Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:55, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.
В процессе нашего исследования нами была поставлена цель: развитие коммуникативных умений учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.
Из поставленной нами цели следуют задачи:
- проработка научной литературы по заявленной тематике;
- разработка блока упражнений по формированию коммуникативных навыков;
- применение методических разработок в условиях экспериментальных исследований;
- оценка результатов эффективности разработанных упражнений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках немецкого языка в средней школе………………………………………..7
Психологические аспекты обучения подростка говорению на основе чтения………………………………………………………………….7
Чтение как вид речевой деятельности……………………………..11
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам……………15
1.4. Говорение как вид речевой деятельности…………………...……...26
Глава 2 Опытно исследовательская работа по проблеме: «использование навыков и умений чтения при обучении говорению на иностранном языке учащихся 5-6 классов основной школы»…………………………………35
2.1. Организационно-диагностический этап...............................................35
2.2.Интерпритация полученных данных......................................................43
2.3. Обобщающий этап...................................................................................45
Заключение......................................................................................................47
Список литературы......................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

катюхина курсовая(дипломная).doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Запоминание при чтении может быть как непроизвольным, так  и произвольным. Первое имеет место  преимущественно при быстром (ознакомительном) чтении, когда внимание читающего целиком направлено на содержание текста (вместе с содержанием, он запоминает и его языковую форму). Результативность запоминания этого вида особенно ощутима при обильном чтении, поэтому на всех ступенях обучения рекомендуется читать много легких (для соответствующего уровня) текстов. Произвольное запоминание достигается тем, что внимание учащегося сознательно (при помощи специальных заданий учителя или по собственной инициативе) направляется не только на содержание, но и на языковые средства его выражения.

В практике работы необходимо опираться на оба вида запоминания, и, подчеркивая назначение учебного текста с этой точки зрения, в  методической литературе часто различают  тексты для экстенсивного и интенсивного чтения. В первом случае объектом работы, которая основывается на ознакомительном чтении, является только содержание текста, а во втором, строящемся на изучающем чтении, - и его языковой материал.

Запоминание языкового  материала, происходящее во время чтения, обеспечивает накопление положительного языкового опыта, наличие которого - необходимое условие правильности устной речи (говорения): в текстах изучаемые языковые единицы многократно повторяются в разнообразных контекстах, благодаря чему в сознании учащегося уточняются их семантические границы и нормы употребления (сочетаемость лексических единиц, наполнение грамматических структур, соотнесение и тех и других с разными ситуациями общения).

Положительное влияние  чтения на развитие устной речи оказывается  возможным благодаря тому, что  в процессы чтения (и тихого и громкого) вовлечены все анализаторы, участвующие в говорении.

Помимо этого, содержание прочитанных текстов служит основой  для многих упражнений, непосредственно  направленных на развитие устной речи – вопросно-ответные упражнения, пересказы, беседы и дискуссии по прочитанному и др.

Особое место занимает чтение вслух. Оно широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом работы при  объяснении нового языкового материала. Общность коммуникативных задач (передача информации) и наличие громкой внешней речи делает чтение вслух ценным упражнением в развитии умения говорить: оно дает возможность работать над выразительностью и обращенностью речи, постепенно увеличивать ее темп, сохраняя при этом правильность.

Упомянутые учебные функции чтения связаны с овладением учащимися языковым материалом и развитием их устной речи. Наряду с этим в учебном процессе используются построенные на чтении формы работы, целью которых является тренировка тех или иных комплексов операций, необходимых для протекания чтения как речевой деятельности.

Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой  деятельности. Соблюдение этого положения  очень важно, так как оно не только создает правильную ориентацию учащихся, но и способствует более быстрому формированию необходимых умений на иностранном языке. Возможности чтения как средства обучения часто приводят к тому, что на практике оно и используется преимущественно в этой функции: тексты предназначаются для ознакомления с новым языковым материалом, для пересказов близко к тексту и т.д.

Эти виды работы, полезные в других отношениях, задерживают  становление зрелого чтения, и  у учащихся складывается отношение  к чтению текста как к упражнению с языковым материалом. В результате чтение как речевое умение у многих выпускников школы не достигает уровня, позволяющего пользоваться им практически. Чтобы это не происходило, тексты необходимо в первую очередь рассматривать, как материла для практики в деятельности. Поэтому чтение текста всегда должно выступать как конкретный акт коммуникации, т.е. быть направлено на его понимание, причем не на понимание вообще, а той степени полноты и точности, которая соответствует развиваемому в данный момент виду чтения.

Управление характером понимания (видом чтения) осуществляется в учебном процессе с помощью задания учащемуся для чтения текста и последующей проверки понимания содержания (не отдельных языковых фактов) прочитанного. Поэтому и задание, и способ проверки понимания должны соответствовать как развиваемому виду чтения, так и друг другу. Учащиеся должны при этом знать, что успешность выполнения ими задания оценивается по тому, насколько полнота и точность понимания соответствуют требуемым.

Применение текста для  других (помимо развития чтения) целей  должно осуществляться лишь после того, как текст был использован в своей основной функции - для обучения чтению.

Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Спецификой чтения как речевой деятельности является то, что оно используется при решении задач познавательного плана. Будучи всегда направленным на получение информации, оно само может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим важное значение приобретает содержание текстов для чтения. Оно фактически предопределяет, будут ли учащиеся относиться к чтению на иностранном языке как к способу получения информации. Поэтому все тексты должны представлять для них определенный интерес, быть для них значимыми.

Наряду с этим обучение следует строить так, чтобы чтение вызывало умственную активность учащихся, сопровождалось решением определенных мыслительных задач, требующих осмысления содержащихся в тексте фактов, их сопоставления, группировки и т.д. Помимо легких текстов необходимо читать и такие, которые представляют для учащихся известные трудности, как по содержанию, так и по языку, ибо наличие трудностей активизирует работу мышления.

Обучение чтению на иностранном  языке должно опираться на имеющийся  у учащихся опыт чтения на родном языке. Идентичность процесса чтения на разных языках служит основанием для переноса уже имеющихся у учащихся приемов зрелого чтения на родном языке в чтение на иностранном. Одним из важнейших условий такого переноса является соответствующее отношение учащихся к чтению на иностранном языке.

Привычным на родном языке является чтение про себя, поэтому и при обучении иностранному языку его следует вводить, возможно, раньше (уже в 4 классе, после овладения буквенно-звуковой символикой). На родном языке учащиеся читают по-разному, в зависимости от цели чтения; для переноса этой особенности необходимо ориентировать учащихся на разные виды чтения текстов на иностранном языке. Это достигается не только методическими приемами учителя, но и подбором соответствующих материалов. Наиболее подходящими являются тексты, легкие в языковом отношении - условия их чтения приближаются к условиям чтения на родном языке, что делает возможным использование тех же приемов и на иностранном языке.

Наконец, наименее затрудненным, а потому наиболее благоприятным  для переноса соответствующих приемов из родного языка, является ознакомительное чтение, поэтому, оно должно быть первым видом чтения, которым учащиеся овладевают на иностранном языке. Изучающее чтение более сложно с точки зрения извлечения информации, поэтому его целесообразно вводить тогда, когда учащиеся уже приобрели некоторый опыт в первом виде чтения.

При обучении пониманию читаемого  следует опираться на овладение  учащимися структурой языка, его  структурными и строевыми элементами. Их функцией является оформление, и передача смысловых отношений между самостоятельными предметами мысли. Владение ими не только облегчает и ускоряет процесс чтения, так как позволяет читающему быстро и правильно членить предложения текста на синтагмы и устанавливать смысловые отношения между элементами текста разных уровней, но и обеспечивает возможность точного понимания текста.

Обучение чтению должно включать не только рецептивную, но и репродуктивную деятельность учащихся. Хотя чтение относится  к рецептивным видам речевой  деятельности, его протекание требует ряда операций репродуктивного характера, которые ярче всего прослеживаются во внутреннем проговаривании и в действии механизмов прогнозирования. Нормальное функционирование чтения предполагает очень быстрое протекание этих процессов, что возможно лишь при автоматизации соответствующих навыков и у читающего. Все это делает упражнения в воспроизведении языкового материла необходимым компонентом обучения чтению, так как воспроизводящая память - а репродукция строится на ней - активизируется в момент активной речи.

Функционирование чтения как речевой деятельности требует  автоматизации приемов ее осуществления. Успешное протекание любой деятельности предполагает высокую степень автоматизма  операций, обеспечивающих ее процессуальную сторону. В чтении это в первую очередь относится к приемам перцептивной переработки воспринимаемого текста, т.е. техническим навыкам.

Внешним проявлением  наличия необходимых автоматизмов является высокая скорость чтения и  способность чтеца читать с разной скоростью (гибкость чтения). Все это требует специального внимания к развитию скорости чтения. При этом, однако, следует учитывать, что ее развитие - не самоцель, а доступный учителю способ управлять формированием, с одной стороны, технических навыков учащихся, а с другой - приемов и смысловой переработки читаемого, поскольку задаваемый при этом скоростной режим способствует свертыванию входящих в них аналитических операций.

Типы упражнений на овладение  навыками чтения.

   Предтекстовый этап

Цели

  • Определить/ сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
  • Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
  • По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

  1. Работа с заголовком.

По заголовку можно  попросить учащихся определить:

    • Тематику текста;
    • Перечень поднимаемых в нём проблем;
    • Ключевые слова и выражения.
  1. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
    • К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
    • Кто, по-вашему, будет главным героем?
    • Где и в какое время может происходить действие?

3.Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4.Ознакомиться с новой  лексикой и определить тематику/ проблематику текста на основе языковой догадки.

Учащимся предъявлены  следующие новые слова:

Begreifen,-i, -i – verstehen – понимать

Verwirklichen, -te, -t – осуществить

Leisten, -te, -t – достичь, добиться

Gewissenhaft – добросовестно

Schwerfallen, -ie, -a – даваться с трудом

Ausfallen – не состояться

…wäre es... - ...было бы…

Задача учащихся –  определить основную идею текста.

5. Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чём этот текст.

6. Прочесть вопросы/  утверждения по тексту и определить  его тематику и проблематику.

7. Попытаться ответить  на предложенные вопросы до  чтения текста.

 Текстовый этап.

Цели 

  • Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
  • Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания

    1. Найти/ выбрать/ прочесть/ соединить/вставить:
      • Ответы на предложенные вопросы;
      • Подтверждение правильности/ ложности утверждений;
      • Подходящий заголовок каждому из абзацев;
      • Подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;
      • Предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями;
      • Глаголы/ прилагательные/ эпитеты/ другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего-либо;
      • Описание внешности/места события/ отношения кого-либо к чему-либо.
    2. Догадаться:
      • О значении слова или слов по контексту;
      • Какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
      • Как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.

 

        Послетекстовый этап.

Цель

  • Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой/ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

    1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
    2. Доказать, что…
    3. Охарактеризовать…
    4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
    5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
    6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
    7. Рассказать текст от лица главного героя.
    8. Кратко изложить содержание текста/ составить аннотацию к тексту/ дать рецензию на текст.
    9. Придумать, что могло бы случиться, если бы… Придумать новый конец текста.
    10. Придумать новое название.
    11. Подобрать / отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
    12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.

Информация о работе Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы