Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении научно-обоснованных методов антикризисного управления предприятием на основе инновационного развития.
Достижение поставленной цели работы включает решение следующих задач:
- рассмотрение антикризисных инноваций и механизмов повышения антикризисной устойчивости;
- проанализировать процесс формирования инновационного потенциала предприятий, его роль в антикризисном управлении;
- рассмотреть формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса;
- рассмотреть инновационные процессы при реструктуризации
Введение
1. Теоретические предпосылки антикризисного инновационного управления предприятием
1.1 Антикризисные инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости
1.2 Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении
1.3 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
2. Проектирование инновационных процессов предприятия (на примере концерна «Фасонное литье»)
2.1 Инновационные процессы при реструктуризации
2.2 Формирование амортизационного фонда для реализации инновационных процессов в технологических системах
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Теоретические предпосылки антикризисного инновационного управления предприятием
1.1 Антикризисные инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости
1.2 Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении
1.3 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
2. Проектирование инновационных
процессов предприятия (на
2.1 Инновационные процессы при реструктуризации
2.2 Формирование амортизационного
фонда для реализации
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях современного рынка система, недооценивающая роль инновационного потенциала, сталкивается с ослаблением своих позиций на рынках, потерей потребителей и снижением размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации и приводит к краху всей системы. Необходимо отметить, что часть вышеперечисленных "симптомов" также применима и к государственному сектору, который, по своей природе, является поставщиком специфических услуг для особенного потребителя – общества в целом. Таким образом, развитие инновационного сектора является одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях стремления общества и государства выйти на качественно новый уровень развития.
На данном этапе развития
российской экономики можно наблюдать
инновационный кризис, проявляющийся
в резком снижении управляемости
процесса создания и внедрения новшеств,
в отсутствии источников финансирования,
в свертывании деятельности исследовательских
организаций. С учетом этого поиск
возможных решений проблем
Устойчивое развитие предприятий,
как показывает опыт эффективных
предприятий, обеспечивается на основе
сбалансированного фронта инноваций:
продуктовых, технологических, организационно-управленческих.
Инновационная деятельность является
одним из мероприятий по выведению
предприятия из кризиса и в
большей степени, чем другие направления
предпринимательской
Долговременное и устойчивое развитие предприятий является одной из основных проблем рыночной экономики. Изменения в рыночной среде требуют создания адекватного механизма управления, с помощью которого можно повысить эффективность производства. Для этого необходима многогранная система мер антикризисного управления предприятием. Одним из ключевых механизмов такого управления является инновационное развитие.
Для адаптации к изменениям
рыночной конъюнктуры необходима непрерывная
реализация продуктовых и технологических
инноваций. Эта задача реализуется
путем изменения активов
Сегодня, на этапе инновационного развития, многие предприятия реализуют антикризисное управление на основе реструктуризации. Для этой цели организации выделяют непрофильные активы и преобразуются в концерны и холдинги, позволяющие более гибко реагировать и адаптироваться к динамике изменения рынка, видов и разнообразия потребительских свойств продукции.
Исследования показали, что ещё не нашли должной проработки подходы и методы формирования инновационных проектов и программ антикризисного управления организацией путём её реструктуризации по технологическим системам (переделам). Отсутствуют методы оценки предельно необходимых инвестиций в освоение технологических инноваций и дохода по переделам. Недостаточно проработаны методы проектирования амортизационных технологий, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство технологических систем предприятий на основе инноваций.
В этой связи тема курсовой работы, посвящённая рассмотрению антикризисного управления предприятием на основе инноваций, является актуальной.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении научно-обоснованных методов антикризисного управления предприятием на основе инновационного развития.
Достижение поставленной цели работы включает решение следующих задач:
- рассмотрение антикризисных
инноваций и механизмов
- проанализировать процесс
формирования инновационного
- рассмотреть формирование
инновационных инфраструктур
- рассмотреть инновационные процессы при реструктуризации
- проанализировать формирование
амортизационного фонда для
Объектом исследования являются предприятия, находящиеся в процессе антикризисного управления.
Предметом исследования являются методы антикризисного управления организацией путём освоения инноваций.
Методология и теоретическая
база исследования. Теоретической основой
при написании курсовой работы являются
современная экономическая
Для обоснования предложенных подходов и решения поставленных задач использовались работы, в которых исследовались теоретические и практические аспекты развития инвестиционной сферы экономики и оценочной деятельности основных фондов предприятий. В частности: Абрамова С.А., Беляева А.А., Бендикова М.А., Гариной Е.П., Колокольникова О. Г., Мильнера Б.З., Ланкина В.Е., Шичкова А.Н. и др.
1 Теоретические предпосылки антикризисного инновационного управления предприятием
1.1 Антикризисные
инновации и механизмы
Необходимым элементом антикризисного управления являются инновации. Существует широкий спектр инноваций, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют инновации процессные, изменяющие все процессы функционирования организации, инновации продуктовые, определяющие материальный результат управления, и инновации реорганизационные, связанные с перераспределением ресурсов (их иногда называют аллокационными инновациями).
Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.
Процессные инновации антикризисного управления включают следующие нововведения.
Нововведения в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр).
Нововведения в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические инновации).
Нововведения в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.).
Технологические нововведения в процессах производства продукта, услуги и др.
Организационные нововведения в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и т.д.
Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, экономию времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли.
Особенностями процессных инноваций являются краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.
Продуктовые инновации заключаются
в выборе и освоении новых видов
продуктов и услуг, для чего необходимо
разработать новые технологии или
приобрести какие-либо новые технические
решения и права на их реализацию.
Это можно сделать путем
При разработке продуктовых
инноваций в процессах
Диапазон выбора новых товаров и услуг определяется следующими видами продуктовых инноваций:
- товары и услуги, не
новые для предприятия, но
- товары и услуги, не
новые для предприятия, но
- товары и услуги, новые для предприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка;
- товары и услуги, новые как для предприятия, так и для рынка, требующие освоения не только производства, но и создания рынка.
Возможна классификация
продуктовых инноваций не только
по критериям новизны для
По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие инновации:
- продуктовые инновации с длительным жизненным циклом;
- продуктовые инновации с коротким жизненным Циклом;
- инновации в продуктах
и услугах, требующих
- капиталоемкие продуктовые инновации;
- не капиталоемкие продуктовые инновации;
- инновации с коротким сроком окупаемости;
- инновации с длительным сроком окупаемости.
Эти виды инноваций, как правило, существуют в определенном сочетании своих типологических свойств. Такое сочетание играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.
Продуктовые инновации играют решающую роль в реализации антикризисного управления.
Аллокационные инновации состоят, как правило, в реконструкции основных факторов функционирования предприятия.
Они включают:
- реорганизацию предприятия
в различных факторах его
- перераспределение или реструктуризацию материальных и нематериальных ресурсов;
- перераспределение
Аллокационные инновации непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех инновационных проектов продуктового типа, всех инноваций увеличения продаж и снижения себестоимости.
В то же время аллокационные инновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят подчас весьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.
Если оценить различные виды инноваций по их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций, то можно их ранжировать следующим образом. Наиболее доступными и оперативными являются процессные новшества. Продуктовые инновации выступают среднесрочными и среднекапиталоемкими. Самыми долгосрочными и дорогостоящими являются аллокационные инновации. По вероятности рисков в осуществлении инноваций их расположение остается таким же.
Во всей совокупности инноваций всегда существуют ведущие и системообразующие. Аллокационные инновации в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.
Технологическую схему антикризисного управления визуально можно представить в виде восьми фаз[1].
Фаза 1. Создание специализированной рабочей группы. Она может состоять из персонала организации и из работников, приглашенных со стороны лишь на время возможной или реальной кризисной ситуации. Специалисты должны знать прогнозирование, конфликтологию, теорию кризисов, исследование систем управления, макроэкономику, микроэкономику, разработку управленческих решений и т. д. Руководители должны владеть искусством управления в условиях кризиса и практическими навыками эффективного управления в условиях риска и неопределенности, обладать специальными знаниями по антикризисному менеджменту, понимать специфику кризисного предприятия, специфику управления финансами, технологиями, персоналом, информационными потоками и пр. Группа может быть выделена в отдельное подразделение в организационной структуре предприятия.