Лекции по "Информационной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 23:34, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автомати-зации.
1. Информационный ресурс как основа информатизации экономической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ по ИСЭ, Смоленск.DOC

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Кодирование – это процесс присвоения условных обозначений предметам, явлениям и процессам в виде символов, букв, текста и т.д. Система в соответствии с которой осуществляется кодирование – код. Коды: 1. Порядковый. 2. Серийный. 3. Позиционный. 4. Повторяющийся. 5. Шахматный. 6. Комбинированный

Штриховое кодирование – один из типов автоматической идентификации объекта, использующим метод оптического считывания информации. Использует принцип записи  информации в двоичной системе счисления, т.е. информация запоминается как последовательность 0 и 1. Широким линиям и широким промежуткам присваивается 1, а узким 0, т.о. штриховое кодирование - способ построения кода с помощью чередования широких и узких темных и светлых полос. Виды штриховых кодов: 1. UPK универсальный товарный код, разработанный в США и применяемый в странах Америки. 2 EAN европейский товарный код. 3. ECC/EAN единый стандартизированный штриховой код, созданный в США и Канаде Необходимость внедрения штриховых кодов продиктована чрезвычайно большим объемом поставок товаров и необходимостью защиты потребителей от недобросовестных изготовителей и продавцов. Обеспечивает защиту качества изготавливаемой продукции, управление потоками информации по запросам и в реальном масштабе времени, а так же обмен информации, как внутри организации, так и между ними.

3. Понятие документа, типовой  и унифицированной системы документации.

Документ – форма человеко-читаемого носителя информации, имеющего юридическую силу, они классифицируются: 1. По сфере деятельности: плановые, учетные, статистические, финансовые, банковские и т.д. 2. По отношению к объекту управления: входящие, исходящие, промежуточные, архивные. 3. По содержанию хозяйственных операций: материальные, денежные, расчетные. 4. По назначению: распорядительные, исполнительные, комбинированные. 5. По объему отражаемых операций: разовые, накопительные. 6. По числу учитываемых позиций: однострочные, многострочные. 7. По способу заполнения: заполняемые вручную, с помощью ПК.

Каждому документу для  унифицированной системы документации должен быть присвоен код в соответствии с ОКУД – общегосударственный классификатор управленческой документации.

Требования к типовой  и унифицированной системе документации: 1. Должны иметь стандартную форму. 2. Д.б. приспособлены к машинной обработке. 3. Д.б. лишены избыточности и обеспечена полнота информации. 4. Д.б. выделена шапка. 5. Выделена содержательная часть. 6. Выделена оформительная часть.

4. Особенности документальных форм  ввода и вывода информации  при компьютерной обработке.

При использовании ЭВМ с первичного документа осуществляется по специальным  схемам (макетам). Макет определяет последовательность размещения данных первичного документа на машинном носителе. В настоящее время имеют место варианты создания макета ввода данных с первичного документа: 1. Проектирование и отражение на экране монитора точной копии первичного документа. 2. Проектируется унифицированный макет, позволяющий осуществлять ввод с разных документов, имеющих одинаковый состав реквизитов (унифицированный макет, при помощи которого осуществляется ввод платежных поручений, расходных и приходных кассовых ордеров, накладных и требований.) Аналогичный способ вывода информации осуществляется при подготовке и распечатке результатной информации. Вместе с тем при выводе результатных данных возможна произвольная форма вывода данных.

5. Варианты организации  электронного документооборота  в экономической деятельности.

При организации электронного документооборота используются следующие варианты: 1. автоматизация проектирования, заполнения и движения документов до его обработки. 2. Автоматизация обработки документов и движения их в процессе обработки. 3. Автоматизация документооборота после обработки документов.

При организации электронного документооборота используются такие программы как 1С:Электронный документооборот, 1С:Электронная почта, ППП «Галактика» с программным модулем «управления документооборотом» и др. Вместе с тем используются различные архитектуры вычислительных сетей среди которых наибольшее распространение получила архитектура «клиент-сервер» или «клиент-банк».                                                                                                           

6. Структура и содержание внутри  машинного информационного обеспечения,  назначение его элементов.

1. Система банков и баз данных. 2. Система сбора, преобразование  и передачи информации.

Внутри машинное ИО в настоящее  время может быть организовано способами:

1. Путем создания и реализации  отдельных, не связанных между собой массивов данных для решения локальных задач пользователей. 2. Путем пофайловой организации банков и баз данных, которые используются для множества пользователей неограниченное число раз.

АБД - автоматизированный банк данных, БД – база данных, СУБД – система управления базами данных. АБД – организационно-технический комплекс централизованного информационного обеспечения системы управления, в рамках которой он создается. БД – лишенная избыточности совокупность взаимосвязанных файлов данных различного применения. СУБД – универсальное программное средство, обеспечивающее эффективную работу с БД.

7. Характеристика банка  данных, состав его элементов,  значение для работы пользователя.

 

АИС:


 

 

 

 

 

 

                         

 

Формирование отдельных программ для решения задач: 1. путем организации массивов. 2. путем пофайловой организации базы данных.

Модели БД: 1. Иерархическая. 2. Сетевая. 3. Реляционная (табличная).

АБД функционально обеспечивает: 1. Рациональную организацию массивов данных, исключающую избыточность и дублирование. 2. Интеграцию данных для использования их различными подсистемами АИС. 3. Высокую достоверность обработки данных. 4. Возможность оперативного внесения изменений в организацию массивов. 5. Снижение стоимостных и временных затрат на ИО. 6. Однократность ввода первичной информации и многократность ее использования. 7. Интеграцию решения задач.

8. Роль принципа интеграции  информации и системы банков  данных:

1. Он позволяет осуществлять  одноразовый ввод данных и многократное ее использование. 2. Позволяет осуществлять коллективный доступ к данным в различных режимах. 3. Дает возможность централизованного обслуживания данных и ведения информационной базы. 4. Сокращает затраты на организацию создания и функционирования информационной базы. 5. Обеспечивает оперативность доступа и простоту общения с базами данных. 6. Позволяет использовать современные АИД в работе с данными, как в рамках вычислительных сетей, так и индивидуально на отдельных ПЭВМ. 7. Позволяет проводить эффективное администрирование базами данных, удовлетворяющее информационным потребностям различных пользователей. 8. Обеспечивает централизованный характер управления данными.

 Реализация данного принципа  дает следующее преимущества  при создании ИС предприятия: 1. Повышается производительность работы пользователей. 2. Централизованное управление данными освобождает прикладных программистов от организации данных и обеспечивает независимость прикладных программ от данных. 3. Развитая организация базы данных позволяет выполнять разнообразные не регламентированные запросы. 4. Снижаются затраты не только на создание и хранение данных, но и на их поддержание. 5. Уменьшаются потоки данных, циркулирующих в системе и сокращается их избыточность и дублирование.

9. Локальные и распределенные  базы и банки данных, их назначение  в экономической деятельности.

Банк и база данных, расположенные  на одном компьютере называются локальными, а на нескольких соединенных между собой компьютерах – распределенными они являются более гибкими, более адаптивными к окружающей среде и менее чувствительны к выходу из строя оборудования. ЛБД – работа с небольшими объемами данных и решениями несложных задач для одного или нескольких пользователей. РБД – предоставление более гибких форм обслуживания множеству удаленных пользователей при работе со значительными объемами информации.

Не смотря на значительные преимущества РБД перед ЛБД, при создании РБД  создается угроза рассогласованности данных, хранящихся в различных частях вычислительной сети. Чтобы избежать нарушения целостности системы  безопасности данных используются различные средства и методы по защите данных в вычислительных сетях. Наиболее распространенным методом защиты данных в РБД является метод тиражирования данных.

10. Этапы создания банка данных. Роль СУБД в организации банка данных.

Средствами СУБД можно организовать создание банка данных.

Этапы: 1. Разработка программы обследования той предметной области, для которой создается информационная база. 2. Само обследование. 3. Анализ собранных в результате обследования поток данных. 4. Построение вне машинной информационной базы на основании собранных и проанализированных материалов. 5. Разрабатываем собственными силами или приобретаем на рынке программных продуктов СУБД и в соответствии с имеющимися средствами СУБД подготавливаем внутри машинную информационную базу в компьютере. 6. Подготовка контрольного примера для опытной апробации работы с базой данных. 7. Опытная апробация подготовленного  банка данных и внедрение его в промышленную эксплуатацию.

11. Понятие базы знаний, ее роль в организации экспертных  систем в экономической деятельности.

В условиях перестройки экономических  отношений, образования новых организационных  структур, функционирующих на основе различных форм собственности, возникает необходимость в накоплении фактов, опыта, знаний в каждой конкретной области управленческой деятельности. Эта задача решается в результате дальнейшего совершенствования интегрированной обработки информации, когда новая информационная технология начинает включать в работу базы знаний. База знаний – сложная детально моделируемая структура информационных совокупностей (реквизит, показатель, запись, массив и т.д.), описывающих все особенности предметной области, включая факты, правила, статистику, наблюдения и т.д.

База знаний это важнейший элемент, создаваемый на рабочем месте  специалиста экспертной (интеллектуальной) системы, выступающей в роли накопителя знаний в конкретной области и выработке управляющих решений.

Процедура принятия решений – комплекс программных средств, обеспечивающих выбор оптимального решения из множества предоставленных решений.

Интерфейс – средство общения пользователя с вычислительной системой.

 

Экспертная (интеллектуальная) система:

База знаний

Процедура принятия решений

Пользовательский 

интерфейс


Тема 4. Технологические  обеспечение ИС в экономике.

1. Технологическое обеспечение  ИС, ИТ и АРМ, его цели и  задачи.

ТО – совокупность проектных решений, определяющих технологию обработки данных в соответствующих сферах деятельности, создание условий для ведения технологических операций в автоматическом режиме, а так же набор технологических инструкций и рекомендаций, подкрепляющих эти операции. Целью ТО является выбор наиболее оптимального варианта технологического процесса обработки информации в условиях использования современных ПЭВМ, программных средств, ЭММ, средств связи и передачи данных.

Основные задачи ТО: 1. Проектирование технического обеспечения и комплексных технических средств в соответствии с заданной целью. 2. Разработка вариантов, технологий обработки информации в зависимости от используемых режимов реализации этих технологий. 3. Разработка программных, математических, эргономических, лингвистических, правовых и др. средств для обеспечения эффективного функционирования АРМ, АИС, АИТ.

2. Основные виды ТО  АРМ экономиста. Его состав.

Лингвистическое обеспечение – совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в АИС, а так же правил формализации естественного языка. Эргономическое – совокупность методов и средств, обеспечивающих эффективную деятельность человека в АИС на всех стадиях и на всех этапах проектирования, внедрения и функционирования. Правовое – совокупность нормативных актов, регламентирующих процессы создания и функционирования АИС, АИТ, АРМ (договор на поставку и т.д.). Программное – совокупность программных и документальных средств для создания и функционирования АИС. Состав: 1. Системное программное обеспечение: операционная система, операционные оболочки, системы программирования, системные утилиты, средства контроля или тесты. 2. Прикладное ПО: прикладные программы пользователей, проблемно-ориентированные ППП, интегрированные. Техническое - набор комплекса технических средств по преобразованию информации, а так же методических и руководящих инструкций. Технической документации и персонала, обеспечивающий эффективную работу всей системы в целом. Комплекс технических средств – это та материальная база АИС, при помощи которой реализуются основные методы и функции управления и которая предназначена для замены ручных операций машинными. Состав: средства сбора и регистрации информации, средства передачи информации, средства обработки информации, выдачи, отображения и накопления информации. Информационное.

3. Режимы автоматизированной обработки информации в экономической работе:

1. Пакетный - без доступа к компьютеру через посредника. 2. Диалоговая. 3. Сетевая. Принципы построения: 1. Интеграции обработки данных и возможности работы пользователей в условиях компьютерных систем централизованного хранения и коллективного использования данных. 2. Распределенной обработки данных на базе развитых систем передачи данных. 3. Рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления и организации вычислительных систем. 4. Моделирования и формализованного описания данных, процедур их преобразования, функций и рабочих мест пользователей. 5. Учета конкретных особенностей объекта, в котором реализуется компьютерная обработка экономической информации. Разновидности: 1. Распределнная обработка данных. 2. Технология «файл-сервер». 3. «Клиент-сервер». 4. «UNIX-сервер» и т.д. Выбор той или иной разновидности технологии зависит от того, на каком уровне и на каком объекте внедряется данная технология, от наличия соответствующих аппаратных и программных средств, от специфики органов управления для которого внедряется данная технология. 4. Нейросетевая - аналитическая, информационная технология, основанная на использовании нейронных сетей. Нейронные сети – обобщенное название групп алгоритмов, которые умеют обучаться на примерах, извлекая скрытые закономерности из потока данных. Они работают по аналогии с принципами деятельности нейронов головного мозга и позволяют решать широкий круг специфичных задач: управление технологическими процессами, классификация состояний сложных систем, обработка системы документации с перекрестными ссылками (гипертексты), распознавание человеческой речи и абстрактных образов, решения аналитических, финансовых прогнозных и других задач, связанных с огромными потоками информации. Эти технологии облегчают специалисту процесс принятия важных и неочевидных решений в условиях неопределенности и ограниченных ресурсов. Отличительной чертой нейронных сетей является способность менять свое поведение (обучаться) в зависимости от изменения внешней среды, извлекая скрытые закономерности из потока данных. Свойства: 1. Способность обучаться на конкретных примерах. 2. Способность распознавать, прогнозировать, анализировать новые ситуации с высокой степенью точности.

Информация о работе Лекции по "Информационной экономике"