Творчество И. Макьюэна как объект литературоведческого анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и научная значимость работы обуславливается следующим:
- необходимостью анализа современной пост-модернистской прозы в Британии,
- повышением интереса к проблеме описания социума ключевой проблемы ХХ-ХХ1 веков.
Объектом исследования является дискурс прозы И.Макьюэна.
Предметом исследования является социальный дискурс в произведениях И. Макьюэна.
Цель настоящей работы - исследование основных тем социального дискурса в творчестве И. Макьюэна.

Содержание

I. Современное зарубежное литературоведения на современном этапе 5
1.1. Современное литературоведение как наука 5
1.2. Актуальные направления развития литературоведения 9
II. Творчество И. Макьюэна как объект литературоведческого анализа 12
2.1. Исследование творчества И. Макьюэна в зарубежном и отечественном литературоведении 12
2.2. Основные черты творчества И Макьюэна как представителя современной прозы 14
3.1. Основные идеи постмодернистких романов И. Макьюэна 18
3.2. Дискурс любви 20
3.3. Дискурс судьбы 24
3.4. Дискурс философской исповеди 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Основные темы творчества Иэна Макъюэна (1).doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Конфликт, который мог бы оказаться трагическим, отсутствует. Но есть миниэпосы - знаки угасших битв за смысл, полузабытых поединков в метафизических сферах. Пожалуй, главным миниэпосом оказывается популярная ныне проблема глобального потепления. В романе Макьюэна она предстает знаком далекого Апокалипсиса, формируя профессиональный портрет главного героя. Кажется, что такая тема затмит своим присутствием образ «маленького человека» с его неудав- шейся личной жизнью, но все оборачивается иначе: «маленький человек» есть, тень Апокалипсиса исчезает.

Утопия нерождения» проявляет себя во всех романах. В романах Макьюэна отказ от потомства воспринимается как искушение.

Одной из проблем, которую исследует Макьюэн в своем творчестве, является соотношение интуитивного, эмоционального, и рационального, рассудочного. Конфликт этих двух начал встречается в «Субботе» («Saturday», 2005), «Невыносимой любви» («Enduring Love», 1997), и пристально рассматривается в «Черных собаках» («Black Dogs», 1992). Несмотря на то, что Макьюэн очень интересуется наукой и стремится познавать мир с точки зрения научной объективности (а своими учителями наряду с У. Шекспиром и Ф. Кафкой называет американского биолога Э.О. Уилсона), он, тем не менее, не отрицает мистический смысл явлений и предметов.

Романы Макьюэна представляют собой исследования различных человеческих конфликтов. Красной нитью через сюжет каждого романа  проходит мотив испытания как разрушения повседневной, бытовой идиллии.

В жизнь простого человека врываются зло, иррациональные силы, и читатель смотрит, что он будет с этим делать.

Темы и мотивы исповедально-философского романа пронизывают творчество И. Макьюэна, оказываясь и в фокусе авторской концепции искусства.

Укажем на специфику проявления элементов исповедально-философского романа Макьюэна:

  • Способность к эмпатии мыслится писателем центральным звеном этики «Я», трактовки любви и насилия в его романах. Именно эта позиция определяет характер событийности и конфигурацию сюжета в текстах писателя: болезненные воспоминания героя соотносятся с трагической виной отчуждения от «Другого», неспособностью к сопереживанию; исповедальный поиск «Я» связан с поиском путей к пониманию чужого опыта, нередко преподнесенном в ретроспективном изложении.
  • Исповедальный герой Макьюэна, как правило, не скрывается в эстетизирующих его опыт рефлексиях с «оглядками» и «лазейками», не «переписывает» прошлое, не наслаждается самооговором или эффектами его драматизированной исповеди, он лишь фиксирует переживания экзистенциального регистра (страх, тревогу, отчужденность), в конечном счете, открывая в себе способность быть причастным чувствам «Другого». Вместе с тем именно эстетизация травматического опыта становится темой саморефлексивного романа Макьюэна «Искупление». Героиня романа, писательница Брайони, сначала эстетизирует прошлое, предлагая исповедь с многочисленными «уловками» и «театрализациями», но позже, пройдя через опыт эмпатийного сопереживания в творчестве, Брайони оказывается в силах признать свою роковую ошибку.
  • Оппозиция эмпатия / насилие небанальным образом затрагивает сферу художественную. Макьюэн указывает на несовершенство и опасность любой аналитической рамки и фабуляции как форм условной профанации человеческого опыта и превращения его в мелодраматический сюжет (к примеру, использование литературных стилизаций как «готовых» линз восприятия «Другого»). «Плоскостный показ», обращенный подчас к трансгрессивному опыту «Другого», переживаемой им травме, становится актом художественного свидетельства, признания физической хрупкости человека и непоправимой катастрофичности самого существования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борисенко А. Иэн Макьюен - Фауст и фантаст // Иностр. лит. 2003. №10. С.284-294.
  2. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Постмодернизм [Текст] / А.А. Грицанов. Минск: Соврменный литератор, 2007. 815 с.
  3. Джумайло О. За границами игры: английский постмодернистский роман. 1980-2000 // Вопр. лит. 2007. №5. С.7-45.
  4. Джумайло, О. А. Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг. : монография / О. А. Джумайло. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. - 318 с.
  5. Джумайло, О. А. Специфика интертекстуальных связей: Т. Манн и И. Макьюэн / О. А. Джумайло // Литература в диалоге культур: Материалы международной научной конференции. - Ростов-на-Дону, 2003. С. 80-86.
  6. Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е. Коссак; [пер. с польск. Э. Я. Гессен]. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с.
  7. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм [Текст] / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1996. 253 с.
  8. Макьюэн И. Искупление /пер. с англ. И.Дорониной. М.: Эксмо, 2007. 464 с.
  9. Макьюэн И. Солнечная [Текст] / И. Макьюэн; пер.с англ. В.П. Голышева. М.: Эксмо, 2011. 410 с.
  10. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма[Текст] / Н.Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000.347 с.
  11. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 c.
  12. Томашевский, Б. Теория литературы. Поэтика: Краткий курс / Б. Томашевский. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 333 с.
  13. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.
  14. A Dictionary of Modern Critical Terms / Ed. by R. Fowler. - London and New York: Routledge and Kegan Paul, 1987. - 262 p.
  15. Комиссаров В.Н. Теория перевода [Текст] /В.Н. Комиссаров. М.: Высшая школа, 1990. 253 с.
  16. 82. Lynn, D. Ian McEwan / D Lynn. - London: Palgrave Macmillan, 2006. - 176 p.
  17. A Dictionary - A New English Dictionary on Historical Principles. Toronto: Oxford University Press, 1989. URL: http://oxforddictionaries.com /view/entry/m_en_gb0565910#m_en_gb0565910 (дата обращения: 12.12.2010).
  18. Barber, L. Julian Barnes dances around death [Электронный ресурс] / L. Barber. - Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/culture/ books/.
  19. Begley, A. The Art of Fiction CLXXIII / A. Begley // Paris Review. - 2002. - № 162. - P. 76.
  20. Cuddon, J. A. Dictionary of Literary Terms and Literary Theory / J. A. Cuddon. - Oxford: Wiley-Blackwell, 2013. - 808 p.
  21. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History,Theory, Fiction [Text] / L. Hutcheon. New York: Routledge,1988. 268 p.
  22. Hutcheon L. Irony, Nostalgia, and the Postmodern. URL: http://www.library.utoronto.ca/utel /criticism/hutchinp.html (дата обращения:17.12.2010) .
  23. Jensen M. The Effects of Conflict in the Novels of Ian McEwan. Copenhagen international school, 2005. URL: http://www.Ianmcewan.com \bib\articles\Jensen.pdf (дата обращения:22.03.2011) .
  24. Malcolm D. Understanding Ian McEwan. Co-lumbia: University of South Carolina Press, 2002. 216 p.
  25. McEwan I. Solar [Text] / I. McEwan. New York.: Doubleday, 2010. 394 p.
  26. McEwan, I. A Child in Time / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 1987. - Макьюэн, И. Дитя во времени / И. Макьюэн; [Пер. с англ. Д. Иванова]. - М.: Аграф, 2000. - 336 с.
  27. McEwan, I. Amsterdam / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 1998. - Макьюэн, И. Амстердам / И. Макьюэн; [пер. с англ. М. Голышева]. - М.: РОСМЭН, 2003. - 190 с.
  28. McEwan, I. Atonement / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 2001. - Макьюэн, И. Искупление / И. Макьюэн; [пер. с англ. И. Дорониной]. - М.: АСТ, 2004. - 414 с.
  29. McEwan, I. Enduring Love / I. McEwan. - L.: Vintage, 1997. - Макьюэн, И. Невыносимая любовь / И. Макьюэн; [пер. с англ. Э. Новиковой]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007. - 319 с.
  30. McEwan, I. Mother Tongue [Электронный ресурс] / I. McEwan. - Режим доступа: http://www.ianmcewan.com/bib/articles/mother-tongue.html.
  31. McEwan, I. On Chesil Beach / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 2007. - Макьюэн, И. На берегу / И. Макьюэн; [пер. с англ. В. Голышева]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008. - 220 с.
  32. McEwan, I. Saturday / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 2005. - Макьюэн, И. Суббота / И. Макьюэн; [пер. с англ. Н. Холмогоровой]. - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 399 с.
  33. McEwan, I. The Cement Garden / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 1978. - Макьюэн, И. Цементный садик / И. Макьюэн; [пер. с англ. Н. Холмогоровой]. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. - 187 с.
  34. McEwan, I. The Innocent / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 1990. - Макьюэн, И. Невинный, или Особые отношения / И. Макьюэн; [пер. с англ. В. Бабкова]. - М.: Издательство Независимая Газета, 2000. - 287 с.
  35. Tew, Ph. The Contemporary British Novel / Ph. Tew. - London: Continuum, 2004. - 224 p.
  36. The Cambridge Companion to Postmodernism. / Ed. by S. Connor. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 254 p.
  37. The Contemporary British Novel / Ed. by J. Acheson, S. Ross. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2005. - 256 p.
  38. Wilson J.L. Nostalgia: Sanctuary of Meaning. Bucknell University Press, 2005. 203 p.
  39. Zerweck, B. Historicizing Unreliable Narration: Unreliability and Cultural Discourse in Narrative Fiction / B. Zerweck // Style. - 2001. - № 35. - Pp. 151178.
  40. Zima, P. Philosophy of Modern Literary Theory / P. Zima. - London: Athlone Press, 1999. - 250 p.

 

 


 



Информация о работе Творчество И. Макьюэна как объект литературоведческого анализа