Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 12:11, реферат
LCD (Liquid Crystal Display — Жидкокристаллический дисплей) технология, до недавнего времени, являлась наиболее доступной. В основе технологии лежит матрица из тысяч разноцветных (красный, синий, зелёный) кристаллов, которые пропускают через себя световой луч, окрашивая его в соответствующий цвет. Под действием электрического сигнала кристалл поворачивается, чтобы блокировать луч света. Таким образом, открывая и закрывая кристаллы определённого цвета, матрица формирует изображение, которое мы видим на экране. Из-за того, что в закрытом состоянии кристалл всё ещё остаётся прозрачным и пропускает некоторое количество света.
Многочисленные измерения, проведенные по методике ANSI, показали, что световой поток — это одна из немногих характеристик, которую в большинстве случаев можно брать непосредственно из паспортных данных. Однако при этом нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, если это одноматричный DLP-проектор, в светофильтре которого есть прозрачный и/или CMY-сегменты (в случае бюджетных кинотеатральных моделей это не редкость), то для оценки допустимых размеров экрана световой поток по паспорту нужно уменьшать раза в два, а то и в три. Во-вторых, световой поток обычно приводится для режима без какой-либо цветокоррекции (программной или с помощью оптического фильтра), приведение цветов в норму съедает еще процентов 30 (или больше). В-третьих, есть вероятность, что эксплуатировать проектор придется в режиме пониженной мощности, исходя из желания продлить срок службы лампы и снизить шум от системы охлаждения, т.е. минус дополнительные 30%. Итого, универсальный совет такой — чем больше световой поток, тем лучше. Все-таки, в домашнем кинотеатре имеет смысл использовать экран шириной от 1,5 м, а кинотеатральные проекторы для домашнего использования не отличаются избытком люменов. Однако, в случае ярких проекторов с низкой контрастностью (например, офисных или бюджетных кинотеатральных моделей) черный цвет на небольшом экране может выглядеть недостаточно черным даже в режиме низкой яркости. В данной ситуации уменьшение светового потока с помощью нейтрального серого светофильтра может оказать благоприятное воздействие на качество изображения. Заметим, что играть, наверное, комфортнее в неполностью затемненном помещении, в этом случае для игр желательно выбирать проектор с высокой яркостью (картинка выцветать будет меньше), уделяя чуть меньшее внимание контрастности изображения и шуму от системы вентиляции.
Контрастность — это очень важный параметр, определяющий качество изображения. Как уже было сказано выше, существуют два основных параметра, характеризующих контрастность — это ANSI-контрастность и контрастность full on/full off. В идеале и та и другая должны быть высокими. ANSI-контрастность является хорошим параметром, характеризующим качество всей оптической системы проектора, но в реальных условиях просмотра отличить по контрастности изображение двух проекторов, существенно различающихся по ANSI-контрастности, но одинаковых по full on/full off, очень сложно, хотя бы из-за того, что глаз, ориентируясь на яркие участки изображения, воспринимает не очень глубокий черный как абсолютно черный. Наоборот, на темных сценах недостаточная глубина черного легко выявляется, например, при сравнении черноты полос сверху и снизу картинки 2,35:1 относительно черноты вне области проекции. Как раз уровень черного на темных сценах лучше характеризует контрастность full on/full off. В итоге картинка проектора с ANSI-контрастностью, например, 300:1 и full on/full off 4000:1 будет выглядеть более контрастной, чем при ANSI 650:1 и full on/full 1500:1.
Распространенной тенденцией (LCD — часто, LCoS — реже, DLP — очень редко) стало использование адаптивного управления световым потоком с помощью изменения диафрагмы и/или яркости лампы. Для темных сцен световой поток уменьшается, для светлых — увеличивается. Это позволяет получать и приводить в характеристиках невероятную, в сотни тысяч к одному контрастность full on/full off и, в общем-то, кроме чисто маркетинговой составляющей, несколько улучшает восприятие темных сцен. В настройках проектора обычно регулируется скорость срабатывания и/или степень уменьшения светового потока. Следует учитывать, что привод динамической диафрагмы иногда является еще одним источником акустического шума, а плохая реализация алгоритма изменения светового потока может вызывать неестественные скачки яркости. Впрочем, при full on/full off контрастности порядка 4000:1 и больше особой пользы данная функция не приносит.
Даже хорошая контрастность — это всего лишь потенциал, который нужно реализовать. Именно для этого нужны хорошее затемнение и темные потолок и стены, чтобы исключить любую засветку экрана от посторонних источников или из-за переотражения. Также в случае невозможности устранить засветку может быть оправданным использование экрана с высококонтрастным полотном (см. статью «Экраны Projecta. Часть 2, выбор полотна для экрана.»).
К чему стремиться? В принципе, чтобы изображение выглядело контрастным достаточно контрастности порядка 200:1 по ANSI в сочетании с 3000:1 по full on/full off. Разумеется, более высокие значения контрастности идут картинке только на пользу. При не очень высокой контрастности основным раздражающим фактором будет серость полей, появляющихся в том случае, когда картинка фильма меньше области проекции. Поля эти можно убрать, например, уменьшив высоту экрана в случае фильма 2,35:1, и тогда субъективно изображение будет казаться более контрастным.
Также, возможно, субъективно воспринимаемый контраст можно повысить, уменьшив световой поток посредством штатных возможностей проектора или с помощью внешнего нейтрально серого фильтра. Контрастность практически не меняется при уменьшении яркости лампы, может немного увеличиваться (а может и уменьшаться) при уменьшении диафрагменного отверстия объектива, как правило, она увеличивается при увеличении фокусного расстояния объектива, а любая цветокоррекция уменьшает контрастность (незначительно при использовании оптических фильтров, сильнее — при программной коррекции). Выбирая проектор, по возможности лучше визуально оценить контрастность кандидатов. Проще всего это сделать при одновременной работе проекторов в одинаковых условиях, и если их световой поток различается несильно (нужно обязательно аккуратно настроить проекторы, так как не всегда заводские настройки являются оптимальными).
Никто не будет спорить с тем, что шум от системы охлаждения — это побочный и совершенно ненужный эффект. Правда, чувствительность у всех разная, кто-то не обращает внимания на усердное жужжание офисного проектора, кого-то раздражает едва слышное шелестение кинотеатрального проектора, работающего в режиме низкой яркости. В любом случае, чем тише проектор, тем лучше. Характеристикой шума является уровень звукового давления, выраженного в децибелах (дБ) относительно порога слышимости. Если учитывается спектральная чувствительность человеческого уха, то к дБ прибавляют букву А. К сожалению, о шумности проектора невозможно судить, исходя из приведенных производителем характеристик. Мы не беремся утверждать, что значения сознательно занижаются, вот только редко кто указывает, как именно измеряется шум. В лучшем случае, можно сравнивать паспортные данные по уровню шума проекторов от одного производителя. В тестовой лаборатории iXBT мы измеряем уровень шума, воспроизводя определенные условия (см. описание методики), поэтому полученные нами значения позволяют судить о том, какой проектор работает тише, какой громче. Согласно нашему субъективному мнению, уровень шума в 35 дБА (по нашей методике!) и меньше является приемлемым для кинотеатрального проектора домашнего использования. Разумеется, это грубое приближение, так как не учитываются реальное расположение зрителя относительно проектора, характеристики помещения, индивидуальные особенности восприятия и т.д. По возможности, выбирая проектор из нескольких вариантов, желательно лично оценить их шумность в более-менее одинаковых условиях.
Качество цветопередачи определяет насколько цвета
на экране соответствуют тем оттенкам,
которые предполагались создателями фильма.
Параметр, несомненно, важный, впрочем,
если не предполагается профессиональное
использование, то по достижении примерного
соответствия цветов, он перестает играть
большую роль. Самым железным (в прямом
смысле) способом выяснить качество цветопередачи
является тестирование с помощью фотоколориметра/
Тонкие градации оттенков должны передаваться как в светах, так и в тенях. Для компьютерного изображения в идеале должны различаться переходы в диапазоне 0-255 с шагом через 1, если и не для трех основных цветов, то хотя бы на шкале серого. В случае видеоизображения диапазон может быть чуть уже — от 16 до 235, если не используется расширенный диапазон. (Для определенности ограничимся 8-битным представлением цветов.) Чаще всего для отображения всех градаций нужно подстроить настройки яркости и контрастности, уровень черного и уровень белого или подобные им. При цифровом DVI- или HDMI-подключении режим — расширенный или обычный диапазоны — должен совпадать на источнике видеосигнала и на проекторе.
Гамма-кривая (соответствие численного представления оттенков их относительной яркости) должна быть близка к общепринятой (степенная функция с показателем 2,2). Это условие включает в себя и дополняет предыдущее. Нестандартная гамма-кривая может, к примеру, повышать контрастность в тенях, из-за чего даже в случае качественного кодирования на темных участках изображения вылезут артефакты сжатия. В проекторах встречаются как настройки, изменяющие общую кривизну гамма-кривой, так и возможность редактирования опорных точек на гамма-кривой.
Серый цвет должен иметь более-менее одинаковую цветовую температуру (в идеале — 6500 К) во всем диапазоне — от черного до белого. При этом даже не так важно абсолютное значение цветовой температуры, как ее совпадение для белого цвета и оттенков серого. При значительном расхождении узнаваемые предметы нейтральных оттенков будут иметь раздражающую цветовую примесь. Обычно в проекторах предусмотрена возможность выбора профиля глобальной цветокоррекции и/или профиля цветовой температуры, ее пошаговая регулировка и/или регулировка цветового баланса другими способами.
Если исключить профессиональное использование, то в подавляющем большинстве случаев визуальный контент (фильмы и фотографии) предназначен для отображения на устройствах, чей цветовой охват близок к охвату sRGB. Если охват значительно превосходит sRGB, то цвета будут выглядеть слишком насыщенными и изображение будет неестественным. Наоборот, в случае охвата меньше sRGB, цвета будут ненасыщенными, а изображение — блеклым. Встречаются варианты, когда один цвет пересыщен, а другие в норме или выводятся с низкой насыщенностью и т.д. Обычно в кинотеатральных проекторах можно выбрать предустановленный профиль изображения, в котором цветовой охват близок к sRGB. Если такого профиля нет, то можно попробовать скорректировать насыщенность, используя настройки изображения, но не всегда это удается, а если удается, то только уменьшить насыщенность, увеличить ее, как правило, нельзя, за одним исключением — использование встроенного или внешнего корректирующего оптического фильтра.
В общем случае цвета на экране должны быть близки к реальным, исключение — сознательное привнесение искажений на стадии производства фильма. Проще всего оценить соответствие цветов по цвету знакомых объектов: логотипы компаний, кожа человека определенной расовой принадлежности и т.д. Так как в проекторах цвет формируется по аддитивному принципу, то обычно при правильном отображении белого и оттеков серого, другие цвета отображаются более-менее адекватно. Если исключить влияние источника сигнала, то возникающие отклонения в цветопередаче можно объяснить результатом работы функций обработки изображения, и наоборот, используя настройки проектора можно попробовать устранить дисбаланс цветов (независимо от его происхождения). Для этого используются как простые регулировки, типа насыщенность одного из основных цветов, так и избирательная настройка определенного цвета (или нескольких), выбранного на экране курсором-указателем, и т.п.
Некоторые проекторы высокого класса поддерживают системы профессиональной калибровки (например, ISF).
Примером цветового дисбаланса является завышенная яркость белого поля по сравнению с яркостью цветных участков изображения. Визуально это проявляется в том, что цвета на экране выглядят тусклыми и ненасыщенными. Возникает такой эффект в случае одноматричных DLP-проекторов, в которых в светофильтре используются прозрачный и/или CMY-сегменты. В большинстве случаев для приведения яркости цветов в норму, можно настройками проектора выключить использование дополнительных сегментов. Разумеется, при этом снизится яркость белого поля, но яркость черного не изменится, т.е. в кинотеатральном режиме световой поток и контрастность будут значительно ниже заявленных значений.
Кроме основных, обсужденных выше параметров, выбирая кинотеатральный проектор, желательно обратить внимание на следующие моменты.
Оснащенность интерфейсами. Количество и типы видеовходов. Достаточно ли их и соответствуют ли они предполагаемым источникам сигналов. Возможно, наличие двух и более HDMI-входов окажется существенным преимуществом, впрочем, к проектору проще протянуть один HDMI-кабель, а коммутацию осуществлять с помощью ресивера или HDMI-коммутатора.
Есть ли выход для управления электромеханическим экраном. Редко когда, но все же может пригодиться возможность дистанционного управления (обычно по RS-232C). Некоторые модели проекторов оснащаются USB-интерфейсами и/или картоводами для автономного воспроизведения мультимедийного контента. В недалеком будущем должны стать массовым явлением беспроводные интерфейсы для приема видеоизображения.
Качество видеотракта. Четкость при аналоговом подключении. Качество интерполяции к разрешению матрицы и работы функции преобразования чересстрочных сигналов в прогрессивное изображения. Наличие функции шумоподавления. Поддерживаемые разрешение и кадровые частоты видеосигналов. Какие есть режимы геометрической трансформации.
Есть ли обрезка краев (оверскан), как она работает и можно ли ее отключить. В проекторах высокого класса можно встретить функцию интерполяции, которая с помощью специальных алгоритмов воссоздает промежуточные кадры, демонстрируемые между исходными. Эта функция может ощутимо повышать плавность и четкость движения в кадре, особенно при исходных 24 кадр/с. Впрочем, не исключено, что промежуточные кадры будут в ряде случаев создаваться не совсем правильно.
Неплохо, если проектор поддерживает входной сигнал с 24 кадр/с и отображает кадры с такой частотой — в таком режиме движение в кинофильмах выглядит немного более естественным. Однако, заметить разницу с отображением 24 кадров в режиме 2-3 (два раза, к примеру, нечетный кадр и три раза четный) при развертке 60 Гц можно, только специально обращая внимание на передачу движения при непосредственном сравнении с режимом правильных 24 кадр/с.