Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:36, курсовая работа
Специфика лингвистики как области научного знания предопределяется прежде всего свойствами ее объекта – и именно поэтому лингвистика плохо укладывается в принятое разделение научных дисциплин на науки гуманитарного и естественнонаучного цикла. Объект лингвистики – естественный человеческий язык во всех его проявлениях. Язык же, с одной стороны, теснейшим образом связан с психической сферой человека, и прежде всего – с его мыслительной деятельностью и с продуктами этой деятельности, с тем, что называют «духовной сущностью» человека. Язык – неотъемлемая часть человека, одно из основных проявлений его человеческой сути. В этом плане он относится к объектам «идеальной» природы, и поэтому лингвистику правомерно считать гуманитарной наукой. С другой стороны, язык есть естественное образование, возникшее и существующее помимо воли человека, и как таковое он является объектом материальной природы. Это обстоятельство объединяет лингвистику с областями естественнонаучного знания.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теория речевой деятельности 3
1.1. Объект и предмет лингвистической науки (языкознания) 3
1.2. Язык и речь 6
1.3. Понятие речевой деятельности 16
Глава 2. Структуры и виды речевой деятельности 22
2.1. Общая (фазная) структура речевой деятельности 22
2.2. Основные виды речевой деятельности 26
2.3. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности 34
2.4. Специфические особенности речевой деятельности 49
Заключение 56
Список литературы 57
Действие в современной
Целостное действие (согласно теоретической концепции П.Я. Гальперина) состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля за ним23. Действие характеризуется следующими параметрами:
• уровнем выполнения (например, в экспрессивной речи – это законченное речевое высказывание, полностью соответствующее нормам данного языка; в речи про себя – внутреннее проговаривание «в уме», т. е. на уровне внутренней речи);
• степенью обобщенности и сокращенности;
• наконец, степенью освоенности и «автоматизированности». Отдельное действие отличается от деятельности в целом прежде всего отсутствием собственной «мотивации». Мотивом для каждого действия в рамках целостного акта деятельности выступает мотив самой деятельности. Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.) позволили установить, что на основе внешних материальных действий, путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.
Для определения речевого действия
в психолингвистике (с подачи зарубежных
специалистов X. Джексона, Ч. Осгуда, Д.
Скиннера и др.) чаще всего используется
термин «речевой поступок», который
по своему значению «подразумевает»
и мотивацию речи, и ее социальную
детерминированность, и индивидуально-личностный
аспект практической реализации РД. Вместе
с тем нельзя не заметить, что
«в методическом плане», применительно
к содержанию «речевой» работы, этот
термин-понятие является не совсем
удачным. Он представляет собой своего
рода общее обозначение действия,
не наполненное конкретным содержанием.
Кроме того, основное значение слова
«поступок» (социальное действие, поведенческая
реакция и др.) достаточно прочно
закреплено в лексической системе
любого языка, что определяет необходимость
постоянного абстрагирования от
этого основного значения при
использовании данного слова-
По своему объему и структуре
речевые высказывания (РВ) подразделяются
на отдельные (или одиночные) высказывания
и развернутые речевые
Отдельное высказывание может быть
реализовано в комбинированном
варианте: одни его структурно-семантические
компоненты могут быть выражены знаками
языка, другие – невербальными знаками
(жест, мимика, неречевые звуки, голосовое
интонирование без фонемного
продуцирования слогов и слов), и
при этом оно все равно остается
речевым высказыванием. РВ может
быть (в исключительных случаях) реализовано
только через использование неязыковых
знаков (в качестве примера можно
привести «веревчатое письмо» древних
индейцев Северной и Центральной
Америки). В отношении единиц языка
(предложение, текст) такое «допущение»
невозможно; это «строго нормативные»
знаковые единицы, в связи с чем
любой ненормативный вариант
их знакового выражения всегда однозначно
интерпретируется как «ошибочный»,
как отклонение от речевой, языковой.
По своей «коммуникативной направленности»
(задаче) речевые высказывания подразделяются
на: (1) высказывания, служащие для передачи
«новой» информации; (2) высказывания,
цель которых – получение
Речевое высказывание рассматривается в психолингвистике24 как действие, имеющее свое «означаемое» (предмет высказывания, соответствующий общему предмету РД) и «означающее». В качестве «означаемого» выступает то, что человек хотел выразить своим речевым действием; «означающим» является форма реализации действия (для речевого высказывания – это соответствующая языковая форма выражения).
В качестве «означаемого»
выступает передаваемое
Вторым структурно-образующим компонентом
деятельности является операция. Операция
– это также одна из составляющих
деятельности человека, соотносимая
с объективно-предметными
Операции формируются в
По своей природе операция почти
тождественна действию. Их основное отличие
между собой состоит в
Специфической особенностью речевой деятельности является то, что входящие в ее состав основные действия – действия порождения речевого высказывания и его восприятия и понимания включают целый набор (несколько десятков) взаимосвязанных между собой операций.
В психологии речи, лингвистике и, разумеется, в психолингвистике принято дифференцировать операции по их предмету и предназначению. Так, принято выделять операции со знаками языка – языковые операции, семантические операции – операции со смысловыми единицами РВ («семами») и собственно речевые операции, обеспечивающие реализацию речевой деятельности (различные виды и формы речи). К речевым операциям, обеспечивающим механизм построения и реализации речевых действий (речевых высказываний), относятся операции сличения, выбора смысловых и языковых элементов, «набора» (составление целого из частей), а также перестановка, замена, построение высказывания по аналогии и др. Примером речевых операций является, в частности, выбор нужных элементов семантического комплекса (поля) в процессе лексического оформления высказывания.25
Операции в процессе речевой деятельности доводятся до автоматизма. Это, в свою очередь, способствуют доведению операционной стороны речевого действия до уровня навыка.
Навык определяется в психологической
теории деятельности как оптимальный
качественный уровень выполнения действия
или операции. Это такой уровень
их выполнения, при котором сознание
человека – субъекта деятельности
– полностью или почти
По аналогии с операциями, навык
может быть языковым, если «автоматизируются»
(доводятся до совершенства) средства
формирования мысли и построения
речевых высказываний, и речевым,
если автоматизируются способы формирования
и формулирования мысли, способы
осуществления речевой
• навыки отбора средств языка (главным образом слов и словосочетаний) при построении речевых высказываний для целей адекватного отображения предмета речи;
• навыки словоизменения (изменения слов по грамматическим формам) и, соответственно, навыки отбора словоформ (нужной грамматической формы слов);
• навыки правильного оформления грамматической связи слов в словосочетаниях, а также построения самих словосочетаний;
• навыки словообразования (образования одних слов от других с использованием различных способов – «языковых стратегий»);
• навыки правильного грамматического структурирования (оформления) предложений;
• навыки нормативного оформления грамматической связи между предложениями в составе текста.
Соответственно к речевым
Не менее важным для коррекционного педагога является и знание параметров оценки сформированности навыка, которая пока еще не получила достаточного распространения в практике «речевой» (в т. ч. логопедической) работы. В этой связи важным является рассмотрение основных критериев сформированности навыка. К их числу относятся:
• правильность и качество выполнения действия или операции (применительно к речевому действию – соответствие содержания речевого высказывания целям РД, а его языкового оформления – нормам данного языка, т. е. языковой норме; отсутствие ошибок;
• оптимальная скорость (темп) выполнения действия и отдельных составляющих его операций;
• отсутствие направленности сознания на форму («техническую» сторону) выполнения действия;
• отсутствие напряжения и быстрой утомляемости;
• исключение промежуточных операций;
• устойчивость — качество и время выполнения действий (операций) должно оставаться неизменным в условиях усложнения (до определенного предела) деятельности, составной частью которой они являются.
Следует особо подчеркнуть роль
речевой практики в формировании
речевых навыков. Все навыки (как
языковые, так и собственно речевые)
формируются при кратном
Таким образом, речевой навык — это речевое действие или операция, осуществляемые по оптимальным параметрам. «Такими параметрами являются бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп (скорость) выполнения, устойчивость…». Если по этим параметрам речевое действие или операция удовлетворяет потребностям речевой коммуникации, значит, обучающийся выполняет ее правильно, следовательно – речевой навык сформирован.
Если понятие «навык»