Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:38, курсовая работа
Мы не можем жить без пищи, одежды, жилья, предметов быта, транспорта и пр. Всё это – материальные объекты (в общем понятии – вещество). Электричество, отопление в наших домах – это энергия. Пресса, радио, телевидение, книги – информация. Значит, информатика – современная научная база информационной сферы деятельности людей.
Информатика - наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Введение
Окружающий нас мир бесконечно многообразен. Бесплодны попытки человека понять любой его объект, любое явление в исчерпывающей полноте. С зарождения науки в древности и до наших дней основным методическим принципом познания является моделирование. Модель – это упрощенное по сравнению с реальностью описание объекта или явления, учитывающее только некоторые существенные, с точки зрения исследователя, его свойства. Моделирование всегда связано с абстрагированием, с выделением общего из множества частностей. Любой учёный сознаёт, что понять – это значит найти общность, отвлекшись от частностей, а затем выяснить частности через эту понятную общность.
Одним из
первых обобщенных, абстрактных понятий
науки стало понятие “вещество”
Следующим обобщающим понятием в истории науки стало понятие “энергия”. Его появление было связано с развитием техники, созданием двигателей, технических преобразователей энергии. Наука стала активно использовать “энергетический язык” в описании природы. Физические, химические, биологические процессы стали рассматриваться с позиции передачи и преобразования энергии. Знаменитая формула Эйнштейна (Е=mc2) казалось, окончательно закрепила всеобщность энергетического подхода.
Желая исследовать
всё более сложные объекты
в технике, биологии, обществе, наука
встала перед фактом невозможности
детального описания их поведения на
языке материально-
В середине ХХ века появляется и развивается новая научная дисциплина – кибернетика. Её основатель (1948 г.) – американских математик Норберт Винер. Термин “кибернетика” на греческом языке означает “искусство управления”. Н.Винер назвал кибернетикой науку об управлении и связи в живом организме и машине.
Центральным понятием кибернетики является информация. Между элементами кибернетической системы, а также между различными системами имеют место информационные взаимодействия, т.е. обмен управляющими сигналами, знаками, командами.
Кибернетика породила новый системно-информационный взгляд на природу. Вещество – энергия – информация – это три точки зрения, три стороны, с которых наука сумела посмотреть на бесконечно разнообразный мир.
В 60-70-е
годы ХХ века информатика выделилась
из кибернетики как
В своей повседневной жизни, в производственной деятельности человек постоянно имеет дело с тремя упомянутыми выше субстанциями: веществом, энергией и информацией. Мы не можем жить без пищи, одежды, жилья, предметов быта, транспорта и пр. Всё это – материальные объекты (в общем понятии – вещество). Электричество, отопление в наших домах – это энергия. Пресса, радио, телевидение, книги – информация. Значит, информатика – современная научная база информационной сферы деятельности людей.
Информатика
- наука, изучающая
все аспекты получения,
хранения, преобразования,
передачи и использования
информации.
Глава 1. Информация и информационные процессы
Информация
– это знания, которые человек
получает из различных источников. Информация (в переводе
с латинского informatio - разъяснение, изложение)
- это ключевое понятие современной науки,
которое стоит в одном ряду с такими как
"вещество" и "энергия". Существует
три основные интерпретации понятия "информация".
Научная интерпретация. Информация - исходная
общенаучная категория, отражающая структуру
материи и способы ее познания, несводимая
к другим, более простым понятиям.
Абстрактная интерпретация. Информация
- некоторая последовательность символов,
которые несут как вместе, так в отдельности
некоторую смысловую нагрузку для исполнителя.
Конкретная интерпретация. В данной плоскости
рассматриваются конкретные исполнители
с учетом специфики их систем команд и
семантики языка. Так, например, для машины
информация - нули и единицы; для человека
- звуки, образы, и т.п.
Существуют несколько концепций
(теорий) информации:
Первая концепция (концепция К. Шеннона),
отражая количественно-информационный
подход, определяет информацию как меру
неопределенности (энтропию) события.
Количество информации в том или ином
случае зависит от вероятности его получения:
чем более вероятным является сообщение,
тем меньше информации содержится в нем.
Вторая концепция рассматривает информацию
как свойство (атрибут) материи. Ее появление
связано с развитием кибернетики и основано
на утверждении, что информацию содержат
любые сообщения, воспринимаемые человеком
или приборами. Наиболее ярко и образно
эта концепция информации выражена академиком
В.М. Глушковым.
Третья концепция основана на логико-семантическом
(семантика - изучение текста с точки зрения
смысла) подходе, при котором информация
трактуется как знание, причем не любое
знание, а та его часть, которая используется
для ориентировки, для активного действия,
для управления и самоуправления. Иными
словами, информация - это действующая,
полезная, "работающая" часть знаний.
Представитель этой концепции В.Г. Афанасьев.
В настоящее время термин информация имеет
глубокий и многогранный смысл. Во многом,
оставаясь интуитивным, он получает разные
смысловые наполнения в разных отраслях
человеческой деятельности:
Такое разнообразие подходов не случайность, а следствие того, что выявилась необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет общее название – информация.
1.2. Виды и свойства информации
По способу восприятия информацию разделяют на следующие виды: визуальная, аудиальная, вкусовая, обонятельная и тактильная. Восприятие информации происходит с помощью органов чувств:
· зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
· слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
· обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;
· вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;
· осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), наощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.
Научные исследования показывают, что свыше 90% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение и слух, около 10% - на вкус, обоняние и осязание. Мир живой природы дает великое множество примеров, когда органы чувств (органы получения информации) достигли удивительного совершенства: зоркость глаза орла, круговое поле зрения стрекозы, тонкость обоняния и слуха диких животных. Встречаются у животных и органы чувств, которых человек не имеет. Это боковая линия у рыб, ультразвуковой "локатор" у летучих мышей. У саламандры под кожей на голове есть железа, которая способна различать солнечный свет ("третий глаз"). А у змеи между глазами и носом есть участок кожи, очень чувствительный к теплу. С помощью этого органа змея воспринимает тепловую картину мира.
Рассмотрим теперь классификацию информации по форме ее представления, ограничиваясь только теми ее видами, которые "понимают" технические устройства.
· Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплики актера в театре, прогноз погоды переданный по радио. При устном сообщении информация может быть представлена только в словестной, текстовой форме.
· Числовая информация , например таблица умножения, время прибытия поезда , и т.д. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
· Графическая информация: рисунки , схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель),а числовая и словесная требуют мысленного воссоздания образа .В тоже время графическая информация не дает исчерпывающий разьяснений о передаваемой информации.
· Звуковая информация. В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной технике становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися изображениями и трехмерными образами.
Человек создает приборы, позволяющие получать информацию, которая недоступна ему в непосредственных ощущениях. Микроскопы, телескопы, термометры, спидометры - перечень, который можно продолжать и продолжать. Аналогам органов чувств человека в технических приборах соответствуют различные датчики. Получение информации называется вводом. В персональном компьютере за ввод информации отвечают специальные устройства ввода: клавиатура, сканер, дигитайзер, микрофон, мышь и многое другое.
Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Воспринимаемая информация поступает в виде энергетических сигналов (свет, звук, тепло) и излучений (вкус и запах), причем процесс поступления этих сигналов происходит непрерывно.
Чувствительные органы живого организма в основном по своей природе дискретны. Зрительные образы воспринимают клетки сетчатки глаза, тактильные ощущения возникают в чувствительных нейронах, запахи воспринимаются рецепторами обоняния, каждый из которых в любой момент времени находится либо в возбужденном, либо невозбужденном состоянии. Все чувственные восприятия преобразуются в организме из дискретной формы в непрерывную, причем информация хранится не в отдельных нейронах головного мозга, а распределена по нему целиком. Непрерывность представления, например, зрительной информации позволяет человеку уверенно воспринимать динамику окружающего мира. Дискретные величины принимают не все возможные, а только определенные значения, и их можно пересчитать.
В технике
непрерывная информация называется
аналоговой. Многие устройства, созданные
человеком, работают с аналоговой информацией.
Луч кинескопа телевизора перемещается
по экрану, вызывая свечение точек.
Чем сильнее луч, тем ярче свечение.
Изменение свечения происходит плавно
и непрерывно. Проигрыватель грампластинок,
ртутный термометр, манометр - примеры
аналоговых устройств. Некоторые бытовые
приборы могут иметь как
Идея
дискретизации непрерывного сигнала
заключается в следующем. Пусть имеется
некоторый непрерывный сигнал. Можно допустить,
что на маленьких промежутках времени
значение характеристик этого сигнала
постоянно и меняется мгновенно в конце
каждого промежутка. "Нарезав" весь
временной интервал на эти маленькие кусочки
и взяв на каждом из них значение характеристик,
получим сигнал с конечным числом значений.
Таким образом, он станет дискретным. Непрерывная
величина часто ассоциируется с графиком
функции, а дискретная - с таблицей ее значений.
Такой процесс называется оцифровкой
аналогового сигнала, а преобразование
информации - аналого-цифровым
преобразованием. Точность преобразования
зависит от величины дискретности
- частоты дискретизации: чем выше частота
дискретизации, тем ближе цифровая информация
к качеству аналоговой. Но и тем больше
вычислений приходится делать компьютеру
и тем больше информации хранить и обрабатывать.
Информация необходима человеку не вообще,
а конкретно в нужное время для ориентирования
в окружающем мире и принятия решений
о дальнейших действиях.
Свойства информации
Как и
всякий объект, информация обладает свойствами.
С точки зрения информатики наиболее важными
представляются следующие общие качественные
свойства: полезность, достоверность,
полнота, актуальность, доступность, защищенность,
эргономичность, объективность, понятность
и пр.