной  корпорации по страхованию кредитов и инвестиций. Однако в настоящее  время институциональная экономика  является недостаточно эффективной, поэтому  необходимо в части формирования институтов инновационно - технологического развития создание инфраструктуры финансирования научно-производственных и обучающих  процессов. А это практически  недостижимо без прямых и косвенных  методов государственного регулирования  инновационного предпринимательства  и инновационной инфраструктуры.

 

К одному из основных направлений  государственной экономической  политики на перспективу относится  модернизация отечественной экономики. Другими словами, всемерное использование  лишь сырьевого фактора имеет  все же больше негативных последствий, нежели позитивных. Модернизацию национальной экономики следует ориентировать  по следующим направлениям:

 

      1) изменение  структуры ВВП;

 

2) исходя из первого  следует необходимость обеспечения  роста производства наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной  продукции;

 

3) рост удельного веса  производства товаров и услуг  с высокой конечной стоимостью. В основе реализации данных  направлений, на наш взгляд, заложена  идея кластеризации национальной  экономики как одно из условий  успешного экономического развития. Уровень экономического развития  можно определить по двум показателям:

 

а) величине ВВП на душу населения;

 

б) размерам и развитости частного сектора и бизнеса, другими  словами, количеством национальных компаний, имеющих передовые позиции  на мировых рынках товаров и услуг.

 

ВВП на душу населения в  республике с учетом дефлятора доллара  США составлял в 2004г. порядка $2300-2400. По данному показателю Казахстан  находится на уровне Южной Кореи (52568 в 1985-1986 гг.), Тайваня ($2310 в 1980г.), Японии ($2181 - 1970г.), США ($2151 в 1954-1955 гг.). В 1995г. В  Южной Корее ВВП на душу населения  составил $10000. Относительно второго  сравниваемого показателя следует  сказать, что республика соответствует  уровню Южной Кореи и Тайваня 70-х годов 20 в. Так, численность компании Самсунг в 1980г. составляла 75 тыс. чел. Производство продукции (в ценах 1996г.) достигало $6,34 млрд., причем, на долю экспорта приходилось $3,32 млрд. Экспорт в 1995г. достиг $100 млрд. В настоящее время страна занимает 5-е место в мире по производству автомобилей, 2-е - по производству судов, 3-е - по экспорту текстиля.

 

В условиях Казахстана обеспечение  устойчивой конкурентоспособности  национальной экономики возможно на основе внедрения передовых технологий, экологически чистых, безопасных производств, систем управления качеством "продукции, систем ресурсосбережения и т.д. Основной движущей силой развития национальной экономики является сырьевой сектор, поэтому указанные факторы имеют  особое значение для развития отечественного горнопромышленного производства. В  силу этого одним из решающих факторов формирования модели развития конкурентоспособной  экономики на базе приоритетных отраслей, для выявления приоритетов долгосрочной экономической политики и корпоративных  стратегий представляется создание казахстанских кластеров. Последние  представляются группами взаимосвязанных  конкурентоспособных предприятий  отрасли одного региона, для которых  свойственны: близость размещения, специализация  производства, лидерские позиции. По большому счету кластер характеризует  концентрацию в определенном регионе  предприятий (компаний) одной отрасли, поставщиков сырья и услуг, научно-исследовательских  и образовательных организаций, специализированных государственных  учреждений и др. Иначе говоря, это  способ самоорганизации субъектов  в условиях жесткой конкуренции. А это невозможно без внедрения  высоких технологий и соблюдения рыночных законов и принципов.

Информация о работе Инновационнлое развитие РК и инновации