Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структурно-коммуникативных и интонационных особенностей современной ораторской речи политических деятелей Великобритании.
Объектом данного исследования являются публичные речи политических деятелей Великобритании, запись которых осуществлялась непосредственно в момент выступления ораторов перед аудиторией.
Предметом исследования является непосредственно сама фоностилистика.
Вышеизложенные факты дают нам основание утверждать, что исполнение Диктора М отличается стабильностью и размеренностью просодического оформления на протяжении всей речи. Эффект стабильного и размеренного исполнения усиливается за счет темповой организацииречи. Темп речи Диктора М может быть оценен как медленный, не изменяющийся на протяжении всей речи. Этот факт позволяет говорить о темповой однородности речи.
В речи Диктора М нами было отмечено большое количество пауз, частотность употребления которых относительно стабильна по всей речи. Необходимо отметить тот факт, что в исполнении Диктора М, в отличие от Диктора B, практически отсутствуют хезитационные паузы.
Небольшое их количество приходится на начало речи (6 %), когда происходит установление контакта с аудиторией. В основной части речи частотность этих пауз падает до 2 %, в конце речи они отсутствуют. Этот факт еще раз свидетельствует в пользу того, что данный оратор чувствует себя уверенно и спокойно в данной ситуации, сохраняя имидж сильного лидера и политика. В таблице 6 указаны типы пауз и их процентный состав от начала к концу речи.
Таблица 6
Распределение пауз в речи Диктора М (в %)
начало |
середина |
конец |
Среднее по диктору | |
Средняя |
71 % |
77 % |
79 % |
72 % |
Длительная |
24 % |
21 % |
21 % |
24 % |
Хезитации |
5 % |
2 % |
- |
3 % |
В мелодическом репертуаре Диктора В отмечаются структуры, характерные для официальной ораторской речи, которые свидетельствуют о высокой степени контроля над речью и придают речи торжественность и весомость звучания: ровная шкала в сочетании с ровным тоном среднего регистра, восходящая шкала в сочетании с восходящим тоном. Восходящая шкала, употребляемая Диктором В, в сочетании с низким восходящим тоном придает речи оттенок уверенности и покровительственности.
Сложные терминальные тоны, оформляющие политические ярлыки Диктора В, выполняют выделительную функцию, т. е. придают речи особую выразительность и экспрессивность. Оформление базовых ярлыков у Диктора В соответствует характеру официальной ораторской речи: в них превалируют нисходящие и ровные тоны, а просодическая форма направлена на поддержание и закрепление имиджа сильного лидера, целиком и полностью владеющего ситуацией [15, 13].
Темповая организация речи Диктора В отражает сложность ситуации и эмоциональный настрой оратора: нарастание уверенности, более полное владение ситуацией в определенной степени отражается в исчезновении пауз хезитации и ускорении темпа к концу речи. Нисходящая и ровная шкалы в сочетании с нисходящими, ровными тонами, которые употребляет в своей речи Диктор М, соответствуют стилю официальной ораторской речи, в то время как наличие скользящей шкалы придает речи «разговорный» эффект;
В мелодическом оформлении политических ярлыков у Диктора М отмечены две основные тенденции: превалирование нисходящего тона в оформлении базовых ярлыков, с одной стороны, и сложных тонов в оформлении ситуативных ярлыков, с другой.
В целом, согласно полученным
результатам в практической части,
можно сделать следующие выводы
• в мелодическом репертуаре Диктора В отмечаются структуры, характерные для официальной ораторской речи, которые свидетельствуют о высокой степени контроля над речью и придают речи торжественность и весомость звучания: ровная шкала в сочетании с ровным тоном среднего регистра, восходящая шкала в сочетании с восходящим тоном;
• восходящая шкала, употребляемая
Диктором В, в сочетании с низким
восходящим тоном придает речи оттенок
уверенности и
• структуры, зарегистрированные в середине и конце речи Диктора В, придают речи оттенок дружеского участия и являются характерными скорее для эмоциональной речи, чем для официально торжественной;
• насыщенность речи политическими ярлыками у Диктора В увеличивается от начала к концу; мелодическое оформление ситуативных политических ярлыков направлено на привлечение внимания аудитории к основным моментам в речи;
• сложные терминальные тоны, оформляющие политические ярлыки Диктора В, выполняют выделительную функцию, т. е. придают речи особую выразительность и экспрессивность;
• оформление базовых ярлыков у Диктора В соответствует характеру официальной ораторской речи: в них превалируют нисходящие и ровные тоны, а просодическая форма направлена на поддержание и закрепление имиджа сильного лидера, целиком и полностью владеющего ситуацией;
• темповая организация речи Диктора В отражает сложность ситуации и эмоциональный настрой оратора: нарастание уверенности, более полное владение ситуацией в определенной степени отражается в исчезновении пауз хезитации и ускорении темпа к концу речи;
• исполнение Диктора М отличает стабильность и размеренность;
• мелодическое и темповое
оформление речи Диктора М соответствует
тем задачам и имиджевым
• нисходящая и ровная
шкалы в сочетании с
• в мелодическом оформлении политических ярлыков у Диктора М отмечены две основные тенденции: превалирование нисходящего тона в оформлении базовых ярлыков, с одной стороны, и сложных тонов в оформлении ситуативных ярлыков, с другой;
• столь своеобразное оформление политических ярлыков свидетельствует о том, что в начале речи у Диктора М, в отличие от Диктора B, основную смысловую нагрузку получают ситуативные ярлыки, что отражается в их мелодическом оформлении, что также связано с имиджевыми установками оратора, а также с целью привлечение внимания аудитории к главным проблемам, раскрываемым в речи;
• в целом, исполнение Диктора М отмечено медленным темпом и темповой однородностью речи.
Заключение
Наряду с функциональной стилис
Настоящая работа представляет
собой экспериментально-
Впервые политические речи
исследовались с точки зрения диахронии. Усиление просодического аспекта риторики
во второй половине XX века несомненно
выделяет оратора как специфическую языковую личност
Наличие динамики в диахронии языка свидетельствует об изменениях, происходящих на различных уровнях языка, которые довольно легко обнаруживаются и поддаются изучению, являясь предметом исторической лингвистики.
Как показало проведенное исследование, различия интеллективного и эмотивного аспектов содержательного компонента находятся в прямой зависимости от социально-политического развития британского общества, демократизации. Преобразования, происходящие в мире, вовлекают широкие массы в активное участие в политике. Исторический взгляд на экономические проблемы страны облегчает понимание долговременных тенденций развития политической культуры.
Оратор на протяжении
всей речи имеет в виду активную
роль аудитории, и это отражается
в выборе способа подачи информации,
характере изложения. В соответствии
с этим, общая тенденция выражается
в том, что для речей политиков-
В ходе исследования были
выявлены и описаны лексико-
В британской ораторской
речи, наряду с линейными показателями
интонации, продуктивно используются
различные средства, выражающие наиболее эмоционально-экспрессивные
качества, порождающие фоностилистическую
Таким образом, в британской ораторской речи функционирует система интонационных средств как показатель фоностилистики, определяющая гибкость, изящность устной формы выражения структурно-семантических параметров высказывания.
Список литературы