Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов оценки эффективности инновационной деятельности на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ФНЦП ММПП «Салют»
1.1 Общая характеристика предприятия
1.2 Стратегический анализ предприятия
1.3Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.4 Анализ системы управления предприятия
1.5 Анализ инновационной деятельности предприятия
Вывод по главе 1
Глава 2 Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности
2.1 Показатели и виды эффективности инвестиционных проектов
2.2 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта
2.3 Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности
Вывод по главе 2
Глава 3 Оценка эффективности разработки инновационных проектов ФНПЦ ММПП ”Салют”
3.1 Газотурбинный двигатель ГТД-70
3.2 Газотурбинная электростанция ГТЭС-2,5
3.3 Оценка экономической эффективности внедрения мероприятий
Вывод по главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности.docx

— 104.84 Кб (Скачать файл)

1.3 Инвестиции по базовому  варианту (на закупку ДР-59)   6,958 7,167 7,382 7,603 7,831 8,066 8,308 8,557 8,814 9,079

2. Изменение амортиза-ционных отчислений (2.1 —2.2)  0,096 0,195 0,297 0,402 0,510 0,622 0,737 0,855 0,977 1,006

2.1 Амортизационные отчисления  по новому варианту, 10,9% от п. 1.2   0,855 1,735 2,641 3,575 4,537 5,528 6,548 7,599 8,682 8,942

2.2 Амортизационные отчисления  по базовому варианту, 10,9% от п. 1.3   0,758 1,540 2,344 3,173 4,027 4,906 5,811 6,744 7,705 7,936

3. Экономия текущих издержек  эксплуатации      0,586 1,207 1,865 2,561 3,297 4,075 4,897 5,764 6,6791

3.1 Текущие издержки по  новому варианту 

 а) Годовой расход  топливного газа, млн. м³/год 

 б) Цена топливного  газа, дол. США/тыс, м³ 20,0 20,60 2,569 121,08 21,22 5,292 242,15 21,85 8,176 363,23 22,51 11,229 484,3 23,19 14,457 605,38 23,88 17,869 726,45 24,60 21,472 847,53 25,34 25,276 968,6 26,10 29,289 1089,68 26,88

3.2 Текущие издержки по  базовому варианту 

 а. Годовой расход  топливного газа, млн.м³/год

 б. Цена топливного газа, дол. США/тыс, м³ 20,0 20,60 3,155 148,69 21,22 6,499 297,37 21,85 10,041 446,06 22,51 13,790 594,75 23,19 17,754 743,44 23,88 21,944 892,12 24,60 26,369 1040,8 25,34 31,040 1189,5 26,10 35,968 1338,18 26,88

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

4. Прибыль                   

Балансовая прибыль (III-II)   -0,096 0,391 0,910 1,462 2,050 2,675 3,338 4,042 4,788 5,673

Налог на прибыль (30%)   0 0,12 0,27 0,44 0,62 0,80 1,00 1,21 1,44 1,70

Чистая прибыль   -0,096 0,273 0,637 1,024 1,435 1,873 2,337 2,829 3,351 3,971

5. Чистый денежный поток  (ЧДП) (IV+11-1) -0,500 -0,882 -0,440 -0,002 0,462 0,953 1,472 2,020 2,600 3,211 3,827

Коэффициент дисконтирования (Е=0,1) 1,0 0,909 0,826 0,751 0,683 0,621 0,564 0,513 0,466 0,424 0,385

Дисконтированный ЧДП -0,500 -0,802 -0,363 -0,001 0,316 0,591 0,830 1,036 1,212 1,360 1,474

Чистый дисконтированный доход -0,500 -1,302 -1,665 -1,666 -1,351 -0,760 0,071 1,107 2,319 3,679 5,153

  Внутренняя норма прибыли - 36% Уровень доходности - 1,8 

Примечание: расчетные показатели приведены в млн. долларов США

 

В качестве базы для сравнения  при оценке экономической эффективности  проекта "Создание газотурбинного двигателя" принят лучший из эксплуатируемых двигателей ДР-59, аналогичный по типу и мощности, имеющий "затратную" цену 0,994 млн. долл. США.

Финансово-экономические  показатели проекта определены по годам  одиннадцатилетнего периода, начинающегося  с 2008г. и включающего девятилетний период с начала эксплуатации новых  газотурбинных двигателей.

При количественной оценке экономической  эффективности и сроков окупаемости  проекта "Создание газотурбинного двигателя", сопоставлены по годам изменения  единовременных инвестиционных вложений и текущих эксплуатационных издержек для следующего графика поставки ОАО "Газпром" двигателей: - по семь единиц ежегодно (компрессорный цех).

В табл.3.2. изложен подробный  расчет эффективности проекта при  уровне договорной цены двигателя 1,080 млн. долларов США. Срок окупаемости  вложений - шесть лет. Это означает, что приведенный по фактору времени  суммарный экономический эффект (чистый дисконтированный денежный поток  нарастающим итогом) становится положительным  на седьмой год после начала вложений (на пятый год эксплуатации двигателей).

Чистая текущая стоимость  проекта (чистый дисконтированный денежный поток нарастающим итогом), характеризующая  величину экономического эффекта за расчетный период (11 лет), составляет 5,153 млн. долларов США.

Уровень доходности проекта  равен 1,8: за расчетный период экономический  эффект от реализации проекта в 1,8 раза превышает связанные с проектом затраты.

Следующий проект ГТЭС-2,5

Внедрение газотурбинных  электростанций ГТЭС-2,5 будет способствовать снижению эксплуатационных издержек оборудования, что даст значительный экономический  эффект от их эксплуатации.

Настоящее технико-экономическое  обоснование преследует следующие  цели:

- обосновать выгодность  капитальных вложений в новые  электростанции ГТЭС-2,5 взамен имеющихся  в эксплуатации ПАЭС-2500М;

- определить экономию, получаемую  в процессе эксплуатации ГТЭС-2,5;

определить динамику денежных потоков, связанных с реализацией  проекта, и на этой основе подтвердить  эффективность эксплуатации электростанций ГТЭС-2,5 по сравнению с эксплуатацией  ПАЭС-2500М и рассчитать обобщающие показатели этой эффективности.

Для достижения указанных  целей проведены взаимоувязанные  расчеты, основанные на техническо-экономических  показателях газотурбинных электростанций ГТЭС-2,5 и ПАЭС-2500М.

В качестве базы для сравнения  при оценке экономической эффективности  проекта от применения ГТЭС-2,5 рассматривается  газотурбинная электростанция ПАЭС-2500М, модернизированная и укомплектованная установкой ГТУ-2,5П производства ОАО  «Пермский моторный завод», разработчик  ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь.

Исходные данные для расчета  экономической эффективности и  срока окупаемости капитальных  вложений в проект приведены в  таблице.

Положительный экономический  эффект от эксплуатации ГТЭС-2,5 по сравнению  с базовым вариантом достигается:

- за счет уменьшения  расхода топливного газа (за счёт  увеличения КПД двигателя ДО49);

- за счет снижения затрат  на стоимость турбинного масла;

дополнительной выработки  тепловой энергии.

Отрицательный экономический  эффект от эксплуатации ГТЭС-2,5 по сравнению  с базовым вариантом проявляется:

- за счёт увеличения  затрат на регламентное техническое  обслуживание (РТО) ГТЭС-2,5, включающих  затраты на ремонт и замены  двигателя.

 

Таблица 11

Исходные технико-экономические  показатели для расчета экономической  эффективности проекта

№ п/п Показатели ПАЭС-2500М

(база) ГТЭС-2,5

(проект) Обоснование

1 2 3 4 5

1 Электрическая мощность электростанции

(в станционных условиях), МВт 

2,5 

2,5 

ТУ (ВТУ)

2 Теплопроизводительность электростанции (в станционных условиях), Гкал/час. 

3,87 

ТУ (ВТУ)

3 КПД электрический (в станционных условиях), % 21,3 27,5 ТУ (ВТУ)

4 Цена (с НДС) электростанции, тыс. руб. 20 467,2 21 600 

1 2 3 4 5

5 Эксплуатационные показатели одной электростанции:

расход топливного газа (при  Hu = 50 056 кДж/кг),тыс. н. м 3/час.)

безвозвратные потери турбинного масла, кг/час.

загрузка электростанции в год, час. 

 

1,246

 

0,5 (МС8П)

7 000 

 

0,956

0,6 (ТП22С)

 

7 000 ТУ (ВТУ)

6 Ресурсы двигателя:

до капитального ремонта, час.

общетехнический, час. 

25 000

50 000 

20 000

60 000 

ТУ (ВТУ)

7 Ресурс электростанции до списания, час. 100 000 100 000 ТУ (ВТУ)

8 Срок службы электростанции, лет 14 14 ТУ

9 Цена сэкономленного топливного газа, тыс. руб./тыс. н. м 3  0,570 ПЭУ

10 Цена тепловой энергии,

тыс. руб./Гкал 0,165 ПЭУ

11 Цена турбинного масла ТП22С, $/т 90 Газкомплектимпэкс

12 Цена турбинного масла МС8П, $/т 1210 Газкомплектимпэкс

13 Ставка налога на прибыль, % 30 ФЗ № 62 от 30.03.99г.

14 Степень риска, % 20 Экспертно

15 Амортизационные отчисления, % 10,9 Письмо № ББ-13 от 13.01.95г.

16 Ежегодный индекс роста цен, % 3 Экспертно

17 Норма дисконта (Е) 0,1 Экспертно

 

Таблица 12

График поставки электростанций ГТЭС-2,5

Годы поставки 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Кол-во единиц 4 5 7 7 7 7

 

Капитальные вложения в проект:

- инвестиции на НИОКР  - 50 000 тыс. руб.;

- затраты на закупку  ГТЭС-2,5 за весь период поставки (6 лет) – 21 600 х 37 = 799 200 тыс. руб.

Прибыль определена как экономия за счет уменьшения затрат на топливный  газ, снижения затрат на турбинное масло  плюс эффекта от дополнительной выработки  тепловой энергии за вычетом эффекта  от увеличения затрат на РТО.

Чистый дисконтированный денежный поток рассчитан при  норме дисконта 10% и представляет экономический эффект проекта с  учетом фактора времени. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определён как дисконтированный ЧДП нарастающим итогом.

Рассматриваемый вариант  реализации проекта характеризуется  следующими основными показателями.

Срок окупаемости вложений составляет 4 года. Это означает, что  приведенный по фактору времени  суммарный экономический эффект (чистый дисконтированный денежный поток  нарастающим итогом) становится положительным  на пятый год после начала вложений (на четвёртый год с начала эксплуатации ГТЭС-2,5)

Чистая текущая стоимость  проекта (чистый дисконтированный денежный поток нарастающим итогом), характеризующая  величину экономического эффекта за расчетный период, составляет 472 775 тыс. руб.

Индекс доходности проекта  составляет 6,7. Это означает, что  за расчетный период экономический  эффект от реализации проекта в 6,7 раза превышает связанные с проектом затраты.

Внутренняя норма прибыли  проекта составляет 60,4%, что свидетельствует  о достаточной устойчивости проекта.

Риски. При экономической  оценке данного проекта учитывались  все положительные и отрицательные  факторы проявления эффективности. Положительные:

- уменьшение расхода топливного  газа;

- уменьшение затрат на  турбинное масло;

- эффект от выработки  тепловой энергии.

Отрицательные:

- увеличение затрат на  ремонты и замены двигателей.

Реализация рассматриваемого проекта является эффективным вложением  средств.

Влияние кризиса на инновационные  проекты

В авиастроении, как и во многих других отраслях, остро выявился ряд проблем, связанных с развитием  мирового финансово-экономического кризиса, и в минувшем году намеченного  роста производственных показателей, несмотря на планы, достигнуть не удалось. В 2008г. выпуск гражданской продукции  составил 102,7% от объема 2007 г. (в 2007 г. к 2006 г. – 129%), в том числе, производство гражданской авиационной техники - 108,9% (в 2007г. по отношению к 2006г. – 116%).

Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) на протяжении многих лет не только объединяет ведущие  предприятия отрасли, но и ежегодно проводит тщательный анализ ее состояния  и перспектив развития.

В конце марта текущего года на территории ФГУП «ММПП «Салют»  одного из ведущих в стране предприятий  в области газотурбостроения состоялось годовое заседание АССАД, где приняли участие руководители основных профильных предприятий и организаций отрасли. Важно, что миссией таких мероприятий стало не просто подведение итогов работы за год. Они представляют участникам реальную «площадку» для обмена опытом, поиска путей решения общих проблем и вопросов, оценки результатов совместной деятельности и развития сотрудничества, выработки перспективных планов и обсуждения производственного потенциала, коллективного формирования предложений для представления органам государственной власти.

Среди основных проблем моторостроителей и производителей агрегатов им названы: неустойчивое финансовое состояние  многих крупных предприятий отрасли; усложненный доступ к текущему кредитованию, в том числе из-за высоких, более 20%, ставок по кредитам и малых сроков их погашения; низкая загрузка производственных мощностей предприятий; недостаток оборотных средств; приостановка из-за задержек бюджетного финансирования важнейших  опытно-конструкторских работ. Все это дополняется малыми объемами госзаказов и формированием монопольных холдингов у поставщиков, необоснованно поднимающих цены.

Основные причины снижения: непредсказуемый рост цен на металлургическую продукцию (за последние три года более чем в два раза), и резкое уменьшение рублевой массы средств, поступающих на завод, из-за падения  курса доллара (более чем на 20% в первой половине 2008 г.). Кроме того, высокими темпами продолжают расти  цены на топливно-энергетические ресурсы. Все это привело к значительному  увеличению доли материальных затрат в себестоимости продукции, снижению рублевой выручки, а в ряде случаев  и к убыточности производства.

ГУП «ММПП «Салют», несмотря на финансовые трудности, продолжает реализацию программ по обеспечению информационной поддержки всего жизненного цикла  изделий, на основе внедрения IT-технологий и достижения полной компьютеризации  производства.

26 декабря 2008г. Правительственной  Комиссией по повышению устойчивости  развития российской экономики  утвержден Перечень системообразующих  организаций с целью мониторинга  и, при необходимости, поддержания  их финансово-экономической деятельности. Главная задача работы государства  с этими предприятиями – поддержание  их устойчивости с использованием различных мер государственного влияния и госгарантий. На эти цели предусмотрено более 300 млрд. рублей. на 290 предприятий.

 

Вывод по главе 3

 

Создание первого в  Москве промышленно-энергетического  технопарка позволит ФГУП 'ММПП 'Салют' значительно расширить номенклатуру выпускаемого энергетического и  высокотехнологичного оборудования и  ускорить достижение проставленной  им задачи: довести объем выпускаемой  продукции гражданского назначения до 50%.

Большое количество инновационных  проектов остается незавершенными или  не дает ожидаемых результатов, потому что оказывается неспособность  внедрить данную инновацию.

Вложение инвестиций в  разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную  деятельность и получить положительный  результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества  необходимо принять соответствующие  управленческие решения, в частности, провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую  подготовку производства, производство и оформить результаты. Поэтому часто  говорят, что инновация - конечный результат  внедрения новшества с целью  изменения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

 

Заключение

 

Период экономического спада  и стагнации, без сомнения, закончится, вновь начнется подъем мировой экономики, и тогда мы должны быть готовы и  способны совершить "рывок вверх" к иным реалиям на техническом, технологическом, информатизационном уровнях производственной деятельности.

К кризису все предприятия  подошли с разными показателями. Не секрет, многим из них сейчас не хватает  оборотных средств, увеличиваются  затраты на производство, себестоимость  изготовления продукции. Вместе с тем, произошло значительное сокращение инвестиций в уже начатое и  развернутое техническое перевооружение. В ряде случаев это усугубилось  резким ростом цен на комплектующие  и материалы в условиях ограниченной государственной поддержки и  уменьшения количества госзаказов, вызванных  объективными экономическими причинами. Но даже в таких трудных условиях большинство предприятий стараются  поддерживать необходимые объемы производства, стараются найти пути сокращения издержек и возможности для преодоления  кризиса.

Информация о работе Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности