Информационные системы для поддержки принятия управленченских решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Мож¬но с полной уверенностью утверждать, что в середине XXI в. лиде¬рами мировой экономики и международной торговли станут те страны, которые будут обладать высокой технологией и наукоемки¬ми производствами. А это означает, что экспорт российской нефти, полезных ископаемых, торговля оружием и изделиями тяжелого ма¬шиностроения российскими фирмами займет в международной тор¬говле одно из самых последних мест и уже не будет давать того дохо¬да, который Россия имела в конце XX в.
В условиях рыночной экономики коренным образом меняется подход к управлению, от функционального - к бизнесориентированному, кардинально меняется и роль информационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Информация. Теоретические основы…………………………….4
1.1 Основные понятия курса………………………………………………..4
1.2 Экономическая характеристика информации…………………...........10
1.2.1 Понятие информации в современных экономических и
не экономических учениях…………………………………………………..10
1.2.2. Информационный аспект производства…………………………….12
1.2.3. Информация как товар, рынки информации……………………….13
Глава 2. Теория систем управления……………………………………….15
2.1 Основные понятия систем управления, информационных систем…..15
2.2 Классификация информационных систем…………………………….19
2.3 Применение информационных систем для получения конкурентных преимуществ………………………………………………………………….22
2.4 управление на основе бизнес-процессов и цепочка наращивания потребительской стоимости………………………………………………....28
2.5 Основы проектирования информационных систем…………………...31
2.5.1 методы проектирование информационных систем………................31
2.5.2 этапы разработки автоматизированных информационных систем..39
Глава 3. Стандарты управления mrp, mrp ii, erp, csrp. Crm-системы….44
3.1 основные стандарты информационных систем………………………..44
3.2 краткий обзор российского рынка систем управления предприятие..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....63
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные системы для поддержки принятия управленченских решений.doc

— 995.00 Кб (Скачать файл)

К важным свойствам информации также относятся адекватность и  доступность.

Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание.

Доступность информации — это мера возможности получить ту или иную информацию. На степень  доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.

Количественная  оценка информации и данных. Внимание к проблеме передачи и количественной оценки информации было привлечено фундаментальными работами Н. Винера, К. Шеннона (США), положившими начало теории информации. Значительный вклад в теорию информации внесли отечественные ученые А.Н. Колмогоров, А.А. Харкевич, В.А. Котельников. Только принимая за основу новизну сведений, можно дать количественную оценку информации, так как новизна сведений является следствием неопределенности сведений об объекте, процессе, явлении, а неопределенность поддается измерению. Например, сообщение имени победившего на выборах в губернаторы, если было всего два кандидата, несет меньшее количество информации по сравнению со случаем, если бы выборы происходили в кон9курентной борьбе шести кандидатов.

За единицу информации принимают количество информации, заключенное в выборе одного из двух равновероятных событий. Эта единица называется двоичной единицей, или битом (binary digit, bit).

Измерение только количества информации не отвечает насущным потребностям современного общества ¾ необходима мера ценности информации. Проблема определения ценности информации, исключительно актуальна в настоящее время, когда уже трудно даже с помощью компьютеров обрабатывать мощные информационные потоки. Разработанные методы определения ценности информации призваны сыграть существенную роль в получении человеком необходимой информации.

В информатике и вычислительной технике принята система представления  данных двоичным кодом. Наименьшей единицей такого представления является бит.

Байт ¾ это группа взаимосвязанных битов. 1 байт = 8 бит. Одним байтом кодируется один символ текстовой информации.

1 Килобайт (Кб) =  1024 байт.

Однако, повсюду, где это  не принципиально, считают, что 1 Кб равен 1000 байт. Условно можно считать, что  одна страница неформатированного машинописного текста равна 2 Кб.

1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб.

1 Гигабайт (Гб) =1024 Мб.

1 Терабайт (Тб) = 1024 Гб.

    1. Экономическая характеристика информации

1.2.1 Понятие информации в современных экономических и

не экономических учениях

Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической науки сказана с тем, что информации является несколько инородным понятием для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание. Пристальный интерес к информации сейчас во многом связан сформированием информационного общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее становится просто невозможно. Отчасти это объясняется тем, что пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях обоснованно пренебрегали, что видно на примере различных экономических учений.

Информация (по Ф. Найту) представляется как понятие, противоположное  неопределенности и обратно пропорциональное риску.

П. Хейне утверждал, что "информация является редким благом», приобретение которого связано с  затратами.

Исследование процессов  информатизации общества актуально  для Российской экономики, для успешного  развития которой необходим учет информационных аспектов современного общественного производства, разработка информационного подхода к анализу экономических явлений. Информация пронизывает всю экономику, что создает сложность исследования информационной стороны экономической жизни.

Все произведенное человечеством  несет в себе информационную составляющую. Различие и результатах производств состоит только в том, что человек потребляет либо информацию, как таковую, либо тo, что ее материализует. Соответственно и все товары:, реализуемые на рынке, содержат в себе информацию, которая имеет большую или меньшую материальную составляющую.

С развитием рынков растет количество информационных связей. Поэтому для описания всего объема информационных связей, существующих на рынке между продавцами и покупателями, введен термин рыночное информационное поле. Искажение последнего влияет на нормальное функционирование рыночной экономики, противодействует конкуренции и приводит к неоптимальному распределению ресурсов в обществе Роль государства в экономике информационного общества должна состоять в обеспечении как можно более однородного информационного поля.

Информация  как товар может существовать в двух основных формах: продажа права собственности (Информация -С); продажа права пользования (Информация -П). Информационный рынок - трехзвенная рыночная структура. включающая в  себя не только рынок информации, но и рынки сопутствующих товаров и услуг. Предлагается выделять первичный, вторичный и третичный информационные рынки Первичный информационный рынок - это непосредственно рынок информации. Вторичный информационный рынок -услуги по сбору, накоплению, передаче информации от производителей информации до их потребителей. Третичный информационный рынок - группа отраслей сферы материального производства, призванная обеспечивать техническую реализацию первичного и вторичного информационных рынков.

Увеличение  доли работников интеллектуальных специальностей приводит к усилению значения личного  фактора производства в информационном обществе Следствием данного процесса является трансформация капитализма в новую социальную систему. В основе этой трансформации лежит противоречие между собственниками интеллектуального капитала (инженеры, ученые) и собственниками физического и денежного капитала.

1.2.2. Информационный аспект производства

Информационный  аспект производства рассматривается  в последнее время прежде всего  с точки зрения понимания информации как фактора производства, и исследования преимущественно связаны с развитием  информационно-коммуникационных технологий, проникновением последних во все сферы общественной жизни.

Доказательство  того, что процесс труда имеет  в своей основе переработку информации, позволяет понять, почему в XX веке при  появлении технологий, помогающих человеку резко интенсифицировать процессы переработки и производства информации (ЭВМ и т.п.), резко повысилась производительность инженерно-технических работников. При этом производительность простых рабочих возрастала только с введением приспособлений, позволяющих лучше использовать внешние энергоресурсы.

1. Материальная услуга - это некое материальное действие, предназначенное для удовлетворения материальных потребностей (перевозка грузов и т.п.), которое представляет собой процесс материализации простой вторичной информация, где результатом материализации является сам процесс и управление им.

2. Нематериальная  услуга представляет собой процесс  переработки вторичной простой  или вторичной кодовой информации  с целью перегруппировки информации, перемещения ее в пространстве  иди во времени. Следует отметить, что нематериальная услуга всегда находит свое отражение в материальном мире, однако оно в чисто материальных измерителях (вес, цвет и т.п.) подчас столь незначительно, что им иногда можно пренебречь Но в отдельных случаях, например, определение издержек на содержание каналов связи, игнорировать материальную сторону переработка и транспортировки информации нельзя

Обобщая, можно  сказать, что все производимое человечеством  имеет в себе информационную основу.

Соответственно  и все товары, реализуемые на рынке, представляют собой информацию, которая имеет большую или меньшую материальную составляющую, использованную для ее материализации.

Можно построить  модель затрат на производство, которая  будет подходить для всех видов  производимой обществом продукции. В основе данной модели лежит деление затрат на материализацию информации или, точнее, на ее тиражирование (энергоресурсы, материальные ресурсы, людские ресурсы) и на производство информации (разработка технологий, моделей и т.п.) Согласно дайной модели, фактором производства будет выступать, прежде всего, вторичная кодовая информации технологического плана (ноу-хау, н т.п.)T затраты на которую, как правило, переносятся постепенно на конечную продукцию.

Для экономической  науки в настоящий момент в сфере непосредственного производства важно рассматривать ту форму информации, которая выступает как фактор производства

1.2.3. Информация как товар, рынки информации

Рассматривая  экономику информационного общества, необходимо заметить, что с возрастанием роли информации в экономике прослеживается и общий рост объемов транзакционных издержек. Как говорил Д. Порт, "транзакционные издержки возникают вследствие того, что информация обладает ценой и асимметрично распределена между сторонами обмена"

Необходимо также учитывать, что информация - это не обычный товар. Как правило, при купле - продаже информации объектом продажи является не право собственности на информацию, а только право ее использования. Например, покупая книгу с детективом, мы приобретаем право читать ее, но не имеем права переиздавать и тиражировать. В правовых науках данные вопросы рассматриваются » разделе "интеллектуальная собственность", К ней относят промышленную собственность и объекты авторского права.  К промышленной собственности относятся научно-технические творения человеческого разума. изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования. Авторское право распространяется на произведения изобрази тельного искусства, литературного, музыкального, кинематографического творчества. Сейчас к ним можно отнести также компьютерные программы, интегральные схемы, продукцию биотехнологии, видео- и аудиозаписи.

Информационная  рента - это продажа права пользования информацией по цене много ниже затрат на производство данной информации.

Но создание, разработка какой-либо технологии по производству потребительских благ, товарообменные операции с данной технологией - это  уже проявление информации в экономических  отношениях в ином виде. На ранних этапах развития общественного производства, когда сам производственный процесс не был столь информационно насыщен, роль человека, разрабатывающего технологию производства, как процесс производства, так и сам продукт, как правило, не учитывался. И если кто-то изобретал что-то новое, то человек как создатель игнорировался, а результат его умственного труда присваивался остальными, во многом благодари его легкой познаваемости и относительной простоте (по сравнению с современными изобретениями).

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ СИСТЕМ  УПРАВЛНИЯ.

2.1 Основные понятия систем управления, информационных систем.

Не существует никаких универсально применимых приемов  или твердых принципов, которые  бы делали управление эффективным. Однако, существуют  подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.

Рассмотрим основные концепции системного подхода. Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

При системном подходе  организация рассматривается как  система. Системный подход ¾ это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих ¾ это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, давайте сначала определим, что такое система.

Машины, компьютеры, телевизоры ¾ все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.

Все организации  являются системами и представляют собой совокупность взаимозависимых  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими  системами.

Открытые  и закрытые системы. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы ¾  пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы ¾ это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Информация о работе Информационные системы для поддержки принятия управленченских решений