Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 07:37, курсовая работа
Инновация возникает как ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окружающей среде общества, так и в самом человеке. Следует подчеркнуть, что отношение личности к инновациям активно влияет на успех становления и принятия общественных и культурных изменений.
В данной работе на основании различных литературных источников мы должны раскрыть сущность психологических аспектов нововведений.
Цель данной курсовой – определение психологических проблем организации нововведений и пути их преодоления.
Введение
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие люди пытались решить ее но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
Психологические проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества.
Инновация возникает как ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окружающей среде общества, так и в самом человеке. Следует подчеркнуть, что отношение личности к инновациям активно влияет на успех становления и принятия общественных и культурных изменений.
В данной работе на основании различных литературных источников мы должны раскрыть сущность психологических аспектов нововведений.
Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью организаций в нововведениях, в условиях конкуренции.
Объектом исследования является ООО «Белая Лилия»
Предметом исследования служит организация инновационного процесса на предприятии.
Цель данной курсовой – определение психологических проблем организации нововведений и пути их преодоления.
1 Психологические требования
к менеджеру в условиях
1.1 Менеджер и инновационный процесс
Многие этапы в жизни
каждой из зарождающихся, активно функционирующих
и заканчивающих свое существование
организаций связаны с
Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации, которые мы называем внутренними взаимосвязанными переменными, и именно они являются предметом внимания психолога, работающего в области внедрения нововведений в различных организациях.
Инновация – это процесс
внедрения нового в различные
сферы организационной и
Что же такое «инновация»,
или «нововведение» Это процесс
качественного изменения чего-
Любое нововведение имеет
как технические, так и психологические
последствия, и стоит без сомнения
согласиться с Р.Л. Кричевским в
том, что «традиционно нововведения
принято рассматривать как
Менеджеры современных российских предприятий, несомненно, являются центральным звеном и основной движущей силой инновационного процесса. Именно их деятельность затрагивает все этапы инновационного менеджмента, начиная от разработки новаторской идеи до осуществления контроля за ходом коммерциализации. Именно поэтому в современных условиях претерпевает серьезные изменения система требований, предъявляемых к менеджерам различных звеньев управления, а также появляется острая необходимость разработки и совершенствования инновационной программы менеджера – совокупности рациональных действий и управленческих решений, направленных на нейтрализацию сопротивления инновациям со стороны коллектива и повышение эффективности управления процессами разработки и внедрения инноваций на предприятии.
При анализе ситуации, складывающейся на предприятии, менеджеру необходимо выделить движущие силы, т.е. силы, вызывающие и способствующие изменению, и сдерживающие силы, действие которых направленно против нововведения. Если движущие и сдерживающие силы равны, то ничего не происходит. Чтобы нарушить равновесие в пользу изменения, менеджеру необходимо усилить движущие силы и ослабить сдерживающие. Для этого, прежде всего, полезно выявить потенциал для изменения, т.е. потенциальные силы, которые способны стать движущими силами изменения, но в настоящее время еще не действуют. Пробудить этот потенциал – задача менеджера.
1.2 Роль психологических
факторов в деятельности
Менеджер – профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие:
1. Желание и интерес
человека заниматься
2. Умение работать с
людьми, умение общаться, взаимодействовать,
убеждать, влиять на людей (
3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
4. Оптимальное сочетание
рискованности и
5. Способность предвидеть
будущее развитие событий,
6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества.
Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
1. Доминантность – умение влиять на подчиненных.
2. Уверенность в себе.
3. Эмоциональная
4. Креативность, способность
к творческому решению задач,
высокий практический
5. Стремление к достижению
и предприимчивость, способность
пойти на риск (разумный, а не
авантюрный, готовность брать на
себя ответственность в
6. Ответственность и надежность
в выполнении заданий,
7. Независимость,
8. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.
9. Общительность, умение общаться, взаимодействовать . с людьми. .
Менеджеру требуются:
• способность управлять собой,
• разумные личные цели,
• четкие личные ценности,
• упор на постоянный личный рост и самосовершенствование,
• навык системного решения проблем,
• изобретательность и способность к инновациям,
• высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми,
• знание современных управленческих подходов,
• способность руководить,
• умение обучать и развивать подчиненных,
• умение формировать эффективные рабочие группы.
Наибольшее значение с практической и теоретической точек зрения имеют правила и требования, соблюдение которых является основой эффективного коммуникативного поведения руководителя. Неэффективные коммуникации – одна из главных причин плохого руководства.
Сфера коммуникативного поведения
руководителя подразделяется на несколько
основных видов: параллельные коммуникации,
сопровождающие выполнение других функций
и задач; беседы и переговоры; организация
и проведение деловых совещаний;
публичные выступления
Основные требования предъявляются к общей культуре речи. Важнейшее среди них – соблюдение лингвистических норм.
Неотъемлемый компонент культуры речи – информационная насыщенность сообщения, которое должно быть предварительно сформулировано в идеальном плане, а затем в вербальном. Эффективность коммуникации заключается в лаконичности и структурной простоте построения фраз.
Ошибки речи – отсутствие эмоциональной окраски и ее гипертрофирование; необходима гармония содержания высказывания и меры его эмоциональной насыщенности. Такое же требование предъявляется к сочетанию вербальных и невербальных средств коммуникации.
Коммуникации необходимо строить с учетом их целевой направленности; по содержанию они должны соответствовать той задаче, для которой осуществляются.
2 Психологические методы управления
Психологические методы используемые руководителями предприятий играют важную роль в работе с персоналом. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Следовательно цель психологических методов – создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышение степени удовлетворенности процессом труда на предприятии. Объектом психических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом – руководитель.
Цель социально-
Цель социологических методов – управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.
1. Методы управления отдельными
групповыми явлениями и
2. Методы управления
Информация о работе Психологические проблемы организации инновационного процесса