Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах. Структура содержания образования включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности
Организационный компонент – наличие в школе специальной организационной структуры, призванной осуществлять поиск, оценку и выбор новшеств.
Заведующая лабораторией
Института инновационной
– в основном высоким (у 83% школ) и средним (у 17% школ) уровнями когнитивной готовности к восприятию новшеств извне; высоким (у 10% школ) и средним (у 72% школ) уровнями мотивационной готовности (стремятся занять лидерскую позицию по отношению к другим учреждениям или быть в числе лучших; ориентированы на качественное улучшение своей образовательной системы; чувствительны к возникающим в ней проблемам);
– высоким (у 67% школ) и средним (33% школ) уровнями операциональной готовности (используют достаточно широкий диапазон источников и каналов информации о существующих вовне разработках; ориентированы на полноту и обоснованность их оценки, а также коллегиальность решений о внедрении);
– высоким (100% школ) и средним (72% школ) уровнями организационной готовности (стремятся регламентировать деятельность по поиску и оценке новшеств, а также принятию решений об их внедрении; имеют специальные структуры для оценки полезности новшеств и выработки решений об их внедрении).
Школы с низким уровнем восприимчивости к новшествам характеризуются:
– в основном низким (14% школ) и средним (74% школ) уровнями когнитивной готовности к восприятию новшеств извне (имеют информацию о небольшой части педагогических разработок, не стремясь получить о них детальную информацию);
– низким (62% школ) и средним (27% школ) уровнями мотивационной готовности (считают для себя более важным поддержание стабильного функционирования, хотя и ориентированы на внедрение единичных, чаще «модных» новшеств; нечувствительны к возникающим в образовательной системе проблемам, реализуя изменения под давлением органов управления);
– низким (57% школ) и средним (39% школ) уровнями технологической готовности (используют узкий диапазон источников и каналов информации о существующих вовне разработках, ценность которой достаточно низка; используют ненадежные методы оценки новшеств, принимая необоснованные решения об их внедрении);
– низким (98% школ) и средним (23%) уровнями организационной готовности (деятельность по поиску и оценке новшеств, а также принятию решений об их внедрении или отказе от них не регламентирована; организационные структуры для оценки полезности новшеств и выработки решений об их внедрении отсутствуют).
Результаты исследования показали, что основные причины недостаточной восприимчивости школ к новшествам – слабая информированность руководителей и педагогов о современных требованиях и тенденциях развития образования, как следствие – неадекватная оценка своей образовательной деятельности и не заинтересованность в ее изменении; слабая информированность о существующих разработках, использование которых могло бы улучшить результаты образования; невладение современными методами анализа образовательной деятельности; неэффективная организация аналитической работы и низкая включенность педагогов в эту деятельность.
Реализация программы повышения восприимчивости образовательного учреждения к новшествам может проходить в шесть этапов.
- Организационный этап, на котором определены и документально зафиксированы отношения между школой и внешними консультантами.
- Диагностический этап, на котором будут анализироваться и оцениваться восприимчивость к новшествам вовне, выявляться трудности и основные направления коррекционной работы.
- Этап проблематизации образовательных результатов, на котором учителя школы совместно с внешними консультантами будут выявлять недостатки в достигаемых результатах образования. На этом этапе будут устраняться недостатки в информированности учителей школы о современных требованиях к результатам образования на соответствующей ступени.
- Этап проблематизации образовательной системы, на котором будут выявляться недостатки целей образования на каждой из его ступеней, образовательных программ и технологий.
- Этап анализа и оценки возможностей улучшения образовательной системы, на котором будет анализироваться пространство имеющихся вовне педагогических разработок, использование которых могло бы улучшить результаты работы учреждения. На этом этапе будет улучшаться информированность учителей школы о существующих вовне возможностях повышения качества его деятельности и будут модифицироваться способы оценки новшеств.
- Этап выбора направлений и способов модернизации образовательной системы, на котором будет выбираться комплекс новшеств для введения в образовательную систему и будет определяться последовательность их внедрения.
Интеграция учебной, научной,
научно-технической и
а) путем участия преподавателей,
учащихся и студентов в научной,
научно-технической и
б) через систему стажировок
преподавателей в научных и инновационно-
в) путем создания сети учебно-научных
центров и учебно-
г) через создание инфраструктуры
инновационной деятельности (технопарков,
инновационно-технологических
д) путем использования и передачи научных знаний в образовательном процессе, издания учебников и учебных пособий на основе новых методик обучения;
е) путем привлечения
2.3 Стимулирование педагогов к инновационной деятельности
Стимулирование педагогов - это один из основных способов мотивации к инновационной деятельности, профессиональному развитию каждого педагога и учреждения в целом.
Стимулирование предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее.
Следовательно, административной команде образовательного учреждения необходимо создать условия, в которых педагоги будут заинтересованы заниматься самообразованием, саморазвитием, а значит и работать в инновационном режиме.
Система управленческих шагов по стимулированию педагогов к инновационной деятельности способствует созданию такой обстановки в коллективе, в которой сможет самореализоваться каждый педагог и он будет заинтересован в повышении эффективности работы всего учреждения.
Успешность организации процесса стимулирования педагогов к инновационной деятельности зависит от соблюдения технологического цикла, в котором выделяют следующие этапы:
- Теоретическое исследование проблемы;
- Практическое выполнение плана;
- Подведение первых итогов работы по стимулированию педагогов.
Создание и внедрения
системы стимулирования педагогов
ДОУ к инновационной
Целью формирующего этапа
эксперимента является создание и внедрение
системы стимулирования педагогов
ДОУ к инновационной
- Создание благоприятной обстановки в коллективе;
- Оказание помощи педагогу в реализации новшеств;
- Пропаганда важности и необходимости развития педагога и учреждения.
На основе анализа была создана рабочая модель системы стимулирования педагогов ДОУ к инновационной деятельности. Данная модель была представлена педагогам для ознакомления, в процессе которого была дополнена их предложениями. Каждый педагог в открытом доступе мог узнать, какими преимуществами он сможет воспользоваться, работая в режиме развития. Ненавязчивое предложение перспектив позволяет педагогу проанализировать свою деятельность, деятельность коллег и наметить пути саморазвития.
В учреждении созданы такие условия, которые позволяют запустить механизм стимулирования педагогов и любому из них включиться в инновационную деятельность разного уровня. Для одного – это участие в престижных профессиональных конкурсах, а для другого – проведение утренней гимнастики в стихотворной форме. Различным уровням инновационной деятельности необходимы разнообразные формы стимулирования, которые подбираются индивидуально, с учётом личностных особенностей педагогов. Нами создана определённая система стимулов, позволяющая активизировать работу в инновационном режиме. Для каждого педагога подбирается своя мини – система стимулов.
Рабочая модель системы стимулирования
педагогов ДОУ к инновационной
деятельности включила в себя методы
морального и материального
- благодарность в приказе;
- публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции;
- доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, выражение личной благодарности;
- похвала, высказанная после посещения НОД;
- выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога;
- направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства;
- рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
- выдвижение на награждение городской, областной, министерской грамотой, грамотой главы администрации, губернатора, органа образования;
- награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации;
- представление педагога к местным или государственным наградам;
- выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки;
- представление к почетному знаку, к почетному званию "Почётный работник общего образования";
- награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образовательного процесса;
- организация персональной выставки творческих работ педагога;
- предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме;
- предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передового опыта и т. п.;
- предложение возглавить творческую группу;
- выдвижение педагога в резерв на повышение;
- включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п.;
- выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха;
- публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОУ;
- размещение фотографии на стенде ("Лучшие педагоги" и т. п.);
- выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога;
- подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных педагогом;
- оплата участия педагога в региональных, всероссийских, международных конференциях;
- изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога; дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом;
- подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников;
- направление на бесплатные курсы повышения квалификации
- выплата стимулирующей доплаты по результатам труда;
- выплата премии по результатам труда.
После введения системы стимулирования педагогов ДОУ к инновационной деятельности появилась большая заинтересованность в нестандартных приёмах работы у педагогов. Появился дух соревнования, здоровой конкуренции между ними
Заключение
Активизация инновационной
деятельности является необходимым
условием для решения задач повышения
эффективности использования
Информация о работе Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости