Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:04, реферат
Целью данной работы является реалий как лингвистических единиц и обзор основных способов их перевода. Для решения поставленной задачи в работе представлена классификация реалий по различным признакам, а также основные способы их передачи в язык перевода. Более детальное рассмотрение указанных способов приведено во второй, практической, части работы на основе примеров, взятых из оригиналов и переводов произведений художественной литературы.
Введение
1. Реалия как объект перевода
1.1 Реалия в языке
1.2 Осмысление реалий
1.3 Приемы передачи реалий в переводе
1.3.1 Транскрипция и транслитерация
1.3.2 Создание нового/сложного слова
1.3.3 Уподобляющий перевод
1.3.4 Контекстуальный перевод
1.3.5 Гипонимический перевод
1.3.6 Замена реалии
1.4 Перевод фразеологизмов, содержащих реалии
1.5 Выводы
2. Реалии в художественной литературе
2.1 Транскрипция
2.2 Транслитерация
2.3 Калька
2.4 Полукалька
2.5 Уподобляющий перевод
2.6 Контекстуальный перевод
2.7 Гипонимический перевод
2.8 Замена реалии исходного языка на реалию языка перевода
2.9 Передача чужой для исходного языка и языка перевода реалии
2.10 Опущение
2.11 Выводы
Заключение
Список научной литературы
Список источников языкового материала
Список лексикографических источников
Основываясь на основных
принципах классификации
Использование абсолютного
эквивалента. Этот прием возможен, если
фразеологизмы в исходном языке
и языке перевода содержат интернациональную
реалию (свою для одного из пары
языков или чужую для обоих): «Все
дороги ведут в Рим» - «AllroadsleadtoRome».
Использование эквивалента
с максимально близким планом
содержания. Такой способ ограничен
в применении, так как подразумевает
замену реалии исходного языка реалией
языка перевода. Такой перевод
возможен в тех случаях, когда
национальный или временной колорит
не играют роли и самым важным элементом
является план содержания. Наиболее известным
примером является перевод русской
пословицы «Идти в Тулу со своим
самоваром» английским эквивалентом «TocarrycoaltoNewcastle».
Использование нейтрального
по колориту слова или словосочетания.
Используется при отсутствии в языке
перевода эквивалента или в случае,
когда подмена колорита приведет
к искажению смысла или резкому
несоответствию фразеологизма самому
тексту. Иллюстрацией этого способа
может служить перевод
Пословный перевод
с пояснением в сноске можно использовать
для сохранения колорита фразеологизма-реалии
и одновременно для передачи плана
содержания. Этот прием является удачным,
так как помогает достичь главной
цели при переводе такого рода языковой
единицы, но имеет недостаток из-за
дословности перевода, который может
оказаться не вполне естественным.
Приведение фразеологизма
на языке оригинала с переводом
и пояснением в сноске. Данный прием
используется относительно редко, в
основном, в случаях, аналогичных
приведенным при описании предыдущего
способа. Такой прием усиливает колорит
речи героя или автора, а также, в соответствии
с авторским замыслом, указывает на знание
героем иностранного языка (это касается
фраз, приведенных в тексте на иностранном
для оригинала языке).
Использование полукальки
с заменой национального
Итак, сохранение и
передача колорита является одной из
важнейших задач при переводе
реалий. Именно эта проблема очень
часто встает перед переводчиком.
«Колорит … это та окрашенность
слова, которую оно приобретает
благодаря принадлежности его референта—обозначаемого
им объекта—к данному народу, определенной
стране или местности, конкретной исторической
эпохе, благодаря тому, что он, этот
референт, характерен для культуры,
быта, традиции, — одним словом, особенностей
действительности в данной стране или
данном регионе, в данную историческую
эпоху, в отличие от других стран,
народов, эпох» [ Влахов и Флорин 1986
: 114]. Колорит, которым обладает большинство
реалий, является чертой, которая выделяет
реалию из всей массы языковых единиц.
Таким образом, при работе с реалиями переводчик
должен прежде всего учитывать колорит
реалии, характер которого и обусловливает
выбор переводческого приема.
1.5 Выводы
Итак, все способы
перевода реалий можно выразить в
следующей схеме:
1. а)
транслитерация;
б) транскрипция;
2. а)
калька;
б) полукалька;
в)освоение;
г) семантический
неологизм;
3. уподобляющий
перевод;
4. контекстуальный
перевод;
5. гипонимический
перевод;
примеры, которые
будут рассмотрены ниже, также
проиллюстрируют еще три
6. замена
реалии исходного языка на
реалию языка перевода;
7. передача чужой для исходного
языка и языка перевода реалии;
8. опущение реалии.
Таким образом, решение
вопроса о выборе определенного
приема при переводе реалии будет
напрямую зависеть от задачи, которая
стоит перед переводчиком: сохранить
колорит языковой единицы с возможным
ущербом для семантики или
передать значение реалии (если оно
не известно), утратив при этом колорит.
Рассмотренные ниже примеры показывают,
какие приемы наиболее часто используются
переводчиками, и выявляют некоторые недостатки
тех или иных приемов, а также предложенных
вариантов перевода.
2. Реалии в художественной
литературе
Для большей наглядности
представляется необходимым рассмотрение
вышеуказанных способов перевода реалий
на конкретных примерах с приведением
необходимых пояснений.
В этой части работы
рассматриваются примеры из переводов
произведений русской и английской
литературы на русский и английский
языки соответственно.
2.1 Транскрипция
Как уже было неоднократно
сказано, транскрипция является одним
из наиболее распространенных способов
передачи реалий в язык перевода, что
объясняет частое обращение переводчиков
к данному приему.
Зачастую транскрипция
сопровождается дополнительными средствами
осмысления, о которых также говорилось
выше. Так, в романе В.Скотта «Айвенго»,
в котором автор использует большое
количество исторических реалий, можно
встретить фразу “…
В некоторых случаях переводчик полагается на широту знаний читателя, приводя затранскрибированную реалию без каких-либо средств осмысления. В переводе повести Г.Уэллса «Человек-невидимка» Д.Вейсом типичная английская реалия «sovereign» передана как «соверен», поскольку в силу своей известности она обладает конкретной временной и национальной отнесенностью.
Некоторые реалии не
нуждаются в непосредственном осмыслении,
поскольку их значение становится ясным
из самого текста: «
К подобному способу
прибегают переводчики в случае
с реалиями-советизмами. Советизмы
– слова и выражения, возникшие
в годы советской власти или получившие
в этот период новые значения. Многие
советизмы имеют ярко выраженную
временную и национальную отнесенность,
не нуждаясь в каких-либо пояснениях.
В таких случаях переводчики
чаще всего используют транскрипцию:
например, при переводе рассказа М.Шолохова
«Нахаленок» фраза «Вон у меня какой большевик
вырос» передана на английский язык следующим
образом: «WhatafinebigBolshevikI’
В переводах также
встречаются случаи, когда переводчик,
не обращаясь к каким-либо пояснениям,
переоценивает знания читателя, и
смысл реалии не передается. Так, в
переводе повести И.С.Тургенева «Ася»,
употребленная автором реалия «коммерш»
передана в английском варианте как «kommers»
и, также как и в оригинале, выделена курсивом.
Этот прием помогает привлечь к реалии
внимание, выделяя данную единицу на фоне
окружающего текста, но ее значение не
раскрывает.
2.2 Транслитерация
Переводчики используют
этот способ несколько реже, чем
транскрипцию, поскольку передача звучания
более способствует передаче национального
компонента реалии, нежели передача графической
формы.
В переводе «Айвенго»
В.Скотта довольно часто встречается
понятие «барон», которое является
транслитерацией английской реалии
«baron»: «…
В рассказе К.Паустовского
«Мещерская сторона» топоним «Мещера»
употребляется несколько раз. В
ходе повествования поясняется значение
этого понятия, чему способствует также
и название рассказа, поэтому в
переводе «Мещерской стороны» используется
соответствие, полученное путем транслитерации
(«Meshchora»), не требующее дополнительных
пояснений.
В переводе «Сказки
о рыбаке и рыбке» Пушкина русская
реалия «изба» также передана посредством
транслитерации - «izba» - и выделена курсивом,
такое сочетание приемов позволило переводчику
сохранить колорит реалии и привлечь к
ней внимание. Дополнительных средств
осмысления в данном случае не требуется,
поскольку «izba» как слово является общеизвестным
и зафиксировано в словарях.
2.3 Калька
Перевод реалий посредством
калькирования также
В качестве примера
можно привести перевод названия
одной из глав повести Уэллса «Человек-невидимка»,
которое в оригинале дано как
«IntheJollyCricketers». В переводе Вейса это заглавие
передано как «В кабачке “Веселые крикетисты”».
Было произведено калькирование с сохранением
(путем транскрибирования) корневой морфемы
(‘крикет-’) и заменой суффикса ‘-er’ на
выполняющий аналогичную функцию в русском
языке суффикс ‘-ист’ (оба суффикса обозначают
принадлежность к определенной социальной
группе). Возможность передачи корня посредством
транскрипции без пояснений обоснована
тем, что реалия «крикет» является интернациональной.
Пословная калька встречается
чаще, чем поморфемная, поскольку она
в большем объеме позволяет сохранить
семантическое значение передаваемой
реалии. Например, в рассказе М.Шолохова
«Пастух» находим: «Мы, исполком, предлагаем
нанять Фролова Григория». Эта фраза была
переведена на английский язык следующим
образом: «So, we, theExecutiveCommittee, proposeFrolov, Grigory,
inthisplace». Как видно из примера, каждому
слову в словосочетании «исполнительный
комитет» подобран эквивалент в английском
языке, однако, понятие «ExecutiveCommittee» не
обладает национальным колоритом, который
в данном случае утрачен.
2.4 Полукалька
Перевод с использованием
полукальки встречается, в основном,
при передаче имен собственных. Как
правило, языковые единицы, подлежащие
переводу с использованием данного
приема, состоят из двух и более
компонентов, один из которых транскрибируется
или транслитерируется, а другой
переводится при помощи соответствия.
Например, в повести
И.С.Тургенева «Первая любовь»
о членах одной семьи сказано:
«Они нанимали дачу напротив Нескучного
сада». ВпереводеТ.
Больший интерес
представляет пример перевода понятия
«Калужская застава», упоминавшегося
в этом же произведении. На английский
язык Т.Литвинова перевела его как
«KaluzhskyGate»; первый компонент словосочетания
был затранскрибирован, а второму было
найдено приблизительное соответствие.
Понятие «застава» является русским, но
для его передачи переводчик не прибегает
к наиболее характерным для таких случаев
приемам. При транскрибировании или транслитерировании
эта часть текста оказалась бы перенасыщенной
реалиями. Попытка компенсировать избыточный
колорит пояснениями в данном случае не
является удачным решением, поскольку
значение понятия «застава» отходит на
второй план, а основной проблемой является
передача колорита в разумной мере. Вариант
«gate» является наиболее подходящим для
передачи понятия «застава» вследствие
физического сходства обозначаемых этими
понятиями объектов (Современный толковый
словарь русского языка дает следующее
толкование слова «застава»: «заграждение
и сторожевой пост при въезде в город,
создаваемые для взыскания подорожных
и других налогов, для наблюдения за проезжающими»).
2.5 Уподобляющий перевод
Уподобляющий перевод,
как было сказано выше, основан
на подборе функционального