Использование проектной методики на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является доказать эффективность использования информационно – компьютерных технологий при формировании грамматических навыков на уроках иностранного языка. Задачи исследования:
рассмотреть понятие "грамматический навык" и этапы его формирования;
определить роль информационных компьютерных технологий в обучении грамматике английского языка;
рассмотреть классификацию информационно - компьютерных технологий;
разработать методику обучения грамматике с использованием информационно-компьютерных технологий на примере учебника «English V» под редакцией И.Н. Верещагиной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Особенности английской грамматики……………………………………...6
1.2 Цели, задачи и содержание обучения грамматике английского языка……8
1.3 Программные требования при обучении грамматической стороне речи учащихся средних классов на уроках английского языка…………………..10
1.4 Характеристика грамматического навыка…………………………………11
1.5 Этапы формирования грамматического навыка…………………………13
Выводы по Главе I……………………………………………………………..14
Глава II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Интернет ресурсы в обучении грамматике английского языка…….......15
2.2 Классификация информационно-компьютерных технологий………….17
2.3Роль информационно-компьютерных технологий в обучении грамматике английского языка…..………………………………………………………….18
2.4 Информационно-компьютерные технологии и место их использования на уроках английского языка…………………………………………………….20
2.5 Мультимедийная презентация как эффективное средство представления грамматического материала…………………………………………………..23
2.6 Методика обучения грамматике с применением информационно-компьютерных технологий на примере учебника «English V» под редакцией И.Н. Верещагиной………………………………………..................................26
Выводы по Главе II…………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………...30
Библиография…………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

1109417_F1781_ispolzovanie_sovremennyh_kompyuternyh_tehnologii_pri_formiro.doc

— 949.50 Кб (Скачать файл)

1.4 Характеристика грамматического навыка

В настоящее  время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в  формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из самых актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основное его стороны.

Под грамматическим навыком понимается способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксического оформления речевой единицы.

Е.И. Пассов называет грамматический навык как «способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем, все это – мгновенно». [Пассов, 1987, c.164].

Развитие речи предполагает усвоение необходимых  для этого языковых, и в частности, грамматических средств. Задача состоит  в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения автоматически. Автоматизированное употребление грамматических средств в речи предполагает овладение определенным рядом навыков.

Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, на определенном словарном материале. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком.

Известно, что  грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации.

При этом некоторые  методисты, такие как Е.И. Пассов и Е.А. Маслыко, различают:

1) речевые грамматические  навыки:

  • грамматические навыки говорения;
  • морфологические навыки устной и письменной речи;
  • синтаксические навыки устной и письменной речи;

2) языковые дискурсивно аналитические грамматические навыки;

3) рецептивные  грамматические навыки:

  • рецептивно-активные навыки аудирования и чтения;
  • рецептивно-пассивные навыки; [Пассов, 1977, c. 166; Маслыко, 2004, c. 147].

 

1.5 Этапы формирования грамматических навыков

Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется  тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. [Рогова, 1991, c.265].

1. Подготовительный этап - ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора, наглядные средства и т.д.

2. Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов выделенными грамматическими формами и их значениями.

3. Совмещающий этап. На этом этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения отходят на задний план.

4. Этап систематизирующего обобщения. Этот этап необходим при усвоении обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и квалификаций. Данный этап служит в равной мере, как для упрочения материала, так и для обучения навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служат схемы и таблицы.

5. Этап включения грамматических навыков в речевую деятельность. На этом этапе происходит использование усвоенного материала в речевой деятельности учащихся.

Для лучшего усвоения учащимися  средних классов грамматического  материала по английскому языку следует применять информационно – компьютерные технологии, в частности, презентации Power Point.

Выводы  по Главе I

Для эффективного усвоения грамматического материала необходимо рассматривать изучение грамматики как средство обучения, отобрать грамматический минимум и обеспечить прочное овладение этим грамматическим минимумом.

Цель обучения грамматике: формирование у учащихся грамматических навыков, умений говорения, аудирования и письма.

В результате обучения учащиеся должны распознавать грамматические явления  при чтении и аудировании для извлечения содержательной информации.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИТКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1 Интернет ресурсы в обучении грамматике английского  языка

Одним из наиболее революционных достижений за  последние  десятилетия, которое значительно  повлияло на образовательный процесс во всем мире,  стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название  Интернет, что буквально означает “международная сеть”  (англ.   International net). Использование кибернетического пространства  (syberspace)  в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики  и  частной  методики, так как происходящие изменения затрагивают все  стороны  учебного  процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы,  кончая  изменением  требований  к академическому уровню обучающихся.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе -   формирование    коммуникативной    компетенции,    все    остальные     цели (образовательная,  воспитательная,  развивающая)  реализуются   в   процессе осуществления этой  главной цели.  Коммуникативный подход   подразумевает обучение   общению   и    формирование    способности    к    межкультурному взаимодействию, что  является  основой  функционирования   Интернета. Общаясь в истинной языковой  среде,  обеспеченной  интернетом,  учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение  широкого круга значимых, реалистичных, интересующих  и  достижимых  задач,  школьники обучаются  спонтанно  и  адекватно  на  них  реагировать,  что   стимулирует создание оригинальных высказываний, а  не  шаблонную  манипуляцию  языковыми формулами.

Первостепенное значение придается  пониманию,  передаче  содержания  и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры  и  словаря  иностранного языка,  которые  служат  этой  цели.  Таким   образом,   внимание   учащихся концентрируется на использовании форм,  нежели  на  них  самих,  и  обучение грамматике осуществляется косвенным  образом,  в  непосредственном  общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Компьютер  лоялен  к   разнообразию   ученических   ответов:  он   не сопровождает работу учащихся хвалебными  или порицательными  комментариями, что развивает их  самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая  им  уверенность в себе,  что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Развитие образования  в наши дни связано с повышением  уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во  многом  определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее  всего  общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном  пространстве необходимо   овладение   учащимися   информационной   культурой,   а   также компьютерно - экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации  все больше и больше отдается Интернет.

Как информационная система, Интернет  предлагает  своим  пользователям  многообразие информации и ресурсов. Базовый набор  услуг  может  включать  в себя:

  • электронную почту (e-mail);
  • телеконференции (usenet);
  • видеоконференции;
  • возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  • доступ к информационным ресурсам;
  • справочные  каталоги  (Yahoo!,   InfoSeek/UltraSmart,   LookSmart,

Galaxy);

  • поисковые системы  (Alta  Vista,  HotBob,  Open  Text,     WebCrawler, Excite);
  • разговор в сети (Chat).Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.

Овладение коммуникативной  и межкультурной компетенцией невозможно  без практики общения, и использование  ресурсов Интернет  на  уроке  иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет  позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя  ее  пользователям возможность аутентичного общения с  реальными  собеседниками  на  актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том,  что  Интернет  -  лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения  оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его  использование  в  процесс урока.

      2.2. Классификация информационно-компьютерных технологий

Информационные  технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и  созидающие (творческие) информационные технологии

Сберегающие экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы  поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс  работы с информацией (текстовый  редактор).

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. Выделяют следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Наиболее распространенными  информационными технологиями, применяемыми в работе учителя являются презентации, интерактивные программы - тренажёры, интернет - ресурсы.

2.3 Роль информационно-компьютерных технологий в обучении грамматике английского языка

Современное состояние  развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Информационное общество - это общество, в котором социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества.

Развитие общества обуславливает необходимость перехода школы к новой парадигме, где  на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.

Информационные  технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства. Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».

Информационные  и коммуникационные технологии - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

Сегодня преподаватель  имеет возможность качественно  изменить процесс обучения: информационные и коммуникативные технологии облегчают  творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки.

При этом перед  учителем встают новые задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса;
  • стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. [Аносова, 1995, c.102].

Информация о работе Использование проектной методики на уроках иностранного языка