Формирование универсальных умений школьников в контексте современного языкового образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в рассмотрении понятия универсальных учебных умений в контексте современного языкового образования.
Для достижения поставленной цели выдвигались следующие задачи:
проанализировать роли и места иностранных языков в системе иноязычного образования;
изучить цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов;
исследовать понятие универсальных учебных умений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………..………………….3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ .....................................................................................................6
1.1. Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования………………………………………………………………….…….6
1.2. Цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов………………………….………………………...12
Выводы по первой главе………………………..……………………………….18
2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………..…………………………………..19
2.1. Понятие универсальных учебных умений………………..……………….19
2.2. Возможности формирования универсальных учебных умений средствами иностранного языка на уроке………….………………………………………..26
Выводы по второй главе…………………………………………………...........31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………..………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТиМО Покатова.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Формирование универсальных учебных умений реализуется в иностранном языке в четырех видах деятельности (чтении, письме, аудировании, говорении).27

Ниже представлены системы упражнений по формированию универсальных учебных умений в различных видах деятельности.

Аудирование (восприятие и понимание со слуха):

    1. повторение иноязычной речи за диктором (в паузу или синхронно на том же языке);
    2. упражнения на развитие речевого слуха (аудирование со зрительной опорой, например: учебный видеофильм; направленное аудирование: на узнавание конкретных слов, извлечение информации);
    3. упражнения на тренировку памяти (подготовленное аудирование – согласиться или опровергнуть утверждения после прослушивания текста, запомнить даты, имена и др.);
    4. упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования (например, подобрать определения к словам, составить словосочетания с существительными, продолжить фразу, определить содержание по заголовку и т.д.).

Чтение (формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучаещего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретных задач):

    1. задания на множественную подстановку (например, подобрать заголовок к параграфу);
    2. задания на множественный выбор (проверяется общее понимание прочитанного (умение обобщать информацию), установление логических связей текста, детальное понимание текста на уровне смысловых идей и связей);
    3. восстановление текста (вставить недостающие слова в текст);
    4. поиск конкретной информации (ответить на вопросы к тексту).

Говорение:

Пути формирования умения:

  • Монолог

1) сверху вниз (предполагает развитие  монологических умений на основе прочитанного текста, например: определить основную идею текста);

2) снизу вверх (без опоры на  текст, исходя из тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики, грамматики, речевых структур, например: ответить на вопросы, описать картинку).

    • Диалог

1) сверху вниз (по исходному диалогу-образцу разыграть подобный диалог);

2) снизу вверх (без опоры на диалог-образец воспроизвести диалог).

 

Письмо:

1) списывание с дополнительным заданием (раскрыть скобки, вставить пропущенные слова);

2) выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста (ответов на вопросы);

3) упражнения на трансформации (грамматические, лексические, синтаксические трансформации);

4) нахождение в предложениях и текстах ошибок, связанных с нарушением лексических, грамматических, стилистических норм употребления;

5) упражнения на логическое развитие замысла (завершить предложение, составить вопросы к имеющимся ответам, предвосхитить окончание текста);

6) упражнение на сжатие текста (на выделение ключевой мысли, отбрасывание деталей, например: составить план текста);

7) упражнение на расширение текста (добавление своих комментариев);

8) составление плана-конспекта/графической схемы-опоры ответа.

 

 

 

Выводы по второй главе

Каждый учитель стремился, стремится и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить своих учеников основательными знаниями, уделяя особое внимание формированию универсальных учебных умений.

Универсальные учебные умения – это освоенные учеником способы выполнения действий на базе имеющихся знаний и навыков. То есть, универсальные учебные умения – это сознательное владение каким-либо приемом деятельности в обучении, “умение учиться”.

Универсальные учебные умения представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Они формируются и отрабатываются с помощью упражнений в постоянно изменяющихся условиях. Для них характерны низкая скорость выполнения действия, осознанность, правильность и развернутость действий.

Начать формировать универсальные учебные умения надо с самых первых уроков в школе. Применительно к иностранным языкам упражнения, имеющие цель сформировать умения, могут быть различны, но все вместе должны охватывать все виды универсальных учебных умений:

  1. учебно-организационные;
  2. учебно-интеллектуальные;
  3. учебно-информационные;
  4. учебно-коммуникативные.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует сказать, что роль иностранного языка в системе образования претерпела значительные изменения, и из простого учебного предмета он превратился в ключевую составляющую современной системы образования. Возрастает значимость владения иностранным языком, умений практически пользоваться им.

Основными целями обучения иностранному языку являются практические: научить учащихся пользоваться иностранным языком как средством общения в определенных пределах, т.е. на ограниченном, но коммуникативно-достаточном уровне, позволяющем учащимся выражать свои мысли в устной форме и понимать устную и письменную речь определенной сложности  и определенного объема. При обучении иностранному языку преследуются: развивающая, образовательная и воспитательная цели, которые решаются в единстве с практическими целями и на их основе. А задачи различаются в зависимости от ступени обучения.

Каждый учитель уделяет особое внимание формированию универсальных учебных умений.

Универсальные учебные умения – это сознательное владение каким-либо приемом деятельности в обучении, то есть “умение учиться”.

Применительно к иностранным языкам упражнения, имеющие цель сформировать умения, могут быть различны, но все вместе должны охватывать все виды универсальных учебных умений:

  1. учебно-организационные;
  2. учебно-интеллектуальные;
  3. учебно-информационные;
  4. учебно-коммуникативные.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: 1977. – С. 256
  2. Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т.И. Зелениной. – Ижевск: Изд-во “Удмуртский университет”, 2012. – С. 212
  3. Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся. – М.: 1984. – C. 198
  4. Методика преподавания иностранного языка: общий курс [учеб. пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ – Москва: Восток – Запад, 2008. – С. 253 
  5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 576
  6. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования  / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина – 10-е изд., перераб. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – С. 608
  7. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 1-4 классы. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012. – С. 157 – (Стандарты второго поколения).
  8. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012. – С. 202 – (Стандарты второго поколения).
  9. Прокопович Ю.А. Особенности формирования общеучебных умений и навыков первоклассников / Ю.А. Прокопович // Начальная школа. – 2007. - №6. – С.36-38
  10. Рогова Г.В. Цели и задачи обучения иностранным языкам// Общая методика обучения иностранным языкам/ под ред. А.А.Миролюбова. М.: Русский язык, 1991. С. 157
  11. Роль и место иностранного языка в системе иноязычного образования. / Лекции по теории и методики преподавания немецкого языка, Славянский –на –Кубани Государственный Педагогический Институт, Славянск-на-Кубани,  Кузнецова Е.П./ 2006 
  12. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков у школьников / М. Ступницкая // Школьный психолог. – 2006. - №7. – С. 20-29
  13. Татьяченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков// Школьные технологии. – 2002. - №5. – С. 42-55
  14. Татьяченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. - №8. – С. 115-126
  15. Иностранный язык и образование / Образовательный центр “ШАНС”/. URL: http://student45.ru/why-studying/foreign-language-and-education/
  16. Определение цели обучения иностранным языкам на современном этапе / Аникушина Л.И. / URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/opredelenie-celi-obucheniya-inostrannym-yazykam
  17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768
  18. Развитие умения учится на уроках иностранного языка. /Кузовлев В.П./. URL: http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=16047
  19. Роль и значение немецкого языка / Симонян А.С/. URL: kizlicey2.dagschool.com/storage/files/2.doc
  20. Сто советов учителю (в сокращении) / Сухомлинский В.А. /. URL: http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/134-q-q-?tmpl=component&print=1&page=
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
  24. Цели и задачи обучения иностранным языкам. / Сайт для учителей немецкого языка / URL: http://www.nemutsch.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=46:tseliizadatschiobutschenija&catid=34:metodika&Itemid=55

1 Роль и место иностранного языка в системе иноязычного образования. / Лекции по теории и методики преподавания немецкого языка, Славянский –на –Кубани Государственный Педагогический Институт, Славянск-на-Кубани,  Кузнецова Е.П./ 2006

2 Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т.И. Зелениной. – Ижевск: Изд-во “Удмуртский университет”, 2012. – С. 17-28

3 Роль и значение немецкого языка / Симонян А.С/. [Электронный ресурс]. - URL: kizlicey2.dagschool.com/storage/files/2.doc

4  Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 1-4 классы. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-10

5  Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012. – С. 8-9

6 Методика преподавания иностранного языка: общий курс [учеб. пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ – Москва: Восток – Запад, 2008. – С. 45-67

7 Методика преподавания иностранного языка: общий курс [учеб. пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ – Москва: Восток – Запад, 2008. – С. 89-92

8 Рогова Г.В. Цели и задачи обучения иностранным языкам// Общая методика обучения иностранным языкам/ под ред. А.А.Миролюбова. М.: Русский язык, 1991. С.75-82.

9 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [Электронный ресурс]. -  URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768

10 Определение цели обучения иностранным языкам на современном этапе / Аникушина Л.И. / [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/opredelenie-celi-obucheniya-inostrannym-yazykam

11 Цели и задачи обучения иностранным языкам. / Сайт для учителей немецкого языка / [Электронный ресурс]. – URL:

http://www.nemutsch.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=46:tseliizadatschiobutschenija&catid=34:metodika&Itemid=55

12 Иностранный язык и образование / Образовательный центр “ШАНС”/. [Электронный ресурс]. - URL: http://student45.ru/why-studying/foreign-language-and-education/

13 Определение цели обучения иностранным языкам на современном этапе / Аникушина Л.И. / [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/opredelenie-celi-obucheniya-inostrannym-yazykam

14 Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования  / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина – 10-е изд., перераб. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – С. 130 - 131

15 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

16 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

17 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

18 Татьяченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. - №8. – С. 115-126

19 Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков у школьников / М. Ступницкая // Школьный психолог. – 2006. - №7. – С. 20-29

20 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

21  Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: 1977. – С. 15-22

22 Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся. – М.: 1984. – C. 56

23  Татьяченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. - №8. – С. 115-126

24  Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся. – М.: 1984. – C. 74-112

25 Сто советов учителю (в сокращении) / Сухомлинский В.А. /. [Электронный ресурс]. - URL: http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/134-q-q-?tmpl=component&print=1&page=

26  Развитие умения учится на уроках иностранного языка. /Кузовлев В.П./. [Электронный ресурс]. - URL: http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=16047

27 Развитие умения учится на уроках иностранного языка. /Кузовлев В.П./. [Электронный ресурс]. - URL: http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=16047


Информация о работе Формирование универсальных умений школьников в контексте современного языкового образования