Основные положения и теории инновационного менеджмента и использование их в практической деятельности библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:29, реферат

Краткое описание

Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов

Содержание

Введение



Глава 1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента. Этапы развития науки

Глава 2. Понятие инновации, ее особенности, новация.

Глава 3. Инноватика как теория изменений в промышленности и социальной сфере

Глава 4. Особенности библиотечной инноватики. Реализация инновационного процесса в библиотеке

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

 

 

                              

 

 

                                          

 

 

 

                                          Реферат по предмету:

                                 

                                  Инновационный менеджмент

 

  на тему: «Основные положения и теории инновационного менеджмента

 

                и использование их в практической деятельности библиотек»

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

 

 

Глава 1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента. Этапы развития науки

 

Глава 2.  Понятие инновации, ее особенности, новация.

 

Глава 3. Инноватика как теория изменений в промышленности и социальной сфере

 

Глава  4.   Особенности библиотечной инноватики. Реализация инновационного процесса в библиотеке

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                    

 

 

       Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов. Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии. Столь же очевидно, что реализация инноваций - наиболее рискованный способ осуществления профессиональной деятельности, сопровождающийся различными сложностями и препятствиями организационного, экономического и психологического характера. Устранение такого рода проблем требует использования научно обоснованных подходов к организации обновления библиотечной деятельности. Однако подобного рода задачи стоят не только перед библиотечным делом.

Глобальность изменений в общественном производстве побуждает представителей различных научных специальностей избирать инновационный процесс в качестве предмета научного анализа, определять способы преодоления противоречий, лежащих на пути инновационных изменений. В современной науке формируется новое междисциплинарное направление - инноватика, интегрирующая знания различных наук в целях повышения практической эффективности инновационной деятельности предприятий и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Инновационный менеджмент – наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро– и микроуровнях. В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.

Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие: 1) определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики; 2) организация управления развитием организаций; 3) определение перспективных направлений инновационной деятельности; 4) оценка эффективности инновационных процессов; 5) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений; 6) разработка проектов внедрения нововведений; 7) создание системы управления инновациями; 8) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям; 9) принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации; 10) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска. В развитии инновационного менеджмента как области науки выделяют четыре этапа. 1. Факторный подход. Характерные особенности этапа: 1) наука и техника являются основными факторами экономического развития страны; 2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – главный фактор развития производственного потенциала предприятия; 3) управление инновационными процессами базируется на использовании статистических факторных моделей, нормировании трудоемкости, материало-, фондоемкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 2. Функциональный подход. Характерные особенности этапа: 1) рациональное разделение труда; 2) специализация управленческих функций; 3) экономико-математическое моделирование инновационных процессов; 4) использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей. 3. Системный подход. Характерные особенности этапа: 1) рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов; 2) учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс. 4. Ситуационный подход. Характерные особенности этапа: 1) систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса; 2) анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций; 3) выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.

Инноватика – экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро-и микроэкономических системах. Инноватика – наука, которая занимается изучением инновационных процессов, сущности нововведений, особенностей инновационного развития.

Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы. Содержание инноватики:

1) закономерности инновационного  развития;

2) деловые циклы и технологические  уклады;

3) понятие новации, инновации, их основные свойства;

4) жизненный цикл инноваций;

5) классификация инноваций;

6) характеристика инновационных  процессов, этапы осуществления;

7) факторы, определяющие  результативность инновационных  процессов;

8) методы инновационного  менеджмента;

9) виды эффектов в инновационной  сфере.

Методами исследования инноватики являются:

1) методы анализа;

2) методы прогнозирования;

3) методы моделирования;

4) методы планирования.

Инноватика оперирует следующими понятиями.

Новация (новшество) – разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).

Инновация (нововведение) – результат практического освоения новшества (внедренная новация).

Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.

Научное открытие – выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.

Инновационный процесс – последовательность этапов создания и использования нововведения.

Инновационная деятельность – комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.

Жизненный цикл инновации – совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.

Жизненный цикл товара – совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка.

Жизненный цикл технологии – совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т. е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения – инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения – инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом. Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта:

1)    область экономической науки по управлению инновациями;

2) управленческая деятельность  по регулированию инновационных  процессов;

3)   аппарат управления инновациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. НОВАЦИЯ

 

В современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование инновации: существуют широкий и узкий подходы к ее определению.

В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего.

В узком смысле инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике.

Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В соответствии с международными рекомендациями, инновацией является конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Итак, нововведением считается существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования. Нововведения создаются для улучшения финансового состояния предприятия и получения выгоды: прямой («живые деньги») и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации.

Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.

Нововведения делят на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые). По сфере функционального применения выделяют технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные и прочие нововведения.

Рассмотрим особенности различных видов инноваций. Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений. Модифицирующие инновации – решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон – кассетный магнитофон). Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания. Псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками).

Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда).

Масштаб применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи). При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики существенно повышает значимость новшества.

В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения. Реактивная инновация – инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т. е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии. Стратегическая инновация – инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Фирма-инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций.

Информация о работе Основные положения и теории инновационного менеджмента и использование их в практической деятельности библиотек