Информация как объект правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

Но использование компьютеров и автоматизированных технологий приводит к появлению ряда проблем для руководства организацией. Компьютеры, часто объединенные в сети, могут предоставлять доступ к колоссальному количеству самых разнообразных данных. Поэтому люди беспокоятся о безопасности информации и наличии рисков, связанных с автоматизацией и предоставлением гораздо большего доступа к конфиденциальным, персональным или другим критическим данным. Все увеличивается число компьютерных преступлений, что может привести в конечном счете к подрыву экономики. И поэтому должно быть ясно, что информация - это ресурс, который надо защищать. Ответственность за защиту информации лежит на низшем звене руководства. Но также кто-то должен осуществлять общее руководство этой деятельностью, поэтому в организации должно иметься лицо в верхнем звене руководства, отвечающее за поддержание работоспособности информационных систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1. Понятие информации…………………………………………………3
2. Информация как объект правовых отношений……………………..6
3. Порядок правовой защиты информации…………………………....12
Заключение………………………………………………………………18
Список источников………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

инф.право.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

 

2. Рассмотренные  общие свойства идеальности и  неисчерпаемости информации порождают  такое юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый  ресурс.

 

Информация  не подвержена (в отличие от большинства  вещей) физическому старению и обладает такой особенностью, как возможность  неограниченного тиражирования.

 

Это великое свойство информации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря  ему осуществляются постепенное  наращивание знаний и передача их от поколения к поколению. Однако оно дает и побочный эффект: возможность  произвольного распространения  сведений, одновременного нахождения их в полном объеме в нескольких местах и одновременного использования  любым количеством субъектов (в  том числе и конфликтующими сторонами). Свойство информации как бесконечного ресурса предопределяет конструирование  в праве систем ограничения на доступ и распространение информации, именуемые институтами тайн. С ним также связано большое количество проблем установления авторства.

 

3. Следующим  факультативным свойством информации, основанным на идеальности, является  ее самостоятельность как объекта,  независимость от среды, в которой  она находится, от носителя, на  котором сведения зафиксированы.  Ценность сведений также никоим  образом не может быть поставлена  в зависимость от стоимости  их носителя.

 

4. Для  правового регулирования отношений,  связанных с информацией, представляет  определенный интерес такое ее  свойство, как нелинейность - отсутствие  зависимости между объемом информации  и процессами, которые начинают  протекать благодаря ее воздействию.  Иными словами, количество информации и ее ценность не тождественны.

 

5. Следующей  качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение  для включения ее в качестве  объекта в какие-либо правовые  отношения, является ее субъективная  ценность, то есть значимость  для конкретного субъекта. Причем  для различных субъектов информация  будет иметь различную ценность.

 

В праве  ценность информации выражается прежде всего в стоимостных характеристиках тех действий, которые следуют за получением информации. В качестве примера здесь можно привести, скажем, факт разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В данном случае величина уголовно-правовой санкции ставится в зависимость от материального эквивалента ущерба, нанесенного противоправным распространением указанных сведений.

 

6. При  правовом регулировании важную  роль играет увязывание информации  с целью, для которой она  была получена. Например, факт противоправного  доступа к сведениям, составляющим  коммерческую тайну, из праздного  любопытства может иметь одни  правовые последствия, а то  же действие с целью их последующей  продажи конкурентам - существенно  иные последствия.

 

Таким образом, информация обладает рядом  в достаточной мере уникальных свойств, выделяющих ее среди других объектов права. Этим также обусловлена и  сложность в обеспечении эффективного правового регулирования тех  отношений, в которых она фигурирует.

 

Согласно  ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

 

Статья 128 ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги), иным имуществом, в том числе имущественными правами; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительными правами  на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами[23].

 

Законодатель, как видно из перечня ст. 128 ГК РФ, рассматривает информацию в качестве особого объекта гражданских  прав, отличного от имущества, работ  и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ.

 

Этот  факт не всегда получает адекватное отражение  в специальной литературе и правотворчестве. Точка зрения о том, что информация может в определенном отношении  рассматриваться как объект права  собственности, высказывается с  большей или меньшей категоричностью  рядом специалистов[24]. Как правило, она вытекает из отрицания необходимости  строгого разграничения между такими понятиями, как информация, с одной  стороны, и информационные ресурсы, с другой стороны.

 

Указанная точка зрения находит свое выражение  и в правовых актах. Так, например, в п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы"информационные ресурсы г. Москвы определяются как "информация (независимо от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в информационных системах и относимая в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы"[25]. Тем самым информация, во-первых, отождествлена с информационными ресурсами (в связи с чем утрачивает смысл формулировка "независимо от способа ее представления, хранения или организации"), во-вторых, отнесена к объектам права собственности. Между тем, по смыслу ст. 209 ГК РФ, объектом собственности может быть только имущество, к каковому информация, в соответствии с перечнем видов объектов гражданских прав, данным в ст. 128 ГК РФ, не относится.

 

Согласно  ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления[26]. (абз. 2); информационные ресурсы - это "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" (абз. 7). На первый взгляд здесь информация не отождествляется с информационными ресурсами, которые определяются как документы в составе информационных систем. Однако, вводя в этой же статье Федерального закона понятие "документированная информация", связывающее два предыдущих понятия, законодатель отождествляет его с понятием "документ": "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (абз. 4), - тем самым фактически становясь на позицию отнесения информации (по крайней мере, в той ее части, которая представлена в виде документов) к объектам имущественных прав. Следовательно, определяя собственника информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения как субъекта, в полном объеме реализующего полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами (абз. 11), законодатель фактически признает за ним право собственности на информацию[27].

 

Согласно  ст. 6 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" обладателем  информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

 

От  имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

 

Обладатель  информации, если иное не предусмотрено  федеральными законами, вправе:

 

1) разрешать  или ограничивать доступ к  информации, определять порядок  и условия такого доступа;

 

2) использовать  информацию, в том числе распространять  ее, по своему усмотрению;

 

3) передавать  информацию другим лицам по  договору или на ином установленном  законом основании;

 

4) защищать  установленными законом способами  свои права в случае незаконного  получения информации или ее  незаконного использования иными  лицами;

 

5) осуществлять  иные действия с информацией  или разрешать осуществление  таких действий.

 

Обладатель  информации при осуществлении своих  прав обязан:

 

1) соблюдать  права и законные интересы  иных лиц;

 

2) принимать  меры по защите информации;

 

3) ограничивать  доступ к информации, если такая  обязанность установлена федеральными  законам[28].

 

Физические  и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или  наследования.

 

Российская  Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а  также полученных путем иных установленных  Законом способов.

 

Государство имеет право выкупа документированной  информации у физических и юридических  лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

 

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной  тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих  органов государственной власти.

 

Субъекты, представляющие в обязательном порядке  документированную информацию в  органы государственной власти и  организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование  информации, содержащейся в них. Документированная  информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной  власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно - правовой формы и форм собственности, а также гражданами, формирует  информационные ресурсы, находящиеся  в совместном владении государства  и субъектов, представляющих эту  информацию[29].

 

Информационные  ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации.

 

Информационные  ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов  государственной власти и организаций  в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе  государственного имущества.

 

Информационные  ресурсы могут быть товаром, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

 

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми  правами, предусмотренными законодательством  Российской Федерации, в том числе  он имеет право[30]:

 

назначать лицо, осуществляющее хозяйственное  ведение информационными ресурсами  или оперативное управление ими;

 

устанавливать в пределах своей компетенции  режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа  к ним;

 

определять  условия распоряжения документами  при их копировании и распространении.

 

Право собственности на средства обработки  информации не создает права собственности  на информационные ресурсы, принадлежащие  другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг  или при совместном использовании  этих средств обработки, принадлежат  их владельцу. Принадлежность и режим  производной продукции, создаваемой  в этом случае, регулируются договором.

 

Таким образом, в современных условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования  которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного  гражданского общества, обеспечение  безопасности государства и граждан[31]. С другой стороны, информация становится экономическим товаром, что стимулирует  во всем мире рост нового сегмента национальной экономики - информационных услуг. Наконец, информация является мощным и эффективным  оружием[32]. Все это привело к  возникновению новых правоотношений, объектом которых является информация.

 

 

3. Порядок правовой защиты информации

 

 

Согласно  ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" защита информации представляет собой  принятие правовых, организационных  и технических мер, направленных на:

 

1) обеспечение  защиты информации от неправомерного  доступа, уничтожения, модифицирования,  блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от  иных неправомерных действий  в отношении такой информации;

 

2) соблюдение  конфиденциальности информации  ограниченного доступа,

 

3) реализацию  права на доступ к информации.

 

Государственное регулирование отношений в сфере  защиты информации осуществляется путем  установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации  об информации, информационных технологиях  и о защите информации.

Информация о работе Информация как объект правовых отношений