Особенности формирования английской культуры эпохи Викторианства и способы ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 03:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие образа города и его окрестностей, путем художественного анализа оригинального текста Диккенса на примере двух его социальных романов «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом». Для достижения поставленной нами цели, мы выделили ряд задач:
1. Назвать особенности формирования английской культуры Викторианской эпохи, и, ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века;
2. Выявить моральную составляющую Викторианской эпохи и рассмотреть степень ее влияния на литературные произведения Чарльза Диккенса;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 119.22 Кб (Скачать файл)

Английская литература середины XIX века отнюдь не развивалась в едином русле. Так, викторианский период ее истории, не только не был периодом всеобщей гармонии, но, напротив, характеризовался резким размежеванием и борьбой  направлений, в ходе которой сформировалась классическая реалистическая литература Англии XIX века. Английский народ, являющийся законным наследником сокровищ национального  искусства, сумел оценить по достоинству  творчество тех выдающихся писателей  этого периода, которые отразили существенные стороны его жизни, выразили его взгляды, интересы и чаяния в это тяжелое для него время [26; с. 193].

Социальный роман, представляющий собой ведущий жанр английской литературы этого времени и ее наивысшее  художественное достижение, входит неотъемлемой частью в демократическую культуру Англии. Воплощенные в нем образы, мысли и чувства поныне сохраняют  свою актуальность и человеческую теплоту, так как глубоко коренятся  в жизни народа. Всем строем своего творчества Диккенс и Теккерей, восстают против общественных отношений, превращающих достоинство человека в рыночный товар, отстаивают неотъемлемое естественное право простых людей на счастье, на отнятые у них радости жизни.

Этот гуманистический  идеал нередко воплощался у них  в утопической, наивной форме, но был глубоко верен в своей  демократической основе. Вот почему так трогательны и памятны  созданные этими писателями картины  неосуществленных человеческих возможностей, загубленного детства, разрушенных  семейных связей, неразвившихся или  обращенных во зло способностей. Сатирические портреты английских «снобов» и «полипов», облепивших британский государственный корабль, образы лицемерных чванных буржуа, обрисованные Диккенсом, и сейчас сохраняют свою жизненность, так же как и фигуры, теснящиеся на подмостках «Ярмарки тщеславия» Теккерея.

 

    1. Жанровые особенности социальных романов Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом»

Социальный роман рисует широкую картину общества в определенную эпоху, причем индивидуальности выступают  в самой тесной связи с борющимися социальными группами. В социальном романе социальный вопрос оттесняет  на задний план вопросы личного благополучия отдельных индивидуумов. Пафос социального  романа не в любовной интриге, не в  тайнах алькова, а в напряженности  борьбы, в подвигах самопожертвования, в колебаниях коллективной психологии, в приливах и отливах социальной стихии [26; с. 264].

Зарождение социального романа и его развитие связаны с эпохами бури и натиска, когда рушится старый порядок, когда надвигается социальная катастрофа и наступает ломка и переустройство социальных отношений. Романтическая мечта о торжестве правды, филантропическое сострадание к несчастным, стремление изобразить все в более мягкой форме отличали первые социальные романы, которые, по своей сути являлись первыми социальными утопиями [26; с. 223].

Чарльз Диккенс, в своих  работах ищет то духовное начало, которое может противостоять миру стяжательства, наживы, угнетения и эгоизма. Он делает ставку не просто на добрую душу, освещающую своим присутствием домашний очаг, но на силу фантазии, воображения, творчества: сквозь все прерии и невзгоды судьбы главные герои находят свое счастье [7; с. 157].

 В 60-е годы - последний период творчества Диккенса - отмечены широким распространением иллюзий об устойчивости процветания страны и усилением оппортунизма в рабочем движении. Диккенс по-прежнему не верит в легенду о «процветании». По-прежнему в его высказываниях сквозит горечь и ненависть к паразитическим верхам, благоденствующим за счет миллионов трудящихся [7; 192].

Острота критики социального неустройства Англии не ослабевает и в романах последнего периода, хотя размах реалистического обобщения действительности в них несколько суживается, в поле зрения писателя теперь чаще всего не буржуазное общество в целом, а отдельные типичные его стороны. Вместе с тем в творчестве Диккенса проявляются новые черты, которые обогащают его реалистическое искусство. Несколько меняется и его взгляд на соотношение сил «добра» и «зла». Писатель стремится утвердить ту, весьма важную для него мысль, что простой человек далеко не всегда оказывается покорной жертвой бездушных богачей: напротив, он обладает волей к сопротивлению, позволяющей ему противостоять губительному действию собственнических отношений. А отсюда - выраженная яснее, чем прежде, вера в то, что рано или поздно справедливость восторжествует и простой труженик займет достойное его место в обществе. Поэтому, общая суровость тона, характерная для таких романов, как «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Повесть о двух городах», несколько смягчается - в романах 60-х годов появляются светлые, жизнеутверждающие образы и сцены, вновь оживают юмор, шутка, столь свойственные произведениям молодого Диккенса.

Впрочем, оптимизм писателя еще меньше, чем прежде, связан с надеждами на добрую волю богачей, на благотворительность - частную или общественную, на те, или иные мелочные реформы. В романах этого периода все еще силен привкус горечи, и его творчество охватывается горькой иронией [7; с. 184].

Всем ходом развития своих романов Диккенс убеждает читателя, что деньги, ставшие самоцелью в буржуазном обществе, всегда грязны. Многообразными средствами Диккенс показывает, как унижает человека неуемная страсть к деньгам. Диккенс устанавливает тесную взаимосвязь между богатством, положением в обществе и преступлением [22; с. 136]. Так, например Монкс сын сэра Лифорда, богатого и знатного человека, идет на преступления, дабы заполучить наследство, которое было предназначено для Оливера. В ходе этого, он не просто лишает Оливера денег, возможности узнать свою историю, но и пытается опозорить его. Так, в социальном романе, появляется тема мести, которую автор тщательно обрисовал.

Другим образом, который, не только жаден, но и хитер, является старый еврей Феджин, который является подельником Монкса. В действительности, если Монксом движет жадность и чувство  мести, то Феджин изображен, как хитрец и хороший манипулятор: с помощью манипуляций он убеждает Сайкса, своего подельника расправиться с Ненси. Автор изображает его как абсолютно беспринципного человека, который, к тому же, является совершенно аморальным: пытается подставить своего подельника Сайкса с помощью его же возлюбленной, но получив отказ, быстро придумывает как заставить замолчать принципиальную Ненси, убив ее с руками Сайкса. Феджин умудряется нажиться абсолютно на всем, вплоть до носовых платков, на безвыходном положении других, и не гнушается подставить тех, с кого называл другом.

Здесь, на примере Феджина, автор затрагивает еще одну тему - тема времени. Ее образ всплывает в описании страсти Феджина к часам. Диккенс ни раз описывает сцены со шкатулкой, он намеренно и детально рисует благоговение Феджина перед часами. Автор описывает как Феджин не может устоять перед ними, как он не в силах оторвать от них свой взгляд - он знает, что скоро придет и его час, и старается «запастись временем», воруя наручные часы и складывая их в заветную шкатулку. Время для Феджина - это его повелитель, только оно решает исход его жизни, а его шкатулка с часами - это его священный Грааль.

Эта же тема звучит и в произведении «Холодный дом» в описании долгой судебной тяжбы «Джарндисы против Джарндисов», которая является неотъемлемой частью истории «Холодного дома». Автор бросает укоризненный взгляд на Канцлеровский суд за волокиту и злоупотребление чиновников, которые привели к тому, что процесс длился десятилетиями: умирают истцы, свидетели, адвокаты, накапливаются тысячи бумаг, а конца тяжбам все не предвидится. Таким был и спор о наследстве Джарндисов -многолетнее разбирательство, в ходе которого погрязший в судебных делах хозяин Холодного дома забывает обо всем, а его жилище ветшает под воздействием ветра и дождя: «Казалось, что дом пустил себе пулю в лоб, как и его отчаявшийся владелец».

Характерно, что описание судов Диккенсом, практически в  каждом произведении насмешливое, иногда с привкусом горькой иронии, иногда сарказма. В произведении «Приключения Оливера Твиста» суды занимают одно из центральных мест в описании романа. Там, автор высмеивает черствость судей, их безразличие к судьбе «маленького» человека.

Большой или малый успех  в этом неправедно устроенном мире возможен только ценой сделки с собственной совестью. Такова мысль Диккенса, и он выразительно доказывает ее справедливость на примере Монкса из «Приключений Оливера Твиста». Но такое бегство от действительности, как показывает романист, равносильно самообману: справедливость его настигает и он получает то, от чего бежал [23; с. 463].

Диккенс силен не только как реалист, беспощадный обличитель пороков и преступлений господствующих классов в своем произведении «Холодный дом» он высмеивает порочное желание старика сэра Лестера «купить» себе молодую жену, у которой «безупречный экстерьер самой выхоленной кобылицы во всей конюшне». В романе «Приключения Оливера Твиста» Диккенс повествует о том, как слепа материнская любовь, и какова сила ненависти и зависти на примере матери Эдвина Лифорда. Здесь же раскрывается еще одна тема - тема влияния «дурной крови», так зависть, ненависть и жадность перешли от матери к сыну - Монксу.

Глубокое проникновение  в психологию своих героев привело писателя к мысли, что корни социального зла надо искать не в отдельных отрицательных личностях, а в самом характере сложившихся общественных отношений. Диккенс показывает вместе с тем, что великодушные одиночки бессильны исправить положение, путем малых добрых дел, не смотря на их старания, примером может служить «опоздание» юного Оливера Твиста для спасение маленького Дика.

Как выразитель народной мечты о справедливом социальном строе, верящий в высокое предназначение простого человека. Эта мечта, отразившаяся в утопических мотивах его творчества, была в конечном счете, порождена революционным движением английского трудового народа. Демократизм, гуманистические идеалы, мечта о лучшем будущем, обращение к сокровищнице национального языка и искусства - все это проявления народности Диккенса. Именно поэтому так глубока любовь к нему английского народа, именно поэтому так близок и дорог он народам других стран. Могучая сила правды книг Диккенса, жизненность, злободневность его наследия пугает реакционных критиков. Прогрессивные литераторы Англии, выступая в защиту национальной демократической культуры, дают в своих работах объективную и глубокую оценку творчества Диккенса, человека из народа, друга униженных и обездоленных [27; с. 315].

Самая идея богатого покровителя  бедняков - непременной фигуры ранних романов Диккенса - в более поздних работах скомпрометирована, Диккенс, с возрастом, питает все меньше иллюзий относительно спасения посредством благотворительности. Лишь в бескорыстном единении душевно чистых, честных, трудолюбивых людей видит писатель путь к победе над социальным злом. В романе «Приключения Оливера Твиста» на первый план выступала тема развращенного воздействия денег на сознание нестойких людей, для которых страсть к наживе, которую писатель иллюстрирует на протяжении всего произведения, калечит души и судьбы людей, но здесь же автор показывает, как доброе отношение людей, их ласковое слово являет собой целительные свойства для души «маленького» человека, как Роз Мейли, Оливер или Ненси [22; с. 467].

Говоря о романах «Холодный дом» и «Приключения Оливера Твиста», мы можем проследить очень наивный, с одной стороны, и может быть слишком оптимистичный взгляд автора на двойственность человеческой натуры, в котором, на протяжении череды работ, «плохой» человек может «прозреть» и совершить благородный, самоотверженный поступок, и, тем самым это дает пищу для размышлений о возможности перевоспитания «дурного» человека и его вступление на путь «честной» жизни. В романе «Приключения Оливера Твиста» один из мелких воришек, наученный показательным примером исхода жизни других воров, решает вступить на путь честной жизни и идет учиться ремеслу [24; с. 125].

Пожалуй, еще отчетливее проявилось восхищение Диккенса нравственной силой человека труда, когда он создавал полный обаяния и трогательности образ маленького Оливера. Маленький мальчик, рожденный в работном доме, не знавший любви и заботы, не ведавший тепла, который сумел сохранить его в себе и поделиться с другими, в них нуждавшимися, такими как, например, маленький сирота Дик. Оливер никогда не жалуется на свою тяжелую участь, но рассказывает свою историю, без прикрас, когда попадает в дома миссис Мейли или мистера Браунлоу, он не унывает даже тогда, когда судьба возвращает его к Феджину. Оливер с глубоким сочувствием относится к чужой беде, ему чуждо притворство, он держит себя робко и неуверенно по отношению к власть имущим. При всем этом, он умеет постоять за честь тех, кто не способен это сделать сам: он выносил издевательства приютского мальчишки, который был куда больше самого Оливера, беспрекословно, но когда тот оскорбил мать Оливера, он сумел вступиться за ее честь.

 

 

  1. 3. Художественные средства отображения реальности, характерные для творчества Чарльза Диккенса

Великий национальный художник Диккенс мастерски владеет английским языком. Словарь его отличается необычайным  богатством, стиль - гибкостью и многообразием. Борясь за чистоту, ясность, общедоступность  языка, он высмеивает сословный жаргон аристократии, он мастерски использует диалектизмы, просторечие, вводит неологизмы. Язык произведений Диккенса - это живой, общенародный язык. В интересе Диккенса к многообразной жизни Англии, к ее истории, природе и быту, в любви к родному языку и в использовании им его богатств нашли выражение лучшие национальные черты великого писателя английского народа. Сила реалистического обобщения придает созданным им образам типичность и огромную художественную убедительность [13; с. 34].

 Диккенс охотно использует в своих произведениях образцы и мотивы английского народного творчества: пословицы, баллады и песни, фарс, пантомиму и сказку. Народным духом пропитан его сочный, жизнерадостный юмор и горькая ирония. Диккенсовские типы становятся нарицательными: Пексниф - символ лицемерия, Урия Гип - ханжеского смирения, Домби - черствости, себялюбия, Подснеп - британского шовинизма; с другой стороны - Сэм Уэллер или Марк Тэпли - это воплощение жизнерадостности, трудолюбия, упорства, самоотверженной преданности в дружбе, Пикквик - наивысшего добросердечия и бескорыстия.

Информация о работе Особенности формирования английской культуры эпохи Викторианства и способы ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века