Информационная безопасность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы информационной безопасности играют сегодня огромную роль в сфере высоких технологий, где именно информация (особенно цифровая) становится одновременно «продуктом и сырьём». Огромный мегаполис IT построен на всемирных реках данных из разных точек планеты. Её производят, обрабатывают, продают и, к сожалению, зачастую воруют.
Говоря об информационной безопасности, в настоящее время имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретическое исследование
1.1. История и Государственная политика в области информационной безопасности
1.2. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Угрозы и их показатели.
1.3. Методика реализации политики безопасности
1.4. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США
1.5. Стеганография и ее применение в информационной безопасности
1.6. Классы информационной безопасности
1.7. Информационная безопасность Российской Федерации
Приложение
Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

Инф.безопасность.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)
  • разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;
  • определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
  • оценка состояния информационной безопасности Российской Федерации, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;
  • координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области;
  • развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;
  • проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
  • обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной сфере и сертификации средств защиты информации;
  • осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.

Компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Функции органов, координирующих деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информационная безопасность Российской Федерации затрагивает все сферы общественной жизни.

 

    1. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США

 

РД Гостехкомиссии России составляют основу нормативной базы в области защиты от НСД к информации в нашей стране. Наиболее значимые из них, определяющие критерии для оценки защищенности АС (СВТ), рассматриваются ниже.

Критерии для оценки механизмов защиты программно-технического уровня, используемые при анализе защищенности АС и СВТ, выражены в РД Гостехкомиссии РФ "АС. Защита от НСД к информации. Классификация АС и требования по защите информации" и "СВТ. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации".

РД "СВТ. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации"

РД "СВТ. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации" устанавливает классификацию СВТ по уровню защищенности от НСД к информации на базе перечня показателей защищенности и совокупности описывающих их требований. (Основным "источником вдохновения" при разработке этого документа послужила знаменитая американская "Оранжевая книга"). Устанавливается семь классов защищенности СВТ от НСД к информации. Самый низкий класс седьмой, самый высокий - первый. Классы подразделяются на четыре группы, отличающиеся уровнем защиты:

Первая группа содержит только один седьмой класс, к которому относят все СВТ, не удовлетворяющие требованиям более высоких классов;

Вторая группа характеризуется дискреционной защитой и содержит шестой и пятый классы;

Третья группа характеризуется мандатной защитой и содержит четвертый, третий и второй классы;

Четвертая группа характеризуется верифицированной защитой содержит только первый класс.

РД "АС. Защита от НСД к информации. Классификация АС и требования по защите информации"

РД "АС. Защита от НСД к информации. Классификация АС и требования по защите информации" устанавливает классификацию автоматизированных систем, подлежащих защите от несанкционированного доступа к информации, и требования по защите информации в АС различных классов. К числу определяющих признаков, по которым производится группировка АС в различные классы, относятся:

  • наличие в АС информации различного уровня конфиденциальности;
  • уровень полномочий субъектов доступа АС на доступ к конфиденциальной информации;
  • режим обработки данных в АС - коллективный или индивидуальный.

Устанавливается девять классов защищенности АС от НСД к информации. Каждый класс характеризуется определенной минимальной совокупностью требований по защите. Классы подразделяются на три группы, отличающиеся особенностями обработки информации в АС. В пределах каждой группы соблюдается иерархия требований по защите в зависимости от ценности и конфиденциальности информации и, следовательно, иерархия классов защищенности АС.

РД "СВТ. Межсетевые экраны. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации"

При анализе системы защиты внешнего периметра корпоративной сети в качестве основных критериев целесообразно использовать РД "СВТ. Межсетевые экраны. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации". Данный документ определяет показатели защищенности межсетевых экранов (МЭ). Каждый показатель защищенности представляет собой набор требований безопасности, характеризующих определенную область функционирования МЭ. Всего выделяется пять показателей защищенности:

  • Управление доступом;
  • Идентификация и аутентификация;
  • Регистрация событий и оповещение;
  • Контроль целостности;
  • Восстановление работоспособности.

На основании показателей защищенности определяются следующие пять классов защищенности МЭ:

  • Простейшие фильтрующие маршрутизаторы - 5 класс;
  • Пакетные фильтры сетевого уровня - 4 класс;
  • Простейшие МЭ прикладного уровня - 3 класс;
  • МЭ базового уровня - 2 класс;
  • Продвинутые МЭ - 1 класс.

МЭ первого класса защищенности могут использоваться в АС класса 1А, обрабатывающих информацию "Особой важности". Второму классу защищенности МЭ соответствует класс защищенности АС 1Б, предназначенный для обработки "совершенно секретной" информации и т.п.

Также к стандартам России в области информационной безопасности относятся:

  • Гост 28147-89 – блочный шифр с 256-битным ключом;
  • Гост Р 34.11-94 –функция хэширования;
  • Гост Р 34.10-94 –алгоритм цифровой подписи.

Существует много защит информационной безопасности.

Европейские стандарты безопасности

ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation

Наиболее полно критерии для оценки механизмов безопасности программно-технического уровня представлены в международном стандарте ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (Общие критерии оценки безопасности информационных технологий), принятом в 1999 году.

Общие критерии оценки безопасности информационных технологий (далее "Общие критерии") определяют функциональные требования безопасности (security functional requirements) и требования к адекватности реализации функций безопасности (security assurance requirements).

Хотя применимость "Общих критериев" ограничивается механизмами безопасности программно-технического уровня, в них содержится определенный набор требований к механизмам безопасности организационного уровня и требований по физической защите, которые непосредственно связаны с описываемыми функциями безопасности.

Первая часть "Общих критериев" содержит определение общих понятий, концепции, описание модели и методики проведения оценки безопасности ИТ. В ней вводится понятийный аппарат, и определяются принципы формализации предметной области.

Требования к функциональности средств защиты приводятся во второй части "Общих критериев" и могут быть непосредственно использованы при анализе защищенности для оценки полноты реализованных в АС (СВТ) функций безопасности.

Третья часть "Общих критериев" содержит классы требований гарантированности оценки, включая класс требований по анализу уязвимостей средств и механизмов защиты под названием AVA: Vulnerability Assessment. Данный класс требований определяет методы, которые должны использоваться для предупреждения, выявления и ликвидации следующих типов уязвимостей:

  • Наличие побочных каналов утечки информации;
  • Ошибки в конфигурации либо неправильное использование системы, приводящее к переходу в небезопасное состояние;
  • Недостаточная надежность (стойкость) механизмов безопасности, реализующих соответствующие функции безопасности;
  • Наличие уязвимостей ("дыр") в средствах защиты информации, дающих возможность пользователям получать НСД к информации в обход существующих механизмов защиты.

ISO 17799: Code of Practice for Information Security Management

Наиболее полно критерии для оценки механизмов безопасности организационного уровня представлены в международном стандарте ISO 17799: Code of Practice for Information Security Management (Практические правила управления информационной безопасностью), принятом в 2000 году. ISO 17799 является ни чем иным, как международной версией британского стандарта BS 7799.

ISO 17799 содержит  практические правила по управлению  информационной безопасностью и  может использоваться в качестве  критериев для оценки механизмов  безопасности организационного  уровня, включая административные, процедурные и физические меры  защиты.

Практические правила разбиты на следующие 10 разделов:

  • Политика безопасности;
  • Организация защиты;
  • Классификация ресурсов и их контроль;
  • Безопасность персонала;
  • Физическая безопасность;
  • Администрирование компьютерных систем и вычислительных сетей;
  • Управление доступом;
  • Разработка и сопровождение информационных систем;
  • Планирование бесперебойной работы организации;
  • Контроль выполнения требований политики безопасности.

В этих разделах содержится описание механизмов безопасности организационного уровня, реализуемых в настоящее время в правительственных и коммерческих организациях во многих странах мира.

Десять средств контроля, предлагаемых в ISO 17799 (они обозначены как ключевые), считаются особенно важными. Под средствами контроля в данном контексте понимаются механизмы управления информационной безопасностью организации.

Ключевыми являются следующие средства контроля:

  • Документ о политике информационной безопасности;
  • Распределение обязанностей по обеспечению информационной безопасности;
  • Обучение и подготовка персонала к поддержанию режима информационной безопасности;
  • Уведомление о случаях нарушения защиты;
  • Средства защиты от вирусов;
  • Планирование бесперебойной работы организации;
  • Контроль над копированием программного обеспечения, защищенного законом об авторском праве;
  • Защита документации организации;
  • Защита данных;
  • Контроль соответствия политике безопасности.

Информация о работе Информационная безопасность Российской Федерации