Понятие, роль, цели, задачи Инновационного мененджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:38, курс лекций

Краткое описание

Тенденция сокращения численности работников не преодолена до настоящего времени. Престиж научной деятельности все еще низок, намного сократился приток молодежи в науку. Достаточно очевидно начали прослеживаться тенденции старения научных кадров и, прежде всего высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Число кандидатов наук медленно падает, число докторов наук в последние годы сохраняется приблизительно постоянным.

Вложенные файлы: 1 файл

IGS_ak_innovmng.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Обычная практика разработки и внедрения  крупных, системных нововведений состоит в том, что их инициатором является либо первое лицо, либо весь высший управленческий персонал фирмы. При этом обычный  алгоритм предполагает сначала выработку стратегии преобразований, затем внедрение новых системных решений и в конце – обучение персонала работе в новых условиях. Часто последний этап не реализуется, и работники вынуждены приспосабливаться к новым условиям путем проб и ошибок.

Наиболее частое заблуждение инициаторов состоит в том, что они надеются на здравомыслие всех вовлеченных в преобразования. Однако практика показывает, что существенные изменения в системе управления предприятием всегда наталкиваются на явное или скрытое сопротивление персонала, причем не после его внедрения, а с момента провозглашения идеи о необходимости коренных преобразований и далее на каждом этапе. Т.о., это явление не случайное, а объективное.

Итак, сопротивление – сложное поведение людей (работников предприятия), приводящее к явному или скрытому противодействию коренным изменениям в системе управления.

При этом форма их может быть самая  разнообразная. Так, в процессе разработки нововведений имеют место:

Отсрочки начала процесса изменений  под любыми «благовидными» предлогами («начнем новую жизнь со следующего понедельника»);

«неожиданные препятствия и  различные трудности, которые требуют  пересмотра самой идеи преобразований, либо увеличивают затраты по сравнению с запланированными или располагаемыми («терпенье и труд все перетрут»);

попытки саботировать изменения или  «утопить» их в потоке других первоочередных дел («чего шеф не знает, от того и страдает»).

После завершения преобразований сопротивление может проявляться в виде:

Отставания фактических результатов  от запланированных;

Попытки отнесения полученных эффектов за счет «доперестроечных» усилий;

Внедрения мнения, что новое –  это старое, но только другими словами (на этой основе – возврат к прежнему);

Предложения «еще больше увеличить» эффект нововведений за счет подключения к новой системе элементов старой.

Источники сопротивления  нововведениям:

  • 1-й и главный – отдельные лица, а также группы работников (их совместные действия). Известно, что человек противодействует новому тогда, когда он не чувствует себя в безопасности:
    • вынужден принимать рискованные решения, что противоречит его натуре и не соответствует его прошлому опыту;
    • чувствует, что в результате нововведений он может оказаться лишним или потеряет прежний статус;
    • не способен выполнять новую роль, отведенную ему в новой системе отношений;
    • не желает (не способен) обучаться новому и подстраивать свое поведение под изменившиеся линии взаимодействия в процессе работы.

Особенно это касается руководителей (опасаются уменьшения зарплаты, ограничения  контроля над ресурсами, сужения личного влияния на процесс принятия управленческих решений, сокращения властных функций).

  • 2-й источник – само предприятие как система (это социально – экономическая система, состоящая из сложившихся подразделений, которые могут разрушиться, к тому же любая система стремится к самосохранению и самовоспроизводству, т.е. сохранить свои характеристики).

8.2. Управление сопротивлением

Используются специальные приемы, позволяющие предвидеть, ослабить и  держать под контролем сопротивление  изменениям. Общая их идея  - в целенаправленном поэтапном создании «стартовой площадки» для нововведений, т.е. процесса изучения действующих в ходе преобразований сил (факторов) и формирования положительного потенциала из сторонников реформирования, способных довести его до конца.

1-й шаг : предварительная диагностика внешней и внутренней среды (единовременное изменение или по этапам, и др.).

2-й шаг: прогнозирование поведения отдельных работников (особенно руководителей) и групп с точки зрения поддержки или сопротивления нововведениям.

3-й шаг: принятие мер по устранению излишнего сопротивления.

3-й шаг: планирование преобразований.

8.3. Методы управления сопротивлением инновациям

  1. принудительный (требует больших затрат и нежелателен в социальном аспекте – конфликты);
  2. метод адаптивных изменений (его лозунг: «Москва не сразу строилась»);
  3. управление кризисной ситуацией (экстренные непопулярные меры);
  4. метод управления сопротивлением – промежуточное положение между принудительным и адаптивным, когда есть время и ресурсы.

Сравнение методов  управления сопротивлением инновациям

Таблица

Метод

Условия применения

Преимущества

Недостатки

Принудительный

Лимит времени для  реформирования

Быстрота изменений

Сильное сопротивление

Адаптивный

Отсутствие срочности

Слабое сопротивление

Медленное и неупорядоченное реформирование

Кризисный

Угроза существованию предприятия

Слабое сопротивление, а на начальных этапах - поддержка

Жесткий дефицит времени  и риск неудачи

Управление сопротивлением

Средняя срочность или  циклическое реформирование

Регулируемое сопротивление и подгонка к нужному моменту

Сложность планирования и реализации


 

Выбор конкретного метода осуществления  изменений зависит от многих факторов, например, от принятого стиля управления на предприятии, организационной культуры, уровня компетентности руководителя, подготовки персонала и т.д.

Алгоритм подбора эффективного в конкретных условиях метода:

  1. проанализируйте скорость нарастания изменений во внешней среде предприятия и рассчитайте время (ti), оставшееся для принятия мер по реформированию системы управления предприятием.
  2. проведите анализ силы воздействия инициаторов нововведений (Р) и возможной силы сопротивления (R) оппозиции.
  3. Рассчитайте время (tc), необходимое для разработки и внедрения мер по реформированию системы, а также время ( ta), потребное для получения первых положительных результатов нововведений.
  4. Выбираем метод проведения изменений по правилам:

- если      ti > tc + ta, и       P < R, то адаптивный метод;

- если     ta > ti > tc и      P >= R, то метод управления сопротивлением

- если    ti = tc          и       P >  R, то принудительный метод

ti < tc

8.4. Внедрение организационных и управленческих инноваций

Оно проходит несколько этапов:

1 – создание стартовой площадки (диагностика масштабов нововведений  и уровня их срочности; анализ  возможного поведения персонала,  имеющихся методов снижения сопротивления; разработка планов реализации принятых на этом этапе решений);

2 – планирование внедрения изменений  (либо традиционно, либо модульно – поэтапно);

3 – нормативное обеспечение  внедрения новой системы управления;

4 – адаптация персонала к  нововведениям.

8.5. Нормативное обеспечение инноваций.

Центральная задача предприятия в  период нововведений – смягчение  трудностей путём целенаправленной работы с персоналом (общей и индивидуальной) и придание этому процессу и самим новым условиям работы чётко регламентированного административного характера.

Инструментом решения этой задачи является разработка, доведение до исполнителей и тщательный контроль исполнения ряда внутренних нормативных документов:

Приказа о разработке и внедрении  новой организационной структуры управления;

Комплекта положений о подразделениях;

Положения о внутрипроизводственном планировании;

Методики разработки регулярного  бизнес – плана предприятия;

Положения о системе оплаты труда  в новых условиях;

Комплекта контрактов с ведущими руководителями и специалистами;

Положения о внутреннем документообороте.

Комплексная подготовка производства представляет собой совокупность целеустремленных технических, организационных, экономических, социальных и экологических мероприятий по конструированию новых и модернизации выпускаемых машин, механизмов;  проектированию технологии их изготовления; организации производства и повышения технического уровня. Она обеспечивает неразрывность информационного процесса на основе конструкторско-технологической документации (чертежей, спецификаций и технологии изделия),  разработанной на этапах конструкторской и технологической  подготовки и согласованной с документами, разрабатываемыми на всех других подэтапах.

При техническом прогрессе, с одной  стороны, происходит быстрейшая смена устаревших изделий новыми, более современными, с другой -  на подготовку производства нового изделия затрачивается больше времени и труда, чем на изготовление изделия.

Комплексное планирование всех этапов подготовки производства нового изделия должно начинаться с конструкторских работ и заканчиваться выпуском и отработкой его первых опытных образцов. При этом должны устанавливаться сроки на выпуск чертежей изделия, разработку и оснащение техпроцессов,  окончательные сроки внедрения и затраты труда на отдельные этапы в процессе подготовки.

Опытные образцы новых изделий  должны изготавливаться в условиях, близких к условиям будущего массового их производства.

Комплексное планирование и руководство  работами по подготовке производства нового изделия должны осуществляться централизованной заводской службой планирования подготовки производства с подчинением ее непосредственно главному инженеру или его заместителю.

В конструкторской  подготовке производства выделяются два направления работ:

  1. разработка новых и модернизация освоенных изделий и оформление технической документации в соответствии с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) – комплекса ГОСТ, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на предприятии.

2) Приемка технической документации  от сторонних организаций –  разработчиков и доработка ее применительно к условиям конкретного предприятия по требованиям технологических служб.

Технологическая подготовка производства начинается с проверки чертежей отдельных деталей и сборочных единиц в обеспечении их максимальной технологичности и заключается в проектировании рациональных и прогрессивных способов изготовления изделий, обеспечении прямоточности технологических маршрутов при максимальном использовании оборудования и производственных площадей в   соответствии с Единой системой технологической документации (ЕСТД)   - комплекса ГОСТ и руководящих нормативных документов, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения технологической документации, разрабатываемой и применяемой при изготовлении и ремонте изделий на предприятии.

Организационная подготовка производства включает планировку размещения (планировку) и расчет загрузки оборудования, планировку рабочих мест и потребности в рабочей силе, расчет нормативов движения производства,  и другие расчеты, необходимые для проектирования нового производства.

Экономическая подготовка производства – комплекс работ, связанный с расчетом и обоснованием планово-экономических показателей по вновь осваиваемым изделиям, разработкой и реализацией финансово-кредитных мероприятий, таких, как: расчеты издержек производства и обоснование выпуска новых изделий; разработка экономических нормативов на новые изделия; разработка и реализация сметы затрат на новые изделия; расчеты, связанные с финансированием поставок сырья, материалов, оборудования, комплектующих изделий; определение оптимальных размеров оборотных средств, показателей по труду и заработной плате, расходов на подготовку и повышение квалификации кадров в связи с освоением и выпуском новых изделий.

 Социальная подготовка производства  обеспечивает необходимый уровень развития социальной структуры коллектива: мероприятия по совершенствованию профессионально-образовательной и возрастной структуры контингента специалистов, условий их труда и бытового обслуживания, отношений между членами коллектива.

Экологическая подготовка производства  предусматривает разработку мероприятий по созданию нормальных условий работы и защите персонала, предотвращению вредного воздействия внешних и внутренних возмущений окружающей среды, вызываемого технологией производства, предотвращению загрязнения природы промышленными отходами и т.д. .

Новый  принцип  бизнеса  гласит:  делать  продукцию  качественно – наилучший способ делать  ее  быстрее  и  дешевле. Резкий   рост  требований  к качеству  вызван  появлением  и  быстрым  распространением  новейших  полупроводниковых технологий, информационных  технологий  и  технологий  коммуникаций.

Информация о работе Понятие, роль, цели, задачи Инновационного мененджмента