Фоностилистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение структурно-коммуникативных и интонационных особенностей современной ораторской речи политических деятелей Великобритании.
Объектом данного исследования являются публичные речи политических деятелей Великобритании, запись которых осуществлялась непосредственно в момент выступления ораторов перед аудиторией.
Предметом исследования является непосредственно сама фоностилистика.

Вложенные файлы: 1 файл

Фонолистика курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

Вышеизложенные факты  дают нам основание утверждать, что исполнение Диктора М отличается стабильностью и размеренностью просодического оформления на протяжении всей речи. Эффект стабильного и размеренного исполнения усиливается за счет темповой организацииречи. Темп речи Диктора М может быть оценен как медленный, не изменяющийся на протяжении всей речи. Этот факт позволяет говорить о темповой однородности речи.

В речи Диктора М нами было отмечено большое количество пауз, частотность употребления которых относительно стабильна по всей речи. Необходимо отметить тот факт, что в исполнении Диктора М, в отличие от Диктора B, практически отсутствуют хезитационные паузы.

Небольшое их количество приходится на начало речи (6 %), когда происходит установление контакта с аудиторией. В основной части речи частотность этих пауз падает до 2 %, в конце речи они отсутствуют. Этот факт еще раз свидетельствует в пользу того, что данный оратор чувствует себя уверенно и спокойно в данной ситуации, сохраняя имидж сильного лидера и политика. В таблице 6 указаны типы пауз и их процентный состав от начала к концу речи.

Таблица 6

Распределение пауз в речи Диктора М (в %)

 

начало

середина

конец

Среднее по диктору

Средняя

71 %  

77 %

79 %

72 %

Длительная

24 % 

21 %

21 %

24 %

Хезитации

5 % 

2 %

-

3 %


 

В мелодическом репертуаре Диктора В отмечаются структуры, характерные для официальной ораторской речи, которые свидетельствуют о высокой степени контроля над речью и придают речи торжественность и весомость звучания: ровная шкала в сочетании с ровным тоном среднего регистра, восходящая шкала в сочетании с восходящим тоном. Восходящая шкала, употребляемая Диктором В, в сочетании с низким восходящим тоном придает речи оттенок уверенности и покровительственности.

Сложные терминальные тоны, оформляющие политические ярлыки Диктора В, выполняют выделительную функцию, т. е. придают речи особую выразительность и экспрессивность. Оформление базовых ярлыков у Диктора В соответствует характеру официальной ораторской речи: в них превалируют нисходящие и ровные тоны, а просодическая форма направлена на поддержание и закрепление имиджа сильного лидера, целиком и полностью владеющего ситуацией [15, 13].

Темповая организация речи Диктора В отражает сложность ситуации и эмоциональный настрой оратора: нарастание уверенности, более полное владение ситуацией в определенной степени отражается в исчезновении пауз хезитации и ускорении темпа к концу речи. Нисходящая и ровная шкалы в сочетании с нисходящими, ровными тонами, которые употребляет в своей речи Диктор М, соответствуют стилю официальной ораторской речи, в то время как наличие скользящей шкалы придает речи «разговорный» эффект;

В мелодическом оформлении политических ярлыков у Диктора М отмечены две основные тенденции: превалирование нисходящего тона в оформлении базовых ярлыков, с одной стороны, и сложных тонов в оформлении ситуативных ярлыков, с другой.

В целом, согласно полученным результатам в практической части, можно сделать следующие выводы:

• в мелодическом репертуаре Диктора В отмечаются структуры, характерные для официальной ораторской речи, которые свидетельствуют о высокой степени контроля над речью и придают речи торжественность и весомость звучания: ровная шкала в сочетании с ровным тоном среднего регистра, восходящая шкала в сочетании с восходящим тоном;

• восходящая шкала, употребляемая  Диктором В, в сочетании с низким восходящим тоном придает речи оттенок  уверенности и покровительственности;

• структуры, зарегистрированные в середине и конце речи Диктора  В, придают речи оттенок дружеского участия и являются характерными скорее для эмоциональной речи, чем для официально торжественной;

• насыщенность речи политическими  ярлыками у Диктора В увеличивается  от начала к концу; мелодическое оформление ситуативных политических ярлыков  направлено на привлечение внимания аудитории к основным моментам в речи;

• сложные терминальные тоны, оформляющие политические ярлыки Диктора В, выполняют выделительную  функцию, т. е. придают речи особую выразительность  и экспрессивность;

• оформление базовых  ярлыков у Диктора В соответствует характеру официальной ораторской речи: в них превалируют нисходящие и ровные тоны, а просодическая форма направлена на поддержание и закрепление имиджа сильного лидера, целиком и полностью владеющего ситуацией;

• темповая организация речи Диктора В отражает сложность ситуации и эмоциональный настрой оратора: нарастание уверенности, более полное владение ситуацией в определенной степени отражается в исчезновении пауз хезитации и ускорении темпа к концу речи;

• исполнение Диктора  М отличает стабильность и размеренность;

• мелодическое и темповое оформление речи Диктора М соответствует  тем задачам и имиджевым установкам, которые стоят перед оратором;

• нисходящая и ровная шкалы в сочетании с нисходящими, ровными тонами, которые употребляет в своей речи Диктор М, соответствуют стилю официальной ораторской речи, в то время как наличие скользящей шкалы придает речи «разговорный» эффект;

• в мелодическом оформлении политических ярлыков у Диктора  М отмечены две основные тенденции: превалирование нисходящего тона в оформлении базовых ярлыков, с одной стороны, и сложных тонов в оформлении ситуативных ярлыков, с другой;

• столь своеобразное оформление политических ярлыков свидетельствует  о том, что в начале речи у Диктора  М, в отличие от Диктора B, основную смысловую нагрузку получают ситуативные ярлыки, что отражается в их мелодическом оформлении, что также связано с имиджевыми установками оратора, а также с целью привлечение внимания аудитории к главным проблемам, раскрываемым в речи;

• в целом, исполнение Диктора М отмечено медленным темпом и темповой однородностью речи.

 

Заключение

Наряду с функциональной стилистикой, фоностилистика, изучающая экспрессивные свойства произносительных вариантов высказывания, охватывает дифференцированную область социально-апеллятивной реализации звучащей речи. Тем самым определяется спектр классифицированного критерия признаков устной речи.

Настоящая работа представляет собой экспериментально-фонетическое исследование, в ходе которого была предпринята попытка выявить характер интонационного оформления компонентов основной части речей политических лидеров. Исследование осуществлялось в соответствии с задачами, поставленными во Введении.

Впервые политические речи исследовались с точки зрения диахронии. Усиление просодического аспекта риторики во второй половине XX века несомненно выделяет оратора как специфическую языковую личность, соответствующую определенному периоду XX века и дает начало изучения ораторской речи с точки зрения фоностилистики. Несмотря на некоторые различия политического имиджа ораторов, можно констатировать однонаправленность просодической реализации их речей.

Наличие динамики в диахронии  языка свидетельствует об изменениях, происходящих на различных уровнях  языка, которые довольно легко обнаруживаются и поддаются изучению, являясь предметом исторической лингвистики.

Как показало проведенное  исследование, различия интеллективного и эмотивного аспектов содержательного компонента находятся в прямой зависимости от социально-политического развития британского общества, демократизации. Преобразования, происходящие в мире, вовлекают широкие массы в активное участие в политике. Исторический взгляд на экономические проблемы страны облегчает понимание долговременных тенденций развития политической культуры.

Оратор на протяжении всей речи имеет в виду активную роль аудитории, и это отражается в выборе способа подачи информации, характере изложения. В соответствии с этим, общая тенденция выражается в том, что для речей политиков-ораторов употребление некоторых приемов разговорного стиля, наличие диалогичных форм общения, обратной связи с аудиторией, интонационное выражение динамики развития коммуникативного намерения. Таким образом, обнаруживается, что монологичная речь производит впечатление высокой степени произвольности. Аудитория спонтанно реагирует на публичное выступление оратора, награждает его аплодисментами, выкриками одобрения или, наоборот, шумом. Значительное внимание ораторов к аудитории на просодическом уровне выражалось в наличии сверхдлительных пауз для того, чтобы услышать реакцию аудитории.

В ходе исследования были выявлены и описаны лексико-синтаксические средства и просодические модели, наиболее часто встречающиеся в оформлении трех компонентов основной части: констатации, доказательства, опровержения. В процессе анализа было обнаружено, что меняется характер просодической структуры. Так, в первую очередь, изменения касаются способов выделения ядра информационного центра как при передачеинтеллективной, так и модально-эмоциональной информации. Также были определены наиболее характерные для этих типов показатели отдельных параметров - тональный диапазон, громкость, скорость речи, паузация.

В британской ораторской речи, наряду с линейными показателями интонации, продуктивно используются различные средства, выражающие наиболее эмоционально-экспрессивные качества, порождающие фоностилистическую сущность речи. 

Таким образом, в британской ораторской речи функционирует система интонационных средств как показатель фоностилистики, определяющая гибкость, изящность устной формы выражения структурно-семантических параметров высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анисимова Т. А. Лингвистические характеристики публицистического текста (на материале аналитических статей современной британской прессы): Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.04. − М., 1998. – 18 с.
  2. Антипова А. М. Фоностилистика английского языка. – М.: Высшая Школа, 1981. – 127 с.
  3. Арнольд Г. Ф., О’Коннор Дж. Интонация разговорной английской речи. – М.: Высшая Школа, 1984. – 270 с
  4. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). - М.: Просвещение, 1990. - С. 64.
  5. Бокмельдер Д. А. Стратегии убеждения в политике: анализ дискурса на материале современного английского языка: Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.04. − Иркутск, 2000. – 23 с.
  6. Бубнова Г. И. Устнопорождаемая речь как объект лингвистического исследования // Вопросы филологии. – М., 1999. − № 1. – С. 16 − 19.
  7. Векшин Г.В. К проблеме суперсегментной организации текста: Лингвоэстетический аспект // Вопросы языкознания. – 1989. – № 6. – С. 64–77.
  8. Векшин Г.В. О соотношении суперсегментной и сегментно-звуковой организации текста // Межуровневые связи в системе языка: Сб. научн. трудов. – М.: Изд-во УДН, 1989. – С. 86–93.
  9. Векшин Г.В. Проблема эстетической функции языка в связи с организацией низших уровней текста // Методология лингвистики и аспекты изучения языка. – М., 1988. – С. 112–121.
  10. Векшин Г.В. Звуковое равновесие и эстетика текста (Из наблюдений над вокалической симметрией стиха) // Единицы поэтической речи и их функции (Сб. научн. трудов МГИИЯ им. М. Тореза. Вып. 352). – М.: Изд-во МГИИЯ, 1990. – С. 135–142.
  11. Вишневская Г.М., Карабанова (Егорова) А.А. Фоностилистическая характеристика звукоподражаний. Тезисы доклада. // Знак: иконы, индексы, символы: тезисы докладов международной конференции. – СПб: СПбГУ, 2005. – С. 19-20
  12. Воронин С.В. Основы фоностилистики. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - С. 200
  13. Данилова М.Э. К вопросу о стилитстических особенностях английских рифм // Университетские чтения – 2007: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. – Часть VI. –С. 110-117.
  14. Данилова М.Э. Об одном звукоизобразительном свойстве английских долгих гласных // Молодая наука – 2007: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. – Часть IV. – С. 89-93.
  15. Данилова М.Э. Английская рифма в фоностилистическом аспекте (семантическое поле «резать») // Теоретические и прикладные аспекты исследования языков. Симпозиум X. Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». 8 – 12 октября 2007 г. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С. 13-15.
  16. Егорова А.А. Фоносемантическая характеристика английских рифм. Тезисы доклада. // Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. – Иваново: ИвГУ. – Ч. VIII. – 2007. – С.71-72.
  17. Егорова А.А. Особенности отражения входных единиц в словаре Питера и Ионы Оупи «The Oxford Dictionary of Nursery Rhymes». Тезисы доклада. // Современная лексикография: глобальные проблемы и национальные решения: материалы VII Международной школы-семинара. – Иваново: ИвГУ, 2007. – С. 275-276.
  18. Егорова А.А. Звукосимволизм как фоностилистическое средство. Статья. // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы региональной научно-практической конференции 14-15 ноября. - Мурманск, 2006. – С. 27-29.
  19. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1981. - С. 28
  20. Карабанова А.А. Фоносемантические характеристики некоторых английских звукоподражательных единиц. Тезисы доклада. // Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. – Иваново: ИвГУ. – Ч. VII. – 2006. – С. 55.
  21. Карабанова А.А.  Фоносемантические характеристики некоторых английских звукоподражательных единиц. Тезисы доклада. // Проблемы риторики языковых единиц в контексте культуры: международная науч.-практич. конф. – М. – Кострома, 2006. – С.73-75.
  22. Миронова Н. И. Устный спонтанный диалог и явления речевого колебания (теоретический и прикладной аспект): Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.04. − М., 1994. – 19 с.
  23. Михалев А.Б. О проекте создания фоносемантического словаря английских рифм // Университетские чтения – 2007: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. - Часть I. – С. 51-58.
  24. Москвин В.П. Стилистически оправданные повторы и их классификации // Языковая личность: Проблемы креативной семантики / Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 108.
  25. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. – М.: Наука, 1982. – 135 с.
  26. Пузырев А.В. Анаграммы как явление языка. Опыт системного осмысления. - М., Пенза: Ин-т языкознания РАН, ППГУ им. В.Г. Белинского, 1995 . - С. 262.
  27. О ритмичности  английской речи: Sokolova M.A. et al. English phonetics. A Theoretical course / - M.: VLADOS, 1996. – P. 164. 
  28. Постникова Л. В. Просодия и политический имидж оратора (на материале речей британских лидеров): Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.04. − М., 2003. – 19 с.
  29. Почепцов Г. Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. – М.: Прогресс, 1999. – 623 с.
  30. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: Прогресс, 2001. – 652 с.
  31. Сейранян М. Ю. Роль просодии в реализации риторической ориентированности академической публичной речи: Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.04. – М., 2003. – 21 с.
  32. Шахбагова Д. А. О критериях выделения высотных уровней при анализе просодии речи // Сб. научн. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. – М., 1982. – Вып. 216. – С. 128-134.
  33. Crystal D. The English Tone of Voice. – Edward Arnold: London, 1995. – 210 p.
  34. Crystal D, Davy D. Investigating English Style. – Bloomington & London: Indiana University Press, 1981. – 264 p.
  35. Gimson A. C. An Introduction to the Pronunciation of English. – Cambridge University Press, 1989. – 364 p.
  36. Pike K. Phonetics: a critical analysis of phonetic theory and a technique for the practical description of sounds. – Michigan University Press, 1983. – 182 р.

 

 




Информация о работе Фоностилистика