Коммерческая тайна: понятие, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:39, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день практически каждый субъект предпринимательской деятельности формирует свой объем конфиденциальной информации, называя ее коммерческой тайной, не всегда четко понимая, что же стоит за этим определением. Кроме того, законодатель в качестве сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, перечислил лишь ту информацию, засекречивание которой может нанести ущерб правам и законным интересам граждан и государства, и практически совсем не разъяснил, какая информация может являться коммерческой тайной. При этом анализ законодательства показывает, что абсолютно идентичные признаки характеризуют два разных объекта - коммерческую тайну и секреты производства, что также не может не вызвать справедливых вопросов о разграничении этих двух понятий.

Содержание

Введение……………………………………………………........3
Глава 1 Информация и становление режима коммерческой тайны………………………………………………………………..........5
1.1 Понятие информации……………………………….……… 5
1.2 Становление режима коммерческой тайны в РФ….……...8
Глава 2 Правовой режим коммерческой тайны………..…..…11
2.1 Понятие коммерческой тайны и ее признаки……….……11
2.2 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну……………………………………………………..…….......……18
2.3. Защита коммерческой тайны……………..………………20
Заключение……………………………………………..………29

Список использованной литературы………………………………………….………...………..30

Вложенные файлы: 1 файл

информ.отпр.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

В данной работе понятие  «коммерческая тайна» будет рассматриваться  с точки зрения определения информации, составляющей коммерческую тайну. Дополнительным основанием к данному выводу является и то, что сам законодатель фактически использует эти понятия как синонимы.

Более того, в новой редакции Закона о коммерческой тайне информация, составляющая коммерческую тайну, приравнивается к секрету производства. Однако права  на секреты производства регулируются институтом интеллектуальной собственности и, в частности, положениями главы 75 ГК РФ, что опять же, в свою очередь, не способствует единому пониманию коммерческой тайны и, как следствие, информации в целом в теории права. Складывается абсурдная ситуация, когда в отношении одного и того же объекта (секрет производства) фактически в соответствии с законодательством возможно введение двух разных по своей природе правовых режимов: режим права интеллектуальной собственности и режим коммерческой тайны.

В теории гражданского права отсутствует единая позиция  о природе коммерческой тайны. В  соответствии с наиболее распространенной точкой зрения коммерческую тайну можно  определить как правовой институт, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу информации, представляющей реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.

 

Особенностью  института коммерческой тайны является то, что фактически его нормы регулируют не отношения, связанные с нормальным функционированием коммерческой тайны  в гражданском обороте, а отношения, связанные с восстановлением  нарушенных прав – возмещением вреда, причиненного незаконным разглашением коммерческой тайны.

Также следует заметить, что не может относиться к коммерческой тайне информация, уже защищенная согласно нормам авторского или патентного права, поскольку она подлежит опубликованию. Из этого же можно выделить специфической чертой коммерческой тайны неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны.

Среди специфических признаков коммерческой тайны выделяются:

секретность (неизвестность  широкому кругу лиц) - отсутствие у  специалистов-конкурентов обладателя коммерческой тайны, работников и контрагентов правообладателя, которые не имеют доступа к его коммерческой тайне и не несут обязанности по охране ее конфиденциальности, возможности получить качественно своеобразную информацию из открытого источника информации и (или) правомерным и доступным способом; более того, обладатель информации заинтересован в сохранении сведений в тайне;

распространение конфиденциальной информации или ее несанкционированное  использование третьими лицами может  нарушить права и законные интересы обладателя данной информации, а также  других лиц, и, кроме того, причинить моральный вред и (или) материальный ущерб;

действительная или потенциальная  коммерческая ценность в силу ее неизвестности  третьим лицам - свойство информации, составляющей коммерческую тайну, в  силу которого она способна обеспечить удовлетворение имущественных и (или) неимущественных интересов обладателя коммерческой тайны, связанных с потребностью в получении конкурентного преимущества на рынке.

Действительная коммерческая ценность информации – обладатель составляющей коммерческую тайну информации получает определенный доход от ее применения, какие-либо выгоды, преимущества в связи с тем, что данная информация неизвестна другим лицам. Можно выделить два способа такого использования: введение в гражданский оборот и отчуждение в качестве товара права на коммерческую тайну и непосредственное использование коммерческой тайны в собственной хозяйственной деятельности ее обладателя. В первом случае коммерческая ценность принимает форму меновой ценности коммерческой тайны (права на нее), во втором – либо форму рыночной стоимости, либо стоимости имущества при существующем использовании. Свойство действительной имущественной коммерческой ценности присуще, прежде всего, научно-технической и некоторой другой информации, практически используемой в процессе производства товаров.

Конфиденциальная коммерческая информация должна признаваться обладающей неимущественной коммерческой действительной ценностью, когда она может быть использована при принятии решений, формировании выводов, подготовке и совершении сделок и иных операций и обеспечивать конкурентное преимущество в виде обеспечения стабильного функционирования субъекта на рынке, ограничения или пресечения вмешательства в дела со стороны конкурентов, сохранения и расширения клиентской базы, укрепления деловой репутации.

Свойством неимущественной  коммерческой ценности (действительной или потенциальной) обладает, прежде всего, сугубо деловая (торговая, финансово-имущественная) информация.

Потенциальная коммерческая ценность – применение информации в данный момент не приносит ее владельцу доход, не представляет никаких преимуществ перед другими лицами, не обладающими данной информацией, не приносит никаких выгод, но в будущем при появлении тех или иных условий или при возникновении определенных обстоятельств указанные последствия могут наступить.

Общая особенность специальных  признаков коммерческой тайны –  сочетание в них как субъективного, так и объективного начала.

Субъективное начало –  лицо, которое устанавливает режим  коммерческой тайны на принадлежащую ему информацию, самостоятельно и на свой страх и риск решает вопрос о соответствии информации названным признакам, принимая за основу оценки собственные представления о степени ее известности, доступности и ценности. Поскольку установление режима коммерческой тайны отнесено на усмотрение самого управомоченного лица, оно обязано осуществить данное право разумно и добросовестно. На обладателе коммерческой тайны лежит бремя доказывания специальных признаков и риск несоответствия информации таким признакам. В случае возникновения у уполномоченных государственных органов или иных лиц сомнений в правомерности установления или сохранения режима коммерческой тайны на информацию, в виду ее несоответствия специальным признакам коммерческой тайны, либо частное лицо считает, что принятие мер по охране конфиденциальности информации нарушает его субъективные права на поиск, получение, использование и распространение информации, заинтересованные лица вправе обратиться за защитой своих прав в суд. Бремя доказывания незаконности установления (сохранения) правового режима коммерческой тайны на информацию должно возлагаться в таком случае на истцов. Однако следует обратить внимание на то, что субъективный критерий при оценке соответствия коммерческой тайны специальным признакам не применяется, если оценки соответствия информации требуют третьи лица, заинтересованные в использовании такой информации.

В зависимости  от характера и сферы применения информации, составляющей коммерческую тайну, выделяют несколько видов информации:

технические секреты (секреты промысла, ноу-хау, фирменные  секреты) – секреты, относящиеся  к производству товаров или оказанию услуг. Могут представлять собой  изобретение, какие-либо детали производства или химические формулы, технику и дизайн;

деловые секреты (секреты бизнеса, коммерческая информация, коммерческие секреты) – финансовая, торговая или организационная информация, разглашение которой может принести убытки, в частности персональные коммерческие данные (сведения, индивидуализирующие коммерческие особенности их обладателя) и рыночная деловая информация (новая, являющаяся результатом высококвалифицированной деятельности информация в форме знания или опыта, способная к непосредственному применению в производстве и реализации товара, обладающая имущественной коммерческой ценностью).

В самом же Законе о коммерческой тайне предлагается выделять научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую  или иную информацию, основываясь  на критерии сущности информации, составляющей коммерческую тайну.

Информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая  или иная информация (в том числе  составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

 

В Законе о коммерческой тайне закрепляется перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

1) содержащиеся  в учредительных документах юридического  лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся  в документах, дающих право на  осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе  имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении  окружающей среды, состоянии противопожарной  безопасности, санитарно-эпидемиологической  и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности,  о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности  работодателей по выплате заработной  платы и по иным социальным выплатам;

 

7) о нарушениях  законодательства Российской Федерации  и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях  конкурсов или аукционов по  приватизации объектов государственной  или муниципальной собственности;

9) о размерах  и структуре доходов некоммерческих  организаций, о размерах и составе  их имущества, об их расходах, о численности и об оплате  труда их работников, об использовании  безвозмездного труда граждан  в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне  лиц, имеющих право действовать  без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность  раскрытия которых или недопустимость  ограничения доступа к которым  установлена иными федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Меры  по охране конфиденциальности информации

 

Под мерами по охране конфиденциальности информации понимают правомерные правовые (фактические  и юридические) действия обладателя коммерческой тайны и (или) уполномоченных им лиц.

Основное назначение данных мер, определяющее их правовую природу, заключается в том, чтобы,

во-первых, обеспечить установление и поддержание правового  режима коммерческой тайны в отношении принадлежащей лицу информации.

Во-вторых, меры направлены на обеспечение возникновения  у обладателя информации прав и обязанностей обладателя коммерческой тайны, а также сигнализируют третьим лицам о возникновении у них обязанности не допускать незаконных действий по отношению к обладателю коммерческой тайны.

 

В-третьих, меры по охране конфиденциальности коммерческой тайны обеспечивают защиту субъективного права на нее. Как меры защиты они могут быть отнесены к числу организационно-правовых мер (способов), принимаемых в рамках неюрисдикционной формы защиты права, то есть, к числу мер самозащиты права.

В Законе о коммерческой тайне приводится перечень мер, которые должен принимать обладатель коммерчески ценной информации по охране ее конфиденциальности:

определение перечня  информации, составляющей коммерческую тайну;

ограничение доступа  к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым  такая информация была предоставлена или передана;

регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками  на основании трудовых договоров  и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

нанесение на материальный носитель (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.

Гриф и номера экземпляров на бумажных носителях  проставляются в правом верхнем  углу первой страницы документа, на обложке  или титульном листе издания и на первой странице сопроводительного письма к этим материалам. На обратной стороне последнего листа каждого экземпляра печатается разметка, в которой указывается: количество отпечатанных экземпляров, номер, фамилия исполнителя и его телефон, дата, фамилия машинистки и срок действия коммерческой тайны (регистрационный номер проставляется на каждом листе документа). Электронные носители информации упаковываются в конверты (футляры), на которые наносится гриф "Коммерческая тайна", порядковый номер экземпляра, фамилия и подпись исполнителя; определяется порядок приема, учета и регистрации документов, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа исполнитель должен указать количество отпечатанных экземпляров, свою фамилию и дату печатания документа. Файл сохраняется на индивидуальном электронном носителе в одном экземпляре, а на компьютере, на котором производилась его подготовка и обработка, удаляется. Электронный носитель информации упаковывается в конверт (футляр), на который наносится фамилия и подпись исполнителя. Согласно Положению о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ документы с грифом "коммерческая тайна" должны находиться в специальных несгораемых шкафах или сейфах; вправе применить средства и методы технической защиты конфиденциальности информации.

Информация о работе Коммерческая тайна: понятие, признаки