Понятие, роль, цели, задачи Инновационного мененджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:38, курс лекций

Краткое описание

Тенденция сокращения численности работников не преодолена до настоящего времени. Престиж научной деятельности все еще низок, намного сократился приток молодежи в науку. Достаточно очевидно начали прослеживаться тенденции старения научных кадров и, прежде всего высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Число кандидатов наук медленно падает, число докторов наук в последние годы сохраняется приблизительно постоянным.

Вложенные файлы: 1 файл

IGS_ak_innovmng.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)


Концепция. Лидер разрабатывает и выдвигает концепцию радикального развития организации, опираясь на возможности предприятия и потенциал его сотрудников, на глубокое знание и предвидение состояния внешней среды.

Структурная основа проекта. Лидеры уделяют преобразованию структуры самое пристальное внимание как залогу успеха.

Команда. Подбираются соответствующие руководители, исключительно по деловым признакам и умению работать в команде.

Полномочия. Команде предоставляются самые широкие полномочия по решению вопросов в части и применяемых методов, и использования ресурсов. Тем самым реально повышается мобильность и ответственность руководителей.

Стратегический маркетинг: сегментация рынка, позиционирование товара. Руководители проектов определяют, какую продукцию и какого качества, каким потребителям они будут предлагать.

В силу ограниченности ресурсов, прежде всего инвестиций, и времени проводится ранжирование стратегических задач по установленным приоритетам в области потребления ресурсов и очередности решения.

Выход из кризиса и завоевание рынка  в долгосрочной перспективе возможно только через высокое качество работ: в системе разработки и реализации проектов главное — не допускать ошибок с первого раза (переход на принципы бездефектной работы).

Проектное управление эффективно лишь при переходе к стратегическому партнерству с поставщиками, соисполнителями, потребностями.

Сжатие процесса во времени: параллельно-итерационный (перекрестный) метод выполнения работ. Параллельное выполнение работ сокращает цикл, но и этого мало. Требуется координация и совместная работа уже на подэтапах и отдельных работах, т. е. связь каждого исполнителя с каждым, многократной увязки решений исполнителей.

На этапе реализации продуктов  проекта необходимы операционный маркетинг (подготовка продукта к рынку; сервис и поддержка) и операционная инноватика (работа с текущими разработками и проведение усовершенствований).

3.4. Соотношение проектного и программно-целевого управления

В отечественной  практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Однако следует учесть некоторые особенности ее применения:

на государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает  лишь как элемент программы определенного  уровня и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня;  

на предприятии каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство РБ использует программные  методы управления. В их основе — система программ и проектов. Программы будут основой проводимой государством бюджетной политики, которая станет ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют республиканские, президентские, региональные, отраслевые и  объектные целевые комплексные программы (ЦКП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности  задач может присваиваться статус республиканских.

В качестве главных тенденций развития управления проектами (УП) можно  выделить следующие:

1) переход от реализации традиционных инвестиционных проектов к управлению почти всеми типами задач (включая уникальные);

3) переход от создания узкоспециализированных, национальных проектных «команд» к межнациональной кооперации в области УП;

4) переход от управления каждым  индивидуальным проектом к работе над ним как элементом в сети проектов;

5) переход от концентрации внимания  на отдельных параметрах (качестве управления, сроках, ресурсах и т. д.),  к комплексному рассмотрению всех проектных характеристик с учетом окружающей среды;

6) переход от взгляда на УП  как на задачу только его  руководителя к пониманию роли всех заинтересованных в реализации проекта лиц.


 

ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА  

4.1. Организационные формы инновационной деятельности

Инновационный процесс охватывает много участников и заинтересованных организаций. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют свои цели и учреждают свои структуры для их достижения.

В развитых корпорационных структурах их формирование происходит на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемом фирменным уровнем) и уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающем другие организации, которые управляются специальной холдинговой компанией. Все это приводит к созданию различных инновационных организационных форм.

У крупных и мелких организаций  разная инновационная активность, что  соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, «выращивая» их руководителей в специальных «инкубаторных программах». Такие организации имеют организационную форму «фирмы-инкубатора». Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме франчайзинга или лизинга. Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций, различного рода научно-промышленных центров.

В силу рискованности инновационных  проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы создателей новаций — рисковых инновационных фирм. Программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительные сроки, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов. Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий.

4.2 Формирование  инновационных подразделений.

Бригадное новаторство  и временные творческие коллективы — необходимый элемент организации инновационного процесса. Разработчики, которым удастся добиться успеха в условиях завтрашнего дня, должны быть одновременно и исследователями рыночной конъюнктуры. Одной компетентности в технических вопросах недостаточно. Трудности создания нового и неопределенность возможностей на глобальном уровне в сочетании с растущей сложностью техники и технологии приводят к бригадному методу работы: на успех в этих условиях может надеяться лишь новаторская и умелая бригада, каждый член которой знаком с основами смежных дисциплин.

Бутлегерство — подпольное, контрабандное изобретательство, тайная работа над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работников. С этой целью руководство компании «ЗМ», например, разрешает 5 тыс. ученых до 15% своего рабочего времени использовать для работы над неутвержденными (незапланированными) проектами. Этот подход активно используют многие американские фирмы, в том числе "Дженерал электрик».

Рисковые подразделения  компаний создаются крупными корпорациями в целях освоения новейших технологий и представляют собой небольшие автономно управляемые специализированные производства. Принципиальное значение имеет тот факт, что средства для их создания выделяются имеющими собственный бюджет корпоративными подразделениями так называемого рискового финансирования.

4.3. Формы малого инновационного предпринимательства

Инновационная активность малых предприятий  — это способ их существования, в то время как инновационная активность крупных предприятий есть всего лишь фаза развития, стадия их жизненного никла. Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией «инкубаторных программ» «фирм-инкубаторов».

Новые фирмы в рамках старых компаний — прогрессивный элемент образования молодых компаний: корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала, или самим привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других  фирм. Обычный способ организации молодых компаний таков: материнская компания берет на себя все финансовые вопросы и становится владельцем по меньшей мере 80% новой фирмы (остальное — в руках сотрудников-основателей). Некоторые фирмы, организовавшие внутри своей структуры новую компанию, делают ее своей 100%-ной собственностью, а  сотрудники — основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене.

Венчурные фирмы —рискофирмы представляют собой предприятие, создаваемое для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском. Руководитель  этого предприятия должен быть компетентен не только в научно-технической сфере, но и в области производства и реализации продукции. Исходя из зарубежного опыта, под «фирмой-инкубатором» понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. Многие фирмы-инкубаторы существуют при финансовой поддержке местных и республиканских организаций. Они создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям (арендаторам) за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Существуют фирмы-инкубаторы трех типов.

Первый тип — бесприбыльные. Они самые многочисленные. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов от 15 до 50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.

Фирмы-инкубаторы второго типа — прибыльные. Это частные организации. В отличие от бесприбыльных, фирмы-инкубаторы второго типа, как правилo, не предоставляют сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те услуги, которыми арендатор фактически воспользовался.

Инкубаторы третьего типа формируются как филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможности пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.

Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Создание фирм-инкубаторов является нетрадиционным методом организации нововведенческого процесса.

Бизнес-инкубаторы в  Беларуси . При их создании проводился анализ ситуации в регионах, распространялась информация о целях и задачах создания бизнес-инкубатора, организовывалось взаимодействие заинтересованных государственных, общественных и коммерческих структур, положено начало банку информации об организационных, технологических, кадровых и методологических ресурсах.

Как показывает мировой  опыт, малый и средний научно-инновационный  бизнес наиболее гибок и восприимчив к нововведениям (по некоторым данным в малых фирмах внедрение новаций более чем в 20 раз превышает показатель крупных фирм).  Это неоспоримый факт.

Малые научно-инновационные предприятия, как правило, специализируются на разработке и выработке перспективной и конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках наукоемкой продукции, которая реализует результаты исследований, выполненных в учреждениях  НАН РБ.

В настоящее время инновационная  предпринимательская деятельность в Республике Беларусь представлена в следующих формах:

В зависимости  от характера сочетания науки  и производства малые инновационные предприятия (МИП) бывают:

- МИП научно-технического назначения – разрабатывают новые технологии, продукты;

- МИП производственного назначения – осваивают производство новых изделий, применяют новые технологические процессы;

- МИП научно-производственного назначения – осуществляют весь инновационный цикл от разработки до сервисного обслуживания изделий   (внедрений);

  • специализированные МИП – ориентированные на выпуск узкого круга продукции или оказание ограниченного перечня услуг;
  • многопрофильные МИП – работающие в нескольких направлениях одновременно.

В современных условиях одной из задач, решение которой способствовало бы активизации деятельности субъектов инновационного предпринимательства, является упрощение и прозрачность процедуры регистрации предприятий и лицензирования видов деятельности. В республике ведется работа по формированию инновационной инфраструктуры (рис. 4.1), что позволяет комплексно решать вопросы организации информационно-консультативных услуг и технической помощи инновационным предприятиям.

Эта инфраструктура многоступенчата  и значительное место в ней занимают центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и технопарки. Если о центрах поддержки предпринимательства можно сказать, что в республике создана сеть таких центров, то создание бизнес-инкубаторов и технопарков только начинается. В настоящее время в РБ насчитывается 6 инкубаторов малого предпринимательства: в Минске, Могилеве, Молодечно, Мозыре, Лиде и Гомеле.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4.1 - Формирование инновационной  инфраструктуры в Республике Беларусь

Информация о работе Понятие, роль, цели, задачи Инновационного мененджмента