Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:08, курсовая работа
Целью работы является выявление в регионах Республики Беларусь проблем, препятствующих становлению в них экономики знаний.
В процессе выполнения работы предполагается решение следующих задач:
изучить понятие, сущность и основные черты экономики знаний;
провести анализ потенциала регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний используя методику Всемирного банка
Введение 3
Экономики знаний: сущность, основные черты 4
Анализ предпосылок становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь 7
Пути преодоления препятствий в процессе перехода к экономике знаний в регионах Республики Беларусь 16
Заключение 25
Литература 27
Министерство образования Республики Беларусь
Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А. М. Широкова»
Кафедра дизайна
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Методика инновационной деяиельности»
На тему «Экономика знаний – основа конкурентоспособности страны»
Подготовила: студентка 4 курса ДППС Денисевич Е. И.
Преподаватель: Гришанович А. П.
Минск 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Экономики знаний: сущность, основные черты 4
Анализ предпосылок становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь 7
Пути преодоления препятствий в процессе перехода к экономике знаний в регионах Республики Беларусь 16
Заключение 25
Литература 27
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент экономика Республики Беларусь проходит трансформационный период. Осуществляется перестройка хозяйственной системы страны. Именно в этот момент важно сформулировать ту модель, к которой должна прийти национальная экономика. Следует отметить, что Республика Беларусь не обладает значительным природно-ресурсным потенциалом для того чтобы конкурировать с иностранными государствами на мировой арене. Но при этом, как отмечают специалисты, Республика Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом. Таким образом, необходимо использовать именно ту модель хозяйствования, которая могла бы реализовать данный потенциал в полной мере. Именно такой моделью может служить экономика знаний.
Экономика знаний - это экономика, основанная
на человеческом потенциале, на знаниях
и навыках человека. Экономика знаний
предполагает увеличение конкурентоспособности
страны за счет эффективного использования
знаний, их генерирования, сохранения
и передачи. А также создания высокотехнологичной
продукции и новых технологий на их основе.
По мнению экспертов всемирного банка,
становление экономики знаний зависит
от развитости четырех сфер: институционально-
Из всего вышесказанного следует, что становление экономики знаний весьма актуально для Республики Беларусь. Важную роль в процессе становления новой экономики играют регионы. Именно на региональном уровне легче отслеживать процесс становления экономики знаний, оценивать предпосылки и устанавливать зависимости. Также именно на региональный уровень будут оказывать влияния как факторы макроуровня, так и микроуровня.
Объектом исследования является потенциал регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на потенциал регионов для перехода к экономике знаний, а также проблемы, препятствующие становлению новой экономики в регионах Республики Беларусь.
Целью работы является выявление в регионах Республики Беларусь проблем, препятствующих становлению в них экономики знаний.
В процессе выполнения работы предполагается решение следующих задач:
Основные методы, которые были использованы при проведении научного исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, методы теоретического и экономического анализа.
1. ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Современные тенденции развития мировой экономики ведут к формированию новой концепции экономического развития. Новый, постиндустриальный этап развития общества и соответствующий ему тип экономики все больше и больше делает упор на информацию, высокие технологии, инновации, человека с его знаниями и навыками. Таким образом, данное направление развития позволит перейти к качественно новому уровню ведения хозяйствования, как на макро-, так и на микроуровне. В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания организации. Данные тенденции свидетельствуют о переходе экономик стран к экономике знаний.
Подобный переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственно связан с возрастанием роли фундаментального теоретического знания, развитием высокотехнологичных отраслей, увеличением доли сферы услуг, усилением влияния информационно-коммуникационных технологий: сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения и радио, глобальной сети Интернет и др. Переход от «материальной» экономики, основанной на физическом труде, механизации и автоматизации, к «интеллектуальной» экономике, характеризующейся значительным повышением роли человеческого и социального капитала, инноваций, информации, креативного труда: творческой деятельности в сферах науки и образования, корпоративных НИОКР, программирования, маркетинга и рекламы, дизайна, индустрии развлечений и др., институтов и в целом нематериальных активов, рассматривается как глобальный структурный сдвиг, который, охватывая все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменяет ее масштаб, динамику и внутреннее содержание. Исследованию специфики экономики знаний как новой парадигмы общественного развития, выражающей синтез современных идей, институтов и практик, получивших свое воплощение в экономических, философских, социально-правовых, политологических и других теориях, посвящено значительное количество работ, опубликованных зарубежными и отечественными учеными[1, с. 10].
Взгляды на феномен новой экономики постоянно эволюционируют. Ф.А. фон Хайек первый предложил в 1945 г. рассматривать влияние новых знаний на экономические и производственные процессы. А. Даунсон, основываясь на работах Ф.А. фон Хайека, в 1957 г. разработал первую классификацию новых знаний. Однако, основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. [2].Так, Ф. Махлуп определял экономику знаний следующим образом: «Один из секторов народного хозяйства, в котором происходит производство, обработка и управление знаниями» [3].
В 1990-х годах понятие экономики знаний было рассмотрено в качестве основного элемента государственной политики при проведении межстрановых сравнений. Организацией экономического сотрудничества и развития было предложено следующее определение этого термина при разработке национальных стратегий для отдельных стран: «Экономика знаний - это такая экономика, которая рекомендует своим организациям и людям приобретать, создавать, распространять и использовать кодифицированные и неявные знания с целью более эффективного ускорения экономического и социального развития» [4, с. 125].
Как считают российские ученые, экономике знаний присуще следующие основные признаки [5, с.22-26]:
Сущность экономики знаний, по мнению специалистов, определяется такими взаимосвязанными процессами, как [6, с. 20]:
Существует также подход, согласно которому экономика нового типа рассматривается как совокупность отраслей, которые характеризуются более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. В указанной трактовке эта экономика включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг) [7].
По мере увеличения сектора знаний, в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым. Экономика знаний - это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики [8]. Это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
Необходимо отметить, что экономика знаний - это, прежде всего, инновационная экономика, основанная на информационно-коммуникационных технологиях, вычислительной технике и современном программном обеспечении, в своей совокупности существенно расширяющих возможности создания новых знаний и их глобальное использование.
Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия и организации, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Ядром формирования экономики знаний в самом широком смысле являются три основные сферы - НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, информационные и компьютерные технологии.
Основными составляющими экономики знаний являются:
а)формах и способах взаимодействия государства и бизнеса как в сфере фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, так и в сфере наукоемкого производства;
б)формировании в той или иной стране инновационной инфраструктуры различной степени комплексности и т.п.;
в)разработке и реализации региональных инновационных стратегий;
г)оценке и активизации инновационного потенциала регионов и предприятий;
д)мониторинге инновационных процессов и статистике инноваций.
При этом в сфере инноваций государственные структуры основное внимание уделяют, как правило, стимулированию адаптации результатов научной и научно-технической деятельности к требованиям современной предпринимательской среды с использованием различных локальных и комплексных механизмов, формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, существенному усилению финансирования прикладных исследований, опытных производств и коммерциализации научно-технических разработок.
Экономика знаний актуальна для малых стран, не имеющих значительных природных ресурсов, также стран, обладающих высоким уровнем развития человеческого потенциала, которые имеют достаточно развитую материальную базу для проведения исследований в областях, которые являются ведущими технологическими направлениями больших экономически развитых стран. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, можно отметить, что становление экономики знаний актуально и для Республики Беларусь.
Таким образом, были рассмотрены особенности
становления экономики знаний в регионах
Республики Беларусь, которые являются
основными административно-
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение причин и проблем, возникающих в регионах в процессе перехода к экономике знаний. Проведенный анализ позволит судить о возможности построения экономики знаний в регионах Республики Беларусь.
2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
По мнению экспертов, Республика Беларусь имеет существенный научный, инновационный и кадровый потенциал для построения экономики знаний. Однако, как в стране в целом, так и в регионах, а также на предприятиях и в организациях регионов имеются существенные недостатки и препятствия для трансформации переходной экономики в современную постиндустриальную экономику.
Для оценки готовности регионов к переходу к экономике знаний используется методика Всемирного Банка - Knowledge Assessment Methodology (KAM).
Информация о работе Экономика знаний – основа конкурентоспособности страны