Основы инновационного менеджиента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало использоваться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в передовых странах в ключевой фактор экономического развития и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент выражается в эффективном претворении функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне. Следует выделить, что инновационный менеджмент имеет прямую связь с явлениями, вызвавшими в свое время концепцию стратегического менеджмента.

Содержание

Глава 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента.......................................................................................................3
1.1 Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание.........................................................................................................3
1.2 Нововведение – как объект инновационного менеджмента....................3
Глава 2. Стратегии инновационного менеджмента.........................................5
2.1 Характеристика стратегий предприятий на рынке....................................5
2.2 Виды стратегий инновационной деятельности..........................................9
Список литературы..............................................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

санджиева мо-11.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Российский  государственный геологоразведочный университет

Кафедра экономики, финансов и управления

Реферат по курсу «Инновационный менеджмент»

на тему : «Основы инновационного менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы МО-11

Санджиева Д.А.

Проверила: Васина Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014

Содержание:

 

 

Глава 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента.......................................................................................................3

1.1 Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание.........................................................................................................3

1.2 Нововведение – как  объект инновационного менеджмента....................3

Глава 2. Стратегии инновационного менеджмента.........................................5

2.1 Характеристика стратегий  предприятий на рынке....................................5

2.2 Виды стратегий инновационной  деятельности..........................................9

Список литературы..............................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инновационный менеджмент - относительно новое направление  менеджмента. Это понятие стало  использоваться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в передовых странах в ключевой фактор экономического развития и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент выражается в эффективном претворении функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне. Следует выделить, что инновационный менеджмент имеет прямую связь с явлениями, вызвавшими в свое время концепцию стратегического менеджмента. Он исследует множество частных законов и требований управления современными организациями и совершенствования предпринимательства. Вместе с тем развитие фирм, корпораций, инновационных предпринимателей, в основном зависит от принципов и институтов государственной научно-технической политики, государственной помощи инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент - это менеджмент научно-технических и интеллектуальных ресурсов. Понятие ресурсов содержит в себе науку, технологию и информацию, которые не могут быть безвозмездными экономическими благами. Ресурсы есть активы, которые необходимо планировать, употреблять, зарабатывать и восстанавливать.

Инновационный менеджмент является менеджментом системным. Постоянно чувствуется нехватка горизонтальных связей с различными отраслями научных познаний, несовершенство интеграции иных дисциплин для решения основных проблем человечества. Творческий инновационный менеджмент рассматривает проблемы в их целостности. Менеджмент инноваций открывается передовым краем современной науки управления. Специалисты отмечают, что если в круге предпринимательской деятельности большая часть населения пассивно и безграмотно, то в части коммерциализации новых специальных знаний оно безграмотно в два раза больше.

Инновационный менеджмент изучает экономические, организационно-управленческие, социально-психологические и правовые аспекты, влияющие на инновационные процессы, и наиболее эффективные формы предприятия этих процессов в организациях.

 

 

 

 

 

Глава 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента

 

1.1 Инновационный  менеджмент: причины возникновения,  сущность и содержание

 

В настоящее  время развития менеджмента, специфичного для каждого предприятия в  целом, выделяются отдельные его  разновидности, использующие характерные  формы, технологии, методы управления в зависимости от типа деятельности организации или вида хозяйственной деятельности. Инновационный менеджмент представляет собой одну из таких разновидностей, непосредственным объектом являются инновации. Поводами его появления были разногласия во взглядах в инновационном предпринимательстве и ранее беспокоящие традиционный менеджмент, но раскрывшиеся в полном объеме в настоящее время. В этим проблемы можно включить:

1. Неожиданность создания  новоизобретенный знаний.

2. Нужда в разработке  методов, благодаря которым появится  возможность ускорить процесс  достижения определенных результатов.

3. Неприменение новых  технологий в необходимом направлении  и нужных масштабах.

4. Разногласия  между  старым и новым, которые вызывают  социальные и психологические  проблемы осуществления нововведений.

 

1.2 Нововведение  – как объект инновационного менеджмента

 

Понятие «нововведение» является русской вариацией английского  термина «innovation», переводится как  «введение новаций». Со времени принятия к непосредственному введению новшество (novation) получает новоиспеченное свойство – называется нововведением (инновацией).

В первый раз термин «инновация»  был использован в научных  исследованиях культурологов в XIX веке и представляло собой внедрение  неких свойств одной культуры в другую. Чаще подразумевалась инфильтрация Европейских устоев и принципов устройства в пресущие азиатские и африканские общества. В экономических трудах в 1912 году, в работе Й. Шумпетера « Теория экономического развития», отличают пять основных новоизобретенных комбинаций, подталкивающих к совершенствованию производства и рынка.

Им же, первым в истории, в труде « Капитализм, социализм  и демократия» (30-е годы) используется в экономике и понятие «инновация». Согласно Й. Шумпетеру, инновация является основным источник прибыли: "Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций ... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития".

В разных исследованиях  используются некоторое количество принципов к объяснению суть нововведения. В первой вариации нововведение - это  плод творческого хода в виде новоизобретенной продукции, технологии, способа и т.п., во втором — развитие  внедрения новейших работ, элементов, подходов, принципов и т.п. взамен использующихся. Для организации глоссария учеными предполагалось внедрить два термина: нововведение и инновационный процесс.

Нетрадиционный, не похожий  на остальные, путь к объяснению самой  сути нововведения высказал А.А. Кутейников, говоря о нем, как о новом подходе  к  удовлетворению устоявшихся всеобщих нужд, дающий прирост благотворного  эффекта. Можно сделать небольшой вывод, что оно обладает двумя качествами: новшество использования указанной потребительной стоимости для удовлетворения какой-либо всеобщей потребности и новшество, лежащее в корне нововведения, научной мысли. Экономическая основа нововведения предполагает верховенство рыночной новизны над научно-технической. Потребителя сначала волнуют полезные качества новой потребительной стоимости и ее достоинства перед другими потребительными стоимостями, а не  особенности научно-технической мысли, составляющей правило работы или употребительности этого или другого новшества. Для потребителя главное полезность. Вот почему научно-техническая новизна, скорее, необходимое качество не нововведения, а изобретения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1 Характеристика  стратегий предприятий на рынке

 

Координация инновационными процессами изначально подразумевает способность предполагать и брать на особый счет взаимосвязи  и взаимозависимость необычных  возникающих обстоятельств с  определенной долей риска при большом влиянии субъективных причин. Стратегия координации инновационной деятельностью есть составная доля всей стратегии роста организации. Она является субстратегий, служащей корнем постоянного развития процесса воспроизводства. Это движущая сила общей производственной стратегии и деятельности организации в целом.

Значение стратегии  управления инновациями состоит  в нахождении целей, сфер и путей  плодотворного введения новейших работ  и производственных систем, развития уже имеющихся изделий и установок, исходя из сегодняшних и планируемых на будущее требований эффективного развития организации. Стратегия управления инновациями изделий существует для того, чтобы специалисты могли назначать целевую ориентацию и главные направления деятельности.

Основную роль в управлении инновациями представляет выбор  стратегии поведения организации  в целом. Существует четыре главных  направления на предприятии: активно  наступательная, умеренно наступательная, оборонительная, остаточная стратегии.

1. Активно наступательная стратегия представляет собой установку цели стать первой организацией в сфере инноваций на данном участке определенной области. Часто даже большие и сильные организации не рискуют пользоваться ею в некоторых видах производства. Обычно, она используется только для одного либо нескольких раздельных видов производства, где есть нормальные условия для воплощения этой стратегии.

Активно наступательная стратегия  очень "амбициозна", замысловата  в смысле получения и попытке  сохранить завоеванные позиции, связана с большим риском. Стратегия возможно оправдает себя в случае выбора соответствующей эффективной области производства, где организация сосредоточивают свои возможности. Верный выбор участка деятельности  позволяет стратегически запланировать "фронтальное наступление" с новейшей продукцией и в узкой сфере перейти барьер больших издержек для реализации инноваций. В этой узкой сфере в течение небольшого  промежутка времени (около 2, 3 лет) нужно превосходить, пытаться удержать первые места. Во время, когда организации- конкуренты уже делают все, чтобы овладеть большим количеством  потребителей указанных товаров и услуг, нужно присмотреться к совершенно другим возможным инновациям.

2. Умеренно наступательная  стратегия гарантирует позиции  "второго самого лучшего производителя", в каких-то случаях следующего непосредственно за первой фирмой. Как правило, ее используют сильные и большие организации, но только в нескольких видах деятельности, хотя их круг, часто, немного больше, чем при применении активно наступательной стратегии.

Проведение даже умеренно наступательной стратегии стоит  дорого. Стратегия мудрена со стороны  управления, так как нужно непрерывно держаться на втором месте в числе  конкурентов за первое место, проводить  результативную инновационную политику. Изучения и разработки на данной организации должны проводится независимо и на высшем уровне.

Главной целью умеренно наступательной стратегии является "безопасная торговая политика". Организация всегда пытается не допускать  высокого риска, которому подвержен главный инноватор и вероятных трудностей во время приспособления в производстве новейшей продукции с хорошими инновационными качествами. Умеренно наступательная стратегия обычно предназначена для большой аудитории потребителей ,  активно наступательная стратегия ,напротив, предназначена на гарантии высокой рентабельности на рынках самых передовых потребителей, для которых возможна оплата сложных инноваций.

Л. Водачек дает пример частого применения умеренно наступательной стратегии фирмой ИБМ в сфере производства данных элементов вычислительной техники. Полагается, что в исследованиях она не будет отстающей от фирм, применяемых активно наступательную стратегию. Иногда ИБМ опережает некоторых конкурентов. Но в серийном текущем производстве она специально удерживает какое-то временное запаздывание и в конечном итоге появляется шанс разобраться о ходе конкуренции, мнениях потребителей, позаботиться о подготовке хорошего эксплуатационного оборудования у большинства потребителей.

3. Оборонительная стратегия предназначена для удержания позиций среднего предприятия. Предприятие, применяющее оборонительную стратегию, как правило, в какой-то степени экономит на исследованиях и разработках, в каких-то случаях - и на остальных издержках, которые связаны с захватом и сохранением первых позиций в инновационной деятельности. Оно использует возможность заимствовать опыт и результаты предприятий, главенствующих в данной инновационной области. В целом, целенаправленно снижаются издержки на овладение продукции в производстве.

Использование оборонительной стратегии часто дает  производителю  немного возможностей удержаться на рынке, где производители с наступательной стратегией могут без каких- либо сложностей и дискриминации продавать  свою продукцию. Даже если производитель и попытается проникнуть на такой рынок, ему необходимо знать о сравнительно низкой прибыли.

Величина прибыли находиться в зависимости от того, как оперативно он распорядиться  "оставшимися" возможностями сбыта либо какими- либо другими выгодами, предоставляемыми, например, определенной областью сбыта . Отдельные организации весьма неплохо используют эту стратегию в условиях монополии на внутреннем рынке, находящемся под контролем государственного протекционизма.

4. Смысл остаточной стратегии состоит в стремлении "прижиться на уже освоенном рынке" со средними или уже устаревшими в инновационном отношении изделиями. Часто ею пользуются на том этапе, когда из конкуренции в данной области или на данном участке инновационной деятельности выбывает главный производитель. Нередко, главным образом, для мелких предприятий, бывает плодотворно пользоваться остаточным спросом, не интересный уже крупным производителям. Для этого нужны минимальные издержки на исследования и на то, чтобы позаимствовать у других уже изученные достижения.


Использование остаточной стратегии (например, выброс отечественных  изделий на иностранные рынки) во многих случаях не является таким  уж простым делом. Недооценка конкуренции  или неправильное решение о запасе времени (забегание вперед или слишком длительное отставание) могут в итоге привести к убытку при сбыте. В каждом отдельном случае применение остаточной стратегии ограничено временными рамками и предполагает относительно высокую гибкость в области сбыта. Например, быстрая переориентация на производство запасных частей для уже освоенного ассортимента продукции другой фирмы или работа c так называемым консервативным потребителем.

Информация о работе Основы инновационного менеджиента