Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:24, дипломная работа
Мож¬но с полной уверенностью утверждать, что в середине XXI в. лиде¬рами мировой экономики и международной торговли станут те страны, которые будут обладать высокой технологией и наукоемки¬ми производствами. А это означает, что экспорт российской нефти, полезных ископаемых, торговля оружием и изделиями тяжелого ма¬шиностроения российскими фирмами займет в международной тор¬говле одно из самых последних мест и уже не будет давать того дохо¬да, который Россия имела в конце XX в.
В условиях рыночной экономики коренным образом меняется подход к управлению, от функционального - к бизнесориентированному, кардинально меняется и роль информационных технологий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Информация. Теоретические основы…………………………….4
1.1 Основные понятия курса………………………………………………..4
1.2 Экономическая характеристика информации…………………...........10
1.2.1 Понятие информации в современных экономических и
не экономических учениях…………………………………………………..10
1.2.2. Информационный аспект производства…………………………….12
1.2.3. Информация как товар, рынки информации……………………….13
Глава 2. Теория систем управления……………………………………….15
2.1 Основные понятия систем управления, информационных систем…..15
2.2 Классификация информационных систем…………………………….19
2.3 Применение информационных систем для получения конкурентных преимуществ………………………………………………………………….22
2.4 управление на основе бизнес-процессов и цепочка наращивания потребительской стоимости………………………………………………....28
2.5 Основы проектирования информационных систем…………………...31
2.5.1 методы проектирование информационных систем………................31
2.5.2 этапы разработки автоматизированных информационных систем..39
Глава 3. Стандарты управления mrp, mrp ii, erp, csrp. Crm-системы….44
3.1 основные стандарты информационных систем………………………..44
3.2 краткий обзор российского рынка систем управления предприятие..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....63
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..
Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект.
Предприятие как организационная
система имеет определенную структуру
как в управляющей, так и в
управляемой системе. Если управляемая
система определяется технико-технологическими
особенностями данного
Информационное обеспечение управления осуществляется посредством функционирования информационной системы.
Информационная система (ИС) — это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией.
Подсистема — относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.
Информационная система представляет собой совокупность трех элементов: технологии, управления, функциональных подсистем. Если организация управляется неэффективно, то никакая информационная технология ей не поможет.
В информационной системе, также как и в организации необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром (см. рис.1).
Организации должны быть
в состоянии эффективно реагировать
и приспосабливаться к
Важной функцией информационных систем в организациях является осуществление коммуникаций. Коммуникация ¾ это обмен информацией между людьми. Осуществление коммуникаций ¾ это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.
Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией.
Обмен информацией в организации можно улучшить, внедрив ИС, которая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствовать формированию восходящих и боковых ветвей информационного обмена, развертывать системы сбора предложений, печатать материалы информативного характера для использования внутри организации.
С помощью информационных систем можно планировать объем работ, материальные и других ресурсы, осуществлять контроль за ходом выполнения плана, за производственным процессом.
Классифицировать
Более подробно мы будем рассматривать информационные системы по уровню управления предприятием. Эти системы наиболее широко распространены в практике управления предприятиями и корпорациями.
Рис.2 .Типы информационных систем
В зарубежной литературе также отмечается, что, так как имеются различные интересы, особенности и уровни управления в организации, то существуют и различные виды информационных систем. Рассмотрим рис.2.
В организации выделяют следующие уровни:
Также выделяют функциональные подсистемы: продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом.
Различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем: системы эксплуатационного уровня, системы уровня знаний, системы тактического уровня управления и системы стратегического управления.
Системы эксплуатационного уровня обеспечивают операции учета и контроля. Например, учет продаж, учет кадров, бухгалтерский учет, контроль движения материалов. Системы данного уровня представляют собой системы обработки данных.
Системы уровня знаний обеспечивают автоматизацию разработки новых видов продукции, создание и поддержку электронных архивов, извлечение информации, новых знаний из электронных хранилищ данных (CAD, DataWarehousing, OLAP, Data Mining).
Системы тактического уровня предназначены, для обеспечения контроля, анализа, управления, принятия решений, и административных действий средних менеджеров. К данному уровню относятся системы направленные на решение задач, для которых информационные требования не всегда ясны. Эти системы часто отвечают на вопросы "что, если?". Что произойдет с производственным календарным планом, если мы удвоим продажу в декабре? Как изменятся наши дивиденды, если оплата будет отсрочена на шесть месяцев? Ответы на эти вопросы часто требуют новых данных, как внешних, так и внутренних, которые не могут быть получены от существующих систем эксплуатационного уровня.
Системы стратегического уровня представляют собой инструмент помощи руководителям высшего уровня и подготавливают стратегические исследования и длительные прогнозы, как для фирмы, так и для различных внешних экономических процессов. Эти системы должны отвечать на следующие вопросы. Какое количество абитуриентов будет через три, пять лет? Каков будет уровень занятости через пять лет? Каковы длительные промышленные, финансовые прогнозы, и где нас ожидает спад? Какие изделия мы должны производить через пять лет?
В соответствии с зарубежной классификацией выделяют шесть основных типов информационных систем.
Организация имеет исполнительные системы поддержки руководства – Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы – Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений – Decision Support Systems (DSS) на тактическом (управленческом) уровне; системы управления знаниями – Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства – Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и системы обработки транзакций – Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.
Таким образом, информационные системы в организациях разработаны, чтобы помочь служащим или менеджерам на каждом уровне реализовать функции продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, и управления персоналом.
Каждая из различных видов систем может иметь компоненты, которые используются различными уровнями управления, одновременно.
Следует отметить, что наиболее эффективны интегрированные ИС, объединяющие функции всех функциональных подсистем и различных уровней управления.
Как уже отмечалось ранее, ИС сегодня играют стратегическую роль, так как помогают организации получить конкурентные преимущества. Информационная технология и ИС сами по себе не дают конкурентных преимуществ. Их нужно использовать для поддержки стратегии конкуренции.
Стратегическими ИС называют такие ИС, которые могут изменять цели деятельности, изделия, сопутствующие услуги для получения конкурентных преимуществ.
Фирма использует ИТ на трех различных уровнях конкурентной стратегии:
Нет одной стратегической
ИС, охватывающей все уровни стратегии,
для различных уровней
В табл.1 отражены стратегии, модели и информационные технологии для каждого уровня конкуренции.
Таблица1
Уровни конкуренции, стратегии, модели и информационные технологии
Уровень |
Стратегия |
Модель |
Информационные сети/ информационные технологии |
Отрасль |
кооперация, лицензия, стандарт |
модель конкурентных сил, сетевая экономика |
телекоммуникации, информационное партнёрство |
Фирма |
синергетика, центр компетенции |
центр компетенции (core competition) |
системы знаний, системы организационного управления |
Бизнес |
снижение затрат дифференциация, анализ конкуренции |
цепочка добавления потребительской стоимости (value chain) |
Custom Relationship Management (CRM), Supply Chain Мaanagement (SCM), Datamining |
Более подробно остановимся на стратегии бизнес уровня и цепочке добавления потребительской стоимости. Ключевой вопрос стратегии бизнес - уровня ¾ это «Как мы можем эффективно конкурировать на отдельном рынке?» Это может быть рынок кабельного телевидения, автомобильных пассажирских перевозок, туризма и т.д.
Основными конкурентными стратегиями этого уровня являются следующие:
Фирма, реализующая стратегию преимущества по издержкам, ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.
Фирма, реализующая стратегию дифференциации, нацеливается на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который, тем не менее, рассматривается потребителями как уникальный, в силу его дизайна, доступности, надежности и других характеристик. В результате цена не играет столь важной роли, и потребители приобретают достаточную лояльность к товарной марке.
Фирма, реализующая стратегию изменения сферы конкуренции, расширяет рынок, включаясь в глобальные рынки, или сужает рынок с фокусированием на небольших нишах, еще не освоенных или недостаточно удовлетворенных другими конкурентами. Продвижение на мировые рынки порождает изменение масштабов фирмы. Продвижение в узкие ниши рынков обеспечивается высоко прибыльным продуктом.
На уровне бизнеса
наиболее общим аналитическим
Величина добавленной
стоимости вычисляется как
Потребительская стоимость ¾ это полезность продукта или услуги, способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
Цепочка добавления потребительской стоимости (ЦДС) представляет собой совокупность работ, которые увеличивают потребительскую стоимость.
Добавление потребительской
стоимости означает, что потребитель
желает или готов оплачивать затраты
на выполнение тех работ и задач,
которые добавляют
Концепция цепочки добавления потребительской стоимости была предложена профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером и широко используется в области консультационных услуг, направленных на совершенствование деятельности компаний для обеспечения их конкурентоспособности.
Информация о работе Информационные системы для поддержки принятия управленченских решений