Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структурно-коммуникативных и интонационных особенностей современной ораторской речи политических деятелей Великобритании.
Объектом данного исследования являются публичные речи политических деятелей Великобритании, запись которых осуществлялась непосредственно в момент выступления ораторов перед аудиторией.
Предметом исследования является непосредственно сама фоностилистика.
Политические ярлыки, выделяемые восходящим тоном, находятся в сильной финальной позиции в неконечных синтагмах (e. g. The only way you’re going to knock out this terrorism eventually is not just through the force of arms, but through the force of ideas. And if there is a weakness in our position, it is … that you need to construct an agenda that is about freedom, yes, and democracy, yes, but also about justice and about opportunity for people. That’s why it’s important to also try to make progress in other areas, specifically poverty in Africa, climate change and the Middle East peace process).
В терминальных тонах, оформляющих политические ярлыки, в середине речи наблюдаются (при сопоставлении с началом речи) некоторые изменения, вызванные новыми коммуникативными задачами оратора. Однако стоит отметить, что основная тенденция в мелодическом оформлении ярлыков остается той же. В оформлении базовых ярлыков ведущими тонами остаются нисходящие (33 %) и ровные (34 %) тоны (e. g. The conflict is being driven largely by al-Qaida and Iranian-backed groups and “a small minority of extremists» in Iraq who are combining their efforts to cause as much damage as possible so people lose faith and lose patience. Most war critics think the U. S. and British response to Iraq and terrorism provoked more terrorism, and only made the situation worse. But I disagree with that assessment. The fact is, September 11 came before Afghanistan or Iraq. This terrorism has been a generation growing; it will take a generation to knock it out). При этом по сравнению с началом речи увеличивается частотность восходящих (36 %) и сложных (21 %) тонов, что еще раз подчеркивает, что задачи, стоящие перед оратором, заключается в том, чтобы убедить, привлечь внимание, объяснить [28, 19].
Что касается ситуативных ярлыков, то мелодическое оформление практически осталось неизменным. Основными тонами являются сложные тоны, частотность которых увеличилась до 38 %. Снизилась частотность нисходящего тона (27 %), а восходящий тон становится более частотным (29 %) по сравнению с началом речи. Как и в предыдущих композиционных частях речи, в мелодическом оформлении политических ярлыков в конце речи, доминирующими терминальными тонами, оформляющими базовые политические ярлыки, остаются нисходящий (50 %) и ровный тоны (30 %); политические ситуативные ярлыки, в основном, оформлены сложными тонами, частотность употребления которых составила 25 %.
В таблице 2 приведен процентный состав терминальных тонов, оформляющих политические ярлыки на всех анализируемых участках речи у Диктора B.
На темповую организацию анализируемой речи в большей степени повлияла политическая ситуация, а также эмоциональное состояние оратора (e. g. It was right to remove Saddam, it was right to give the country a chance to have the democratic process, and it’s right now to try to fight people who, by terrorism, are trying to disrupt that process. The reason why people in Britain and people in America have lost patience, to an extent, is because they see the carnage and bloodshed going on and they say, ‘This is now four years after the fall of Saddam. So, if that is still happening, that must mean it’s wrong, that we shouldn’t be doing it.’ My question is why is this bloodshed happening? If we’re confronted with something that’s totally evil - to drive a car bomb into the middle of a crowded market and kill a hundred completely random, innocent men, women and children — [and] we end up saying, ‘Since we’re facing that battle and since it’s tough and ugly and we’re losing our troops and our forces and that’s a tremendous thing of grief and anguish’ … [and] we then back away, we’ve handed an enormous victory to the enemy we’re fighting).
Таблица 2
Терминальные тоны, оформляющие политические ярлыки на всех
анализируемых участках речи у Диктора B (в %)
Тоны |
Базовые политические ярлыки |
Ситуативные политические ярлыки | ||||||||
НТ |
ВТ |
РТ |
cложные (Нв; Вн) |
сост |
НТ |
ВТ |
РТ |
cложные (Нв; Вн) |
сост | |
начало |
33 % |
44 % |
36 % |
40 % |
- |
45 % |
54 % |
- |
37 % |
- |
середина |
31 % |
36 % |
34 % |
21 % |
- |
27 % |
29 % |
- |
38 % |
- |
конец |
50 % |
20 % |
30 % |
39 % |
- |
28 % |
17 % |
- |
25 % |
- |
Согласно результатам анализа, вся речь произносится в ускоренном темпе, который едва заметно замедляется в средней части, приближаясь к умеренному (среднему). По данным, полученным в ходе исследования, на всех композиционных участках речи наблюдается преобладание средних пауз, частотность которых в среднем составила 58 %.
Наибольшая паузальная насыщенность наблюдается в середине речи, когда отмечается некоторое снижение темпа. Тенденция к увеличению числа пауз отмечена у данного диктора от начала речи к ее концу. Большое количество хезитационных пауз (31 %) в начале речи объясняется неоднозначностью ситуации и эмоциональным состоянием оратора, а также тем, что в начале речи звучит обращение к аудитории. Частотность вышеуказанных пауз по мере звучания речи значительно уменьшается и в конце речи составляет только 14 %. В таблице 3 указано распределение пауз в речи Диктора B.
Таблица 3
Распределение пауз в речи Диктора B (в %)
начало |
середина |
конец |
Среднее по диктору | |
Средняя |
48 % |
63 % |
59 % |
58 % |
Длительная |
21 % |
20 % |
27 % |
24 % |
Хезитации |
31 % |
17 % |
14 % |
18 % |
Данные по паузации косвенно свидетельствуют в пользу того, что у данного диктора наблюдается стабильный ускоренный темп, с некоторым замедлением в середине речи.
Таким образом, исполнение Диктора B и мелодическое оформление его речи полностью соответствует тем задачам, которые оратор ставил перед собой, и отражают ту ситуацию, в которой произносится речь.
Диктор М, в отличие от Диктора B, в данной ситуации ведет себя эмоционально более уверенно и стабильно с самого начала своего выступления, что объясняется различием в политическом контексте ситуаций, различными имиджевыми установками и отражается на просодическом оформлении речи.
С самого начала речи и до конца доминирует постепенно нисходящая шкала (75 %) в сочетании со средними (25 %) и высокими (13 %) нисходящими тонами (см. табл. 4). Однако в начале речи у данного диктора доминирующим терминальным тоном является восходящий тон – 43 % (средний и низкий). Одна из причин частотности употребления этого тона заключается в широком употреблении предложений, характерных для оформления нефинальных, незавершенных частей предложений в ораторской речи. В сочетании с нисходящей шкалой этот тон оформляет неконечные синтагмы, а в сочетании с ровной и восходящей шкалами, частотность каждой из которых в начале речи составляет 12 %, придает звучанию оттенок уверенности, и покровительственности [1; 5] (e. g. The more we learn about the beginning of the war, the more uncertain its rationale seems to be. There was “no doubt» that the new Democrat-dominated US Congress would hold an inquiry into the war. I do think it is important in due course we do precisely the same. I would like an independent inquiry that would examine all the information dispassionately).
Заслуживает внимания тот факт, что частотность употребления ровного терминального тона у данного диктора достаточно низкая в начале речи (как и на всем ее протяжении) – 5 %. В то время как употребление сложных тонов составляет 19 %, что гораздо выше, чем у диктора B.
К середине речи частотность нисходящей шкалы падает до 56 %, но, несмотря на это, она все же остается доминирующей. Возрастает употребление ровной шкалы среднего уровня (25 %), которая является характерной для публичной речи в условиях высоко официальной обстановки.
Вышеупомянутые шкалы сочетаются с высоким (43 %) нисходящим тоном, частотность которых увеличилась по сравнению с началом речи.
Высокий нисходящий тон служит для создания эффекта «контрастности», т. е. выделения и усиления значения слова, на котором они реализуются (e. g. The invasion of Iraq was justified by overegging the threat of Saddam Hussein’s non-existent weapons of mass destruction - perhaps that error was genuine. But the case for war was embellished by linking the Iraqi regime to the 9/11 attacks on New York - for which there is not one shred of evidence. As we moved towards war, that misinformation was compounded by the implication that Saddam’s Iraq was a clear and present danger to the United Kingdom, which plainly it was not. These actions damaged our reputation overseas. And, at home – on the back of the threat of terror and two serious incidents in London – they foreshadowed a political climate in which civil liberties are slowly being sacrificed).
Частотность употребления восходящего тона в середине речи также падает до 25 %, и теперь этот тон используется в основном для оформления мелодического завершения неконечных синтагм. Этому можно противопоставить частотность сложных тонов, которая возрастает до 27 %. Сложные тоны выделяют ситуативные политические ярлыки, которые заслуживают особого внимания слушателей и должны оказать особое воздействие на их чувства [1, 16].
В этой части речи отмечена также скользящая шкала (15 %), которая является характерной для разговорной речи. В сочетании с ровным тоном среднего уровня (5 %), данная структура придает звучанию торжественность.
В конце речи доминирующей шкалой остается постепенно нисходящая шкала (44 %). Нисходящая шкала со специальным подъемом (11 %) включается в качестве средства выделения, подчеркивания одного слова. В сочетании с высоким нисходящим тоном эта структура не только выделяет главное слово во фразе и подчеркивает важность сказанного, но и придает речи выразительность [3, 87] (e. g. The Government has introduced measures to protect against terrorism. These go beyond anything contemplated when Britain faced far more regular - and no less violent - assaults from the IRA. The justification of these has sometimes come close to scaremongering).
Частотность употребления ровной шкалы возросла до 35 %. В конце речи данная шкала сочетается со сложными тонами (32 %), что придает словам, несущим эти тоны, особую выразительность (e. g. That is no longer theoretical: we now have home-grown terrorists – born in Britain, not in the Muslim countries. Will they be encouraged or discouraged to rally to militancy if we bypass the sober rituals of law with which we are familiar?).
Процентный состав терминальных тонов и шкал в среднем по Диктору М на всех композиционных участках речи можно проследить по таблице 4.
Таблица 4
Терминальные тоны и шкалы на разных композиционных участках речи Диктора М
Терминальные тоны |
начало |
середина |
конец |
Нисходящий тон |
32 % |
43 % |
43 % |
Восходящий тон |
43 % |
25 % |
22 % |
Ровный тон |
5 % |
5 % |
- % |
Сложные тоны |
18 % |
27 % |
32 % |
Составные тоны |
2 % |
- |
3 % |
Шкалы |
начало |
середина |
конец |
Нисходящая шкала |
75 % |
56 % |
44 % |
Нисходящая со специальным подъемом |
- |
- |
11 % |
Ровная шкала |
12 % |
25 % |
35 % |
Восходящая шкала |
13 % |
4 % |
10 % |
Скользящая шкала |
- |
15 % |
- |
Мелодическое оформление
базовых и ситуативных
Ситуативные ярлыки (e. g. trouble, forces, changes, hope, democracy, trust) оформлены сложными тонами, а восходящие тоны также оформляют ярлыки в неконечных синтагмах [17, 275] (e. g. Now I tell you that there could not be lasting peace until terrorism, oppression and cruelty had vanished from the Earth. This is an issue that admits no compromise. If you look at what’s happened in Iraq, what’s happened in Iraq is the whole of the nature of the conflict has mutated over the past few years. It began as a conflict to remove Saddam and was over within a few months. We’ve now been - what, four years, American, British forces, the forces of other countries there, with a United Nations resolution, with the consent of the first-ever properly democratically elected government in Iraq. And what we're facing there is a fight against forces that are immensely destructive, using terrorism as a weapon, but who don’t represent the majority of the people in Iraq. And our job is to hold firm in those circumstances).
В оформлении политических ярлыков обоих типов в середине речи наблюдаются изменения, однако, сохраняется общая тенденция к преобладанию нисходящих тонов (44 %) в оформлении базовых ярлыков и сложных тонов (37 %) в оформлении ситуативных (см. табл. 5).
Мелодическое оформление политических ярлыков в конце речи отмечено той же тенденцией, которая зарегистрирована нами в начале и конце речи. Базовые политические ярлыки оформляются в основном нисходящими тонами, а ситуативные политические ярлыки сложными тонами. Восходящим тоном оформляются политические ярлыки обоих типов в неконечных синтагмах [16, 71].
Распределение терминальных тонов у политических ярлыков обоих типов на всех анализируемых участках речи указано в таблице 5.
Таблица 5
Терминальных тоны, оформляющие политические ярлыки на всех
анализируемых участках речи у Диктора М (в %)
Тоны |
Базовые политические ярлыки |
Ситуативные политические ярлыки | ||||||||
НТ |
ВТ |
РТ |
cложные (Нв; Вн) |
сост |
НТ |
ВТ |
РТ |
cложные (Нв; Вн) |
сост | |
начало |
33 % |
51 % |
35 % |
37 % |
- |
47 % |
42 % |
57 % |
35 % |
- |
середина |
44 % |
26 % |
14 % |
28 % |
- |
31 % |
35 % |
11% |
28 % |
- |
конец |
23 % |
23 % |
51 % |
35 % |
- |
22 % |
23 % |
32 % |
37 % |
- |