Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка
В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.
1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория
Рене Декарт - 1596-1650 гг. - французский
философ, автор таких идей, как
идея создания философского языка. Согласно
Рене Декарту, философский язык должен
обладать такой исходной суммой понятий
и отношений между ними, которые
позволяли бы в результате формальных
операций по определенному алгоритму
получать выводное знание. Предполагалось,
что вся сложная система
Образцом индуктивного подхода к анализу языка является грамматика Пор-Рояль.
В XVII веке крупным научным центром становится монастырь Пор-Рояль вблизи Версаля под Парижем, прославившийся тем, что в его стенах была создана уникальная грамматика. Аббатство Пор-Рояль представляло собой женский католический монастырь. В XVII веке аббатство Пор-Рояль было центром янсенизма - религиозно-социального движения, в основе которого лежало учение голландского теолога епископа Корнелия Янсения (1585-1638 гг.), направленного в общих чертах против римско-католической церкви. Янсенизм был не только политическим движением, направленным против феодального абсолютизма, но и социальным, развивавшим педагогическую деятельность по созданию начальных школ с широкой программой обучения, построенной на сознательном усвоении материала.
После смерти кардинала Ришелье, ярого сторонника абсолютизма, в аббатстве создаются на основах янсенизма сначала женская, а затем мужская школы. Основателем школ явился аббат-философ Клод Лансло (1616-1695 гг.). Очень быстро стараниями К. Лансло монастырь становится ведущим, с высоким уровнем преподавания, учебным заведением Франции, где помимо теологического (религиозного) давалось широкое светское образование, в котором особое место отводилось изучению литературы, философии и языков. Одним из учеников был знаменитейший писатель Франции драматург Жан Батист Расин (1639-1699 гг.), известный такими произведениями, как "Федра", "Сутяги" и многими другими. В стенах данного монастыря жил и работал Блез Паскаль, выдающийся французский математик и логик, классик геометрии и теории чисел. По приказу правительства была закрыта в 1660 году мужская школа, в 1710 году - женская. В 1712 году монастырь был сожжен по велению Людовика Четырнадцатого, вставшего на сторону иезуитов. Учителя-аббаты были вынуждены бежать из Франции. И А. Арно, и К. Лансло умерли в изгнании.
Но вернемся к тому времени, когда школы существовали. Для обеспечения их работы необходимы учебники, которые создавались здесь же, в аббатстве, силами своих же монахов. Учебник по логике Антуана Арно и Пьера Николя - "Логика, или искусство мыслить", написанный в духе рационализма, опубликованный в 1662 году анонимно, получил большую известность далеко за стенами монастыря Пор-Рояль. Аббат Клод Лансло одним из первых стал преподавать латинский язык как иностранный, определив тем самым место латыни в жизни французов, что для того времени было достаточно смелым шагом. Логик Антуан Арно и языковед Клод Лансло в 1660 году (по другим сведениям – в 1662 году) написали ученый трактат под названием "Грамматика всеобщая и теоретико-критическая, содержащая основы искусства речи, которые изложены ясным и простым языком; логические основы всего того, что есть общего между всеми языками, и главные различия между ними, а также многочисленные замечания по французскому языку", более известная под названием "Универсальная и рациональная грамматика".
У авторов было стремление создать систему описания, пригодную для любого языка. Авторы подчеркивают всесилие человеческого разума. Грамматика построена на материале древнегреческого, древнееврейского, испанского, итальянского, латинского и французского языков. К основным положениям данной грамматики можно отнести следующие: язык существует для выражения мыслей человека; звуки и буквы - это средства выражения мыслей; внутренняя структура знака - значение слова; внешняя структура знака - звуки и буквы.
Грамматика состоит из
двух частей: фонетическая и грамматическая.
Слова делятся на два типа: слова
первого типа называют предмет мысли,
к ним относятся
Языковые знаки – слова – нужны человеку для обозначения и выражения готовых мыслей. Говорить – значит объяснять свои мысли при помощи знаков, изобретенных людьми для этой цели. В разделе "Синтаксис" рассматриваются отдельно учение о словосочетании и учение о предложении. Традиционным для того времени было описание языковых явлений с позиций латинского языка. Но в грамматике Пор-Рояль все явственнее проступает французский язык.
Как утверждают Б.А. Ольховиков и Ю.Б. Рождественский, "Грамматика Пор-Рояль кладет начало зарождению общего языкознания как научной дисциплины, открывает новую эпоху в исследовании языка". Авторы Грамматики Пор-Рояль продемонстрировали характерное для своего времени стремление построить всеобъемлющую грамматическую систему на основе обобщения фактов ряда конкретных языков.
Как пишет В.М. Алпатов, судьба Грамматики Пор-Рояля была весьма сложной. Она считалась образцовой до XIX века не только во Франции. Но в XIX веке в эпоху становления сравнительно-исторического направления в языкознании о Грамматике Пор-Рояль часто отзывались отрицательно и И.А. Бодуэн де Куртенэ, и Л. Блумфилд и многие другие. Возможно, что критика Грамматики Пор-Рояль в XIX веке была вызвана тем, что грамматика, описывая синхронно латинский и французский языки, не указывала на их генетическую связь, о чем не говорили вовсе в XVII веке и что было очень актуальным в XIX веке. В XX веке интерес к этой грамматике вновь проявился благодаря Ноэму Хомскому, который объявил авторов Грамматики Пор-Рояля своими предшественниками.
Грамматика Пор-Рояль названа всеобщей, универсальной, т.к. содержит сведения, общие для разных по грамматическому строю языков, или универсалии.
– явления, наблюдающиеся в типологически и генетически разных языках; явления, которые могут объединить языки, независимо от их грамматического строя.
Всеобщей данная грамматика названа (по замыслу авторов) потому, что она должна была дать описание всех известных классических и национальных языков.
Рациональной данная грамматика названа потому, что должна была дать практические, рациональные сведения о строе языка.
39.Универсально-логическое направление в языкознании 19в.
Начало XIX века характеризуется
достаточно активным развитием языкознания.
Создаются предпосылки
1 - языки без настоящих корней, т.е. без корней, способных к соединению - китайский язык;
2 - языки с односложными
корнями, способными к
3 - языки с двусложными
корнями, для которых
Анализируя корни глаголов,
Ф. Бопп пришел к выводу, что флексии
глаголов являются местоименными корнями.
С течением времени местоименные
корни слились с корнями
40.Философия языка и проблемы общего языкознания в системе взглядов В. фон Гумбольдта
Девятнадцатый век характеризуется
открытием сравнительно-
В. фон Гумбольдт считал,
что языкознание должно иметь
свою философскую базу - философию
языка. В. фон Гумбольдт первым заговорил
о языковой системе, считая, что в
языке нет ничего единичного, отдельного,
а каждый факт является элементом
системы. В. фон Гумбольдт известен
выдвижением философских
- язык одновременно диахроничен и статичен;
- язык одновременно является
средством социальным и
- язык как система закрытая, вместилище, и одновременно язык - это совокупность отдельных фактов, элементов;
- язык как цельная система и в то же время как система отдельных речевых фактов;
- язык одновременно стимулирует
к мышлению и является
Значение научной деятельности Гумбольдта в лингвистике огромно. Хотелось бы остановиться на некоторых, наиболее значимых, сторонах этой деятельности.
В. Гумбольдт изучал синхронное состояние языков. Его схема типологических классификаций языков используется до сих пор.
В. Гумбольдт своими работами
создал философскую базу под только
что появившееся и
В. Гумбольдт подчеркивает общественный, надличностный характер языка; подчеркивает социальную связь языка и мышления.
Язык, по Гумбольдту, создается индивидами, и в совокупности всем народом. В языке отражается дух народа. Организм языка – не только социальная категория, но и психологическая.
Язык – продукт деятельности всего народа, а не индивидуума.
В. Гумбольдт подчеркивает двусторонность языка по отношению к индивиду. Язык, как продукт народа, является для человека готовым, не своим, чем-то чуждым для человека. Но человек творчески пользуется им, создает языку субъективное существование.
В. Гумбольдт для различения языка и речи использует термины греческого происхождения: эргон – язык, энергейа – речевая деятельность.
Влияние В. Гумбольдта на языкознание XIX века шло практически по всем направлениям: сравнительно-историческое, логическое, психологическое, типологическое. В XX веке его идеи используются в основных направлениях: этнолингвистика (неогумбольдтианство), структурализм, логическая лингвистика, генеративная лингвистика, когнитология.
Итак, сравнительно-историческое
языкознание возникло в XIX веке. Этому
предшествовало то, что к началу
XIX века лингвистика окончательно оформилась
как самостоятельная наука. Внутри
лингвистики выделились три основные
раздела: общее языкознание (философия
языка) – понимается как общая
грамматика и философия языка; сравнительно-историческое
языкознание - изучение языков в их
сравнении и частное