Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа
Инновационный потенциал личности - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры. Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Введение 2
Глава 1. Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности 4
1.1. Инновационный потенциал личности как социальной - психологический феномен 4
1.2. Инновационный потенциал личности как фактор профессионального самоопределения 10
Глава 2. Исследование инновационного потенциала личности в организации ТЦ «Европейский» 17
2.1. Методологическая база и инструментарий исследования 17
2.2. Анализ полученных данных 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение А 27
Приложение Б 29
Инновационный потенциал
представляет собой сложное, многофакторное,
многовариантное явление, которое
требует внимательного и
Результаты проведённого исследования показали, что уровень мотивации работников ТЦ «Европейский» находится на оптимальном уровне, чему способствует высокие показатели оптимизма и уверенности в будущем. Однако, было выявлено, что респонденты не готовы к переменам, не терпят двусмысленность и не желают находить необычных выходов из решаемых проблем. Всё это свидетельствует о низком инновационном потенциале личности. Также благодаря методикам была выявлена закономерность: у личностей, готовых «проращивать семена идей» наблюдаются высокие показатели по шкалам находчивость и оптимизм, тогда как у тех, кто реализует замыслы на практике преобладают такие свойства как страстность и увереннсоть.
1.Власенко Ю. А.
2.Головаха Е.И. Жизненные
перспективы и
3.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 2006. 512 с.
4.Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебн. Пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. 124с.
5.Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 2009. №5. С. 158-164.
6.Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.
7.Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии 2005. №5.
8.Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал, 2008. № 6. Т.19. С. 91-103.
9.Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: Наука, 2003. 153с.
10.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 2006. №1. С.64.
11.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 352 с.
12.Ростовский В.П. Социально-экономический анализ безработицы // Экономика и управление, 2006. №3.С. 64-68.
13.Ростовский В.П. Социально-психологический анализ безработицы // Экономика и управление, 2006. № 5. С. 54-63.
14.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.
15.Шляхтин Г.С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 2001. С. 13-16.
16.Чигринова М.В. Инновационный потенциал руководителя: Автореф. Канд. Дисс. - З., 2009.
17.Яковенко В.Б. Введение в инновационные технологии. - К., 2009.
Опросник на выявление роли в инновационном процессе П. Мерилла
Инструкция. Вам предоставлены
четыре ряда фраз личностных характеристик,
соответствующих ролям
1-я роль |
Балл |
2-я роль |
Балл |
3-я роль |
Балл |
4-я роль |
Балл |
Мне нравится находить ответы |
Мне нравится доводить дело до конца |
Мне нравится исследовать |
Мне нравится, когда все работают |
||||
Мне нужно понимать суть проблемы |
Я заставляю всех работать |
Я вижу обе стороны проблемы |
Должен быть правильный ответ |
||||
Не указывайте, что мне делать |
Дайте мне факты, а не теории |
Я создаю варианты выбора |
Мне нравится анализировать данные |
||||
Я открытый человек |
Я убеждаю людей |
У меня много идей |
Я вижу слабости |
||||
Я вижу общую картину |
Я делаю так, чтобы всё было выполнено |
Мне нравятся возможности |
Я спускаю идеи с небес на землю |
||||
Концепция должна быть надёжной |
Мне нравятся энергичные действия |
Я не обращаю внимания на детали |
Мне нравится точность |
||||
Мне не нравится путаница |
Я стараюсь не связываться с теорией |
Я стараюсь не принимать решения |
Мне не нравятся неудачи |
||||
Я продумываю каждый шаг |
Я иду на риск |
Мне нравится, когда говорят о проблемах |
Я сосредоточен |
||||
Мне нравятся решения |
Мне нравятся конечные результаты |
Мне нравятся удобные случаи |
Мне нравятся упрощенные варианты |
||||
Я хочу быть главным |
Я нахожу способ заставить всё работать |
Мне нравится видеть общую картину |
Я старателен |
||||
Мне нравится формулировать проблему |
Мне нужно согласие |
Я открываю новые факты |
Я планирую |
||||
Мне нужны идеи |
Я хочу пробовать что-то новое |
Мне нужна свобода действий |
Мне нужна структура |
||||
Итог |
Итог |
Итог |
Итог |
Обработка результатов исследования
В результате, подсчитав количество баллов, можно определить ресурсы каждой роли и их процентное соотношение.
Первая колонка – «следопыт» (тот, кто проращивает семена идей и находит ответы, разработчики стратегических планов).
Вторая - «делатель» (менеджеры по проектам, производственники, практики, умеющие оценить экономическую целесообразность инновации, довести начатое до конца).
Третья – «творец» (инициаторы идей, основанных на анализе рынка).
Четвёртая – «доработчик» (тот, кто превращает абстрактные идеи в практические методы).
Методика «Личностная готовность к переменам» (PCRS)
Инструкция. Обведите кружочком
число (напротив каждого из утверждений),
которое более всего
№ |
Утверждение |
Нет – скорее - Да |
1 |
Я предпочитаю привычное неизвестному. |
1 2 3 4 5 6 |
2 |
Я редко «отмеряю семь раз». |
1 2 3 4 5 6 |
3 |
Я не их тех, кто меняет свои планы. |
1 2 3 4 5 6 |
4 |
Не могу дождаться начала дня, когда смогу взяться за дело. |
1 2 3 4 5 6 |
5 |
Я считаю, что никому не стоит давать слишком много нужд. |
1 2 3 4 5 6 |
6 |
Если что-то не работает, я найду способ устранить неполадку. |
1 2 3 4 5 6 |
7 |
Меня раздражает отсутствие ясных и чётких ответов. |
1 2 3 4 5 6 |
8 |
Я склонен создавать привычное положение дел и придерживаться его. |
1 2 3 4 5 6 |
9 |
Я могу сделать так, что любая ситуация будет работать на меня. |
1 2 3 4 5 6 |
10 |
Мне нужно некоторое время, чтобы свыкнуться с тем, что что-то не получается. |
1 2 3 4 5 6 |
11 |
Мне трудно расслабиться и ничего не делать. |
1 2 3 4 5 6 |
12 |
Если есть вероятность, что что-то может не получиться, то оно и не получится. |
1 2 3 4 5 6 |
13 |
Когда я «завяз», я предпочитаю
импровизировать в поисках |
1 2 3 4 5 6 |
14 |
Я теряюсь, когда не улавливаю сути происходящего. |
1 2 3 4 5 6 |
15 |
Я предпочитаю знакомую область деятельности, в которой чувствую себя комфортно. |
1 2 3 4 5 6 |
16 |
Я справляюсь со всем, с чем приходиться сталкиваться. |
1 2 3 4 5 6 |
17 |
Если я что-то твёрдо решил, поменять это решение мне будет нелегко. |
1 2 3 4 5 6 |
18 |
Я предпочитаю выкладываться до конца. |
1 2 3 4 5 6 |
19 |
Я обычно сосредоточиваюсь на том, что может не получиться. |
1 2 3 4 5 6 |
20 |
Когда люди пытаются найти выход из ситуации, они приходят ко мне. |
1 2 3 4 5 6 |
21 |
Если исход дела не ясен, я стремлюсь прояснить всё немедленно. |
1 2 3 4 5 6 |
22 |
Стоит придерживаться испытанного и надёжного. |
1 2 3 4 5 6 |
23 |
Я сосредоточиваюсь на моих достоинствах, а не недостатках. |
1 2 3 4 5 6 |
24 |
Мне тяжело сдаться, даже если что-то совсем не получается. |
1 2 3 4 5 6 |
25 |
Я неутомим и полон энергии. |
1 2 3 4 5 6 |
26 |
Редко получается так, как мне хотелось бы. |
1 2 3 4 5 6 |
27 |
Сильная сторона моей личности – умение преодолевать трудности. |
1 2 3 4 5 6 |
28 |
Терпеть не могу оставлять дело незавершённым. |
1 2 3 4 5 6 |
29 |
Я предпочитаю идти по главной, а не по второстепенной дороге. |
1 2 3 4 5 6 |
30 |
Моя вера в собственные силы непоколебима. |
1 2 3 4 5 6 |
31 |
Со своим уставом в чужой монастырь не ходи! |
1 2 3 4 5 6 |
32 |
Я страстный и решительный. |
1 2 3 4 5 6 |
33 |
Я склонен видеть проблемы, а не возможности их решения. |
1 2 3 4 5 6 |
34 |
Я обращаюсь к необычным источникам решения проблем. |
1 2 3 4 5 6 |
35 |
Я действую не продуктивно, если и цели и ожидания не определены. |
1 2 3 4 5 6 |
Обработка результатов исследования
Подсчитывается количество
баллов по каждой их приведённых ниже
семи шкал, а также общий балл
по всем шкалам. Для шкал, в состав
которых входят прямые утверждения,
каждому ответу присваивается балл
от 1 до 6 (1 балл – «нет», 6 баллов –
«да»). Для шкал с обратными утверждениями
баллы присваиваются в
Страстность понимается как энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус.
Находчивость рассматривается как умение находить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источникам для решения новых проблем.
Оптимизм – это большие надежды, вера в успех, нежелание ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться не на проблемах, а на возможностях.
Смелость, предприимчивость трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надёжного.
Адаптивность предполагает
умение менять свои планы и решения,
перестраиваться в новых
Уверенность основана на вере в себя, в свои достоинства и в свои силы, в то, что всё возможно, стоит только захотеть.
Толерантность к двусмысленности опирается на спокойное отношение у отсутствию ясных ответов, на самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания.
Стандартизация методики показала, что сумма менее 21 балла по каждой шкале свидетельствует о низком уровне развития измеряемого свойства. Средний уровень развития свойства находится в диапазоне от 22 до 26 баллов. Свыше 27 баллов оценивается как высокий уровень развития измеряемого свойства.