Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:23, реферат
Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания, ТРИЗ стала мировоззрением. Считают, что в конечном итоге, ТРИЗ должна превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью!
ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем-фантастом, инженером и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания, ТРИЗ стала мировоззрением. Считают, что в конечном итоге, ТРИЗ должна превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.
ТРИЗ имеет более сотни
1.Жизнь на земле - высшая общественная ценность и мера всех вещей.
2. Начало всему - сильная идея. "Сначала было слово" (от греческого "логос" - слово, высказывание, суждение, основание, первостихия), то есть, сначала ИДЕЯ, а потом всё остальное. Не без оснований и нынче говорят, что богатство начинается с богатой идеи.
3. Идеология ТРИЗ - "Радость в жизни возможна, каждый день может и должен быть счастливым". Для этого надо: хорошо знать себя, много думать, много учиться и много работать! Учиться, кстати, тоже можно и надо с удовольствием и с радостью! В целом мировоззрение ТРИЗ - это активная оптимистическая жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: "Что я хочу?", "Кто я есть?", "Что надо делать?" (Один из хороших ответов - ДУМАТЬ), "Зачем это делать?" (Это важнейший целевой вопрос), "КАК ДЕЛАТЬ?" (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос).
ТРИЗ не приемлет распространенный Российский менталитет: "авось", "небо в алмазах, но завтра", "бунт на кухне", "все плохо и ничего изменить нельзя", "а что я могу сделать?"...
ТРИЗ утверждает:
Если условия задачи не противоречат законам природы, то задача имеет решение. Развитие технических и нетехнических систем подчиняется объективным законам. |
4. Поскольку ТРИЗ основана на
идеях и законах диалектики
и логики, системного подхода
и функционального анализа, на
законах развития систем и
законах психологии, то можно
назвать ее законопослушным
5. ТРИЗ - весьма сильный инструмент решения задач еще и потому, что она вобрала мудрость и опыт человечества. Как говорят, "встала на плечи великих". Для создания ТРИЗ проанализировано сотни тысяч патентов и описаний изобретений.
6. ТРИЗ ориентирует общество на творчество. А это дает большие гарантии облагородить общество и вселяет надежду на возможность разумного решения глобальных экологических проблем на Земле.
7. ТРИЗ предполагает
Для решения сложных творческих задач в ТРИЗ есть специальный Алгоритм Решения Изобретательных Задач (АРИЗ), который включает 40 шагов, десятки правил, приёмов и способов разрешения противоречий. Алгоритм довольно сложен, но зато весьма эффективен! Существуют и более простые алгоритмы, один из возможных предлагает автор.
8. Можно хорошо решать задачи и не зная, как протекают мыслительные процессы в мозгу, но нельзя хорошо решать задачи, не зная систему, которую улучшаешь. Поэтому ТРИЗ большое значение придает изучению условий задачи, изучению улучшаемой системы и анализу развития систем.
9. Принцип "И-И": "Тризовское" решение проблем - это решение, когда становится предельно хорошо ВСЕМ участникам проблемы (и этому хорошо, и этому хорошо, и этому хорошо...). Это очень существенный принцип ТРИЗ. Это принцип наращивания добра. Это принцип "улучшать, не ухудшая". (Один остроумный тризовец в шутку сказал - "ТРИЗ, как курчонок с дюжиной лапок, каждому по лапке и все довольны").
Принцип "И-И" близок понятиям идеальности и многофункциональности: например, надо быть И здоровым, И счастливым, И смелым, И любимым, И умным, И учеником умного...
При ТРИЗовском мышлении должны работать И левое, И правое полушария, И память, И внимание, И воображение, И воля...
10. Принцип "САМ". Идеально, когда задача решается САМА, "без ничего". К этому надо стремиться. Человек сам должен знать, кто он такой и что ему надо. Сам и всегда должен выполнять законы чести. Сам должен уметь себе помочь, сам должен о себе беспокоиться, сам должен себя охранять. Сам должен принимать решения. Сам должен увидеть, сам открыть, сам прочувствовать, сам догадаться, сам решить, сам выбрать, сам сделать... (Отметим в скобках, что это актуальнейший в наше время принцип, когда нельзя надеяться на государство, а только на себя).
В педагогике принцип “Сам” крайне важен. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики.
Принцип САМ применяется не только в ТРИЗ, он имеет широкое общефилософское звучание.
Прогресс не остановить, рост народонаселения
тоже не остановить, а загрязнение
планеты остановить надо! Лев Николаевич
Толстой предложил
Человечество много веков тому назад выработало незыблемые моральные ценности: любовь, честь, справедливость, бескорыстие, достоинство. Проблема духовного очищения – одна из самых важных, если вообще не самая важная и не самая сложная проблема человечества. И в этой связи принцип самосовершенствования является актуальным. Во многих странах существуют организации, участвующие в международном движении “За моральное перевооружение”. В православии высшая цель покаяния - не избавление от грехов, а САМОизменение!
11. ТРИЗ дает ответы, как приблизиться к идеалу.
12. ТРИЗ учит не только хорошо
и стабильно решать уже
13. Любую систему можно улучшить.
Пределов улучшения нет. Но
для улучшения системы нужно на
14. Воображение и фантазия - основа всякой творческой деятельности. С их развития обычно начинают учить ТРИЗ и детей и взрослых.
15. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда,
который бы нельзя было
16. Сверхэффекты ТРИЗа:
- Приятное чувство своей силы
и уверенности, что решишь
- Привлекательность для
- Зная ТРИЗовские приемы решения задач, даже при скромных способностях можно решать очень сложные задачи.
Любопытное наблюдение: в СИЛЬНЫХ решениях в любой области жизни и знания можно найти приёмы ТРИЗ, а во всех СЛАБЫХ решениях можно найти нарушения правил ТРИЗ.
ТРИЗ можно изучать в любом возрасте, но особенно эффективно начинать изучение ТРИЗ в самом раннем детстве, с трех-пяти лет и "оставаться в ТРИЗ" всю жизнь.
Для обучения детей ТРИЗ есть специальные методики.
Чтобы овладеть тризовским мышлением требуется САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач.
ТРИЗ еще очень молодая наука. В последние годы бурно развивается ТРИЗ-педагогика и ТРИЗ-бизнес. Ищущим, куда приложить свою энергию и талант, советую серьезно заняться ТРИЗ. Это еще не занятая ниша в науке.
Краткий алгоритм решения творческих задач
В ТРИЗ, как и в диалектике, понятие ПРОТИВОРЕЧИЕ является одним из важнейших. Кроме того, этот термин имеет несколько значений, поэтому поговорим о противоречиях подробнее, без четкого понимания противоречия невозможно освоить "тризовское мышление противоречиями".
В известной русской сказке богатырь на развилке дорог встретил камень с надписью: "Направо поедешь, коня потеряешь, налево поедешь, голову сложишь". Что делать? Как разрешить это противоречие? Надо ехать и нельзя ехать.
Приведу библейскую историю, проанализированную В. Королевым [7]. Вспомните картину Василия Поленова "Христос и грешница".
Книжники и фарисеи подвели к Христу испуганную грешницу и сказали: "Решили мы, Учитель, следовать твоим заветам и не тронули мы грешницу, взятую в прелюбодеянии. Но Моисей заповедовал нам побивать таких камнями. Что скажешь?".
Иисус столкнулся с тяжелейшим противоречием: Он, Бог, и сын Бога, проповедовал милосердие, а Бог-Отец через Моисея заповедовал наказание смертью за прелюбодеяние.
Иисус сказал: "Кто из вас без греха, первым брось камень". Иисус не отменил Закон, а внес ограничение в закон, - исполнить закон может только безгрешный человек. Таких, конечно, не нашлось.
В обыденной жизни под противоречием мы понимаем несогласие, противоположность интересов или мнений по одному и тому же поводу. Такое понимание очень близко пониманию противоречия в ТРИЗ.
Этимологически слово противоречие - это "против речи", против мнения, против желания.
В формальной логике под противоречием понимают противоречие с истиной, - наличие в одном и том же рассуждении двух высказываний, из которых одно исключает другое. Например, утверждение "Тело А сейчас горячее" противоположно и исключает утверждение "Тело А сейчас холодное". По законам формальной логики эти два утверждения одновременно и одноместно верными быть не могут, при условии, конечно, что понятия "горячее" и "холодное" четко определены.
В диалектике противоречия считаются естественным источником развития систем. Но и задачей ТРИЗ тоже является развитие систем. Каким образом?
Диалектическим, то есть путём выявления и разрешения противоречий, что должно привести к улучшению старых систем, например, путём изобретения новых систем.
В социальной жизни нашей страны, кажется, кончилось время "замазывания" противоречий. Впереди век вскрытия противоречий и их успешного разрешения, то есть ВЕК ТРИЗ.
Откуда проистекают социальные противоречия? Каждый человек имеет много целей и желаний, но, увы!, ограниченные возможности их выполнить. Но даже если есть возможность их выполнить, реализация целей одного человека может мешать реализовать цели другому человеку. Отсюда и противоречия.
ПРОТИВОРЕЧИЕ - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое.
Создатель ТРИЗ - Г.С. Альтшуллер дает такое определение противоречия в технических системах: "Техническим противоречием называют ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (заметьте - "взаимодействие") в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает ОДНОВРЕМЕННО и вредное действие".
Например, холодильник создает холод, и это ХОРОШО, но одновременно потребляет электроэнергию, занимает место, шумит, требует периодического размораживания, чистки... и это ПЛОХО. Или: кто-то сделал полезную покупку, но одновременно лишился денег и сделал невозможной другую покупку.
И еще одно важное соображение - если нет взаимодействия, то нет и противоречия. Взаимодействие всегда связано с переносом МАТЕРИИ, ЭНЕРГИИ или ИНФОРМАЦИИ. А если взаимодействие есть, но вредного действия нет? Значит, и противоречия в данном взаимодействии нет, все в порядке. Услуги ТРИЗ в этом случае не нужны. Например, двое беззаветно любят друг друга.