Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 21:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: определить роль предпринимательства в экономическом развитии России и исследовать перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимоорешить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность предпринимательства (малого бизнеса), его характерные черты, цели, формы организации, показать критерии2отнесения предпринимательских структур к малым, средним, крупным предприятиям и определить их роль в современной экономике.
2. Проанализировать тенденции становления и развития предпринимательской деятельности в России на современном этапе.
Одним из ключевых элементов рыночных преобразований выступает малое предпринимательство. В России и других развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.
Он придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации), а также формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий). Обеспечивает рост налоговых поступлений.
Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции.
Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяиств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.
Важнейшей
функцией предпринимательства является
ресурсная. Развитие предпринимательства9предполага
Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов0 для достижения поставленных целей. Творческая функция; предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
В процессе становления рыночной экономики. предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.
Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении, внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства [17].
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.
Для экономики страны в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения ее гибкости. По условию развития малого предпринимательства можно судить о способности государства приспосабливаться к быстроизменяющейся экономической ситуации.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
Высокие темпы внедрения нововведений, быстрый рост сферы услуг, занятость населения, острая ценовая и неценовая конкуренция, что позволяет государству получать значительные денежные средства в форме наличных поступлений – все это составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого бизнеса в России:
Сложившиеся экономические условия в стране подрывают стимулы и интересы предпринимательской деятельности.
Проведенные институтом стратегического анализа исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий нуждаются в финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных, местных органов, около 83% – в предоставлении налоговых льгот, и 57% – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.
2.1 Официальная статистика динамики развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году
Развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
С 1 января 2010 г. вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [18].
Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
Таблица 1 - Количество зарегистрированных
малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации
на 1 января 2013 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных
МП на 1 января 2013 г. | ||
единиц |
прирост / сокращение за период 01.01.2012-01.01.2013 |
в % от среднего | |
РФ |
1 395,9 |
110,5 |
100,0 |
Центральный ФО |
1 449,2 |
30,2 |
103,8 |
Северо-Западный ФО |
2 369,8 |
462,3 |
169,8 |
Южный ФО |
1 094,7 |
30,7 |
78,4 |
Северо-Кавказский ФО |
530,6 |
25,8 |
38,0 |
Приволжский ФО |
1 202,7 |
77,7 |
86,2 |
Уральский ФО |
1 511,0 |
75,9 |
108,2 |
Сибирский ФО |
1 441,9 |
169,0 |
103,3 |
Дальневосточный ФО |
1 478,7 |
185,4 |
105,9 |
Информация о работе Роль и функции малого бизнеса в современных условиях